Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №6 2012

0   0
Страниц20
ID208360
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2012 .— №6 .— 20 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208360 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

20-летие отмечает один из старейших в Санкт-Петербурге культурных форумов – Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга», возглавляемый заслуженной артисткой России Марией Сафарьянц. <...> Фестиваль открылся в день города, 27 мая, в величавом Гербовом зале Государственного Эрмитажа концертом Оркестра саксофонов под руководством знаменитого итальянского музыканта Федерико Мондельчи. <...> Завершит юбилейный фестиваль концерт 1 июля в Александровском дворце, в котором прозвучат две гениальные музыкальные трактовки знаменитой поэмы монахафранцисканца Якопоне да Тодди «Stabat mater» - А. <...> В исполнении примут участие сопрано Марина Зятькова (Италия) и ансамбль солистов Константиновского оркестра. <...> В испол- В НОМЕРЕ: Свой двадцатилетний юбилей отмечает международный фестиваль «Звезды белых ночей», открывшийся 25 мая на сцене Мариинского театра. <...> Под управлением маэстро Валерия Гергиева здесь прошла премьера оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского в первоначальной редакции этого шедевра. <...> По словам Юрия Лаптева, Советника Президента Российской Федерации, l театр народного артиста России: «Услышать коллективы, провести параллели, что называется «сверить часы» вот те возможности, которые нам предоставляет этот фестиваль. <...> www.symphonyfest.ru www.valery-gergiev.ru АСКАР АБДРАЗАКОВ – ГОСТЬ ИЮНЬСКОГО НОМЕРА lЯ хореография июня) всех симфоний и концертов Брамса, дирижировать которыми будет Гергиев, а солировать - пианисты Рудольф Бухбиндер, Ефим Бронфман и скрипачи Николай Цнайдер и Пинхас Цукерман. <...> Авторитетный австрийский журнал «Festspiele Magazin» включил Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» в десятку лучших фестивалей мира. <...> Мариинские «Звезды...» – единственный российский фестиваль в этом рейтинге – оказался в достойном окружении лучших мировых фестивалей: Зальцбургского, Байройсткого, фестивалей в Брегенце, Люцерне, Экс-Эн-Провансе и других. <...> Австрийские эксперты поставили «Звезды белых ночей» на восьмое <...>
Музыкальный_Клондайк_№6_2012.pdf
June_March.qxd 15.06.2012 17:07 Страница 1 № 6 (115) ИЮНЬ 2012 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС - издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у ры l Юбилейный фестиваль проходит этим летом в городе белых ночей. 20-летие отмечает один из старейших в Санкт-Петербурге культурных форумов – Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга», возглавляемый заслуженной артисткой России Марией Сафарьянц. С 27 мая по 1 июля великолепные дворцы, храмы и особняки города наполнятся звуками музыки в исполнении прославленных певцов и музыкантов из разных стран мира – России, Италии, США, Аргентины. Концерты звезд мировой музыкальной сцены, премьерные исполнения и новые имена порадуют публику фестиваля, за 20 лет ставшего неотъемлемой частью культурной жизни петербуржцев и гостей города. Фестиваль открылся в день города, 27 мая, в величавом Гербовом зале Государственного Эрмитажа концертом Оркестра саксофонов под руководством знаменитого итальянского «ДВОРЦЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» му зы к а l в о к а л l PDF версию читайте на www.muzklondike.ru х о р е о г р а фи я l ФЕСТИВАЛЬ СИМФОНИЧЕСКИХ ОРКЕСТРОВ МИРА т е а т р народного артиста России: «Услышать коллективы, 2 прекрасных инструменмузыканта Федерико Мондельчи. Центральным событием фестиваля станет концерт абсолютной мегазвезды мировой оперы – аргентинского тенора Хосе Кура, который состоится 16 июня в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича. тальных вечера ждут публику 3 июня в Павловском дворце и 20 июня в Михайловском замке. В Павловском дворце выступят кларнетист-виртуоз, один из ярчайших представителей знаменитой итальянской кларнетовой школы Джампьеро Собрино, «золотая арфа России» Софья Кипрская и Мария Сафарьянц (скрипка) в сопровождении Архангельского камерного оркестра под управлением Владимира Онуфриева. В Михайловском замке впервые в рамках фестиваля состоится концерт итальянского пианиста, лауреата Международных конкурсов «ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ» В ПЕТЕРБУРГЕ ОТКРОЕТ «БОРИС ГОДУНОВ» Свой двадцатилетний юбилей отмечает международный фестиваль «Звезды белых ночей», открывшийся 25 мая на сцене Мариинского театра. Под управлением маэстро Валерия Гергиева здесь прошла премьера оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского в первоначальной редакции этого шедевра. Постановку осуществил британский режиссер Грэм Вик, называющий «Бориса Годунова» своей любимой русской оперой. Двадцатого июня состоится еще одна премьера «Звезд белых ночей» - «Реквием» Верди в постановке Даниэля Финци Паски. Главной балетной премьерой фестиваля станет «Сон в летнюю ночь» в хореографии Баланчина (6 и 7 июня), а центральным событием симфонической программы - исполнение в течение четырех вечеров (13, 15, 21 и 29 Джованни Беллуччи. В его исполнении прозвучат сочинения композиторов-романтиков – Шопена, Шумана, Листа, Рахманинова. Завершит юбилейный фестиваль концерт 1 июля в Александровском дворце, в котором прозвучат две гениальные музыкальные трактовки знаменитой поэмы монахафранцисканца Якопоне да Тодди «Stabat mater» - А. Скарлатти и Л. Боккерини. В исполнении примут участие сопрано Марина Зятькова (Италия) и ансамбль солистов Константиновского оркестра. www.palacefest.ru С 1 по 11 июня в Москве проходит VII Фестиваль симфонических оркестров мира - одно из самых ожидаемых событий столичного музыкального сезона. Гостями форума впервые стали коллективы из-за океана - симфонические оркестры Южной и Северной Америки. Каждый из них исполнит по две программы, представляя наряду с европейской классикой музыку своего региона. Национальный симфонический оркестр Кубы и Филармонический оркестр Боготы (Колумбия) посвятят два вечера зажигательным сочинениям композиторов Латинской Америки. В исполнении оркестров прозвучат также Чайковского, произведения РимскогоКорсакова, де Фальи, Респиги и - впервые на фестивале - Малера. Хьюстонский симфонический оркестр (США), во главе которого стояли крупнейшие дирижеры мира от Леопольда Стоковского до Андре Превина, сыграет симфонии Моцарта, Брукнера и Шостаковича. Событием фестиваля станет российская премьера симфонии «Атомный доктор» знаменитого американского композитора Джона Адамса. По словам Юрия Лаптева, Президента Советника Российской Федерации, июня) всех симфоний и концертов Брамса, дирижировать которыми будет Гергиев, а солировать - пианисты Рудольф Бухбиндер, Ефим Бронфман и скрипачи Николай Цнайдер и Пинхас Цукерман. Главным юбилейным событием «Звезд белых ночей» станет исполнение оперы Мусоргского «Хованщина», солисткой в которой, как и 20 лет тому назад, выступит Ольга Бородина. «Звезды белых ночей» завершатся 15 июля. За восемь недель на фестивале будет дано более 100 концертов и спектаклей. Авторитетный австрийский журнал «Festspiele Magazin» включил Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» в десятку лучших фестивалей мира. Мариинские «Звезды...» – единственный российский фестиваль в этом рейтинге – оказался в достойном окружении лучших мировых фестивалей: Зальцбургского, Байройсткого, фестивалей в Брегенце, Люцерне, Экс-Эн-Провансе и других. Австрийские эксперты поставили «Звезды белых ночей» на восьмое место, следом идет знаменитый Эдинбургский, а замыкает десятку Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро, Италия. www.valery-gergiev.ru АСКАР АБДРАЗАКОВ – ГОСТЬ ИЮНЬСКОГО НОМЕРА l ВО СЛАВУ НАРОДНОГО ТАНЦА ЮБИЛЕЙНЫЙ «БЕНУА» l Я РАССКАЖУ ВАМ ПЕСНЮ… l «НОЧЬ СТОЛЕТИЯ» В МУЗЕЕ ГЛИНКИ ВОЛШЕБСТВО НАЗЫВАЛОСЬ «ДЖАЗ» l КОНКУРС ОПЕРНЫХ АРТИСТОВ l ДАВАЙТЕ РАЗМЫШЛЯТЬ О КОУЧИНГЕ ВМЕСТЕ! l PLHFDCNDEQNT! Z DFIF NTNZ! ПОСИДЕЛКИ 5 О'CLOCK. провести параллели, что называется «сверить часы» - вот те возможности, которые нам предоставляет этот фестиваль. Каждый раз устроители находят что-то интересное, какую-то изюминку. Нельзя не вспомнить Владимира Теодоровича Спивакова, когда в прошлом году стипендиаты его фонда, молодые талантливые музыканты, играли с именитыми оркестрами и дирижерами. Это была определенная веха в их творческой биографии, для кого-то и путевка в жизнь. Это очень важно. Надо сказать, что для российских оркестров большое испытание выступить в череде приглашенных зарубежных гостей. И мы постепенно развенчиваем миф о том, что у нас не так много музыкантов мирового уровня». Заключительный концерт фестиваля посвящён 1150летию российской государственности и юбилеям народной победы 1612 и 1812 годов. В этой программе публику ожидает ретроспектива музыки, написанной к важным датам отечественной истории - от «Стихиры» Ивана Грозного до проекта Гимна СССР Георгия Свиридова. www.symphonyfest.ru В НОМЕРЕ:
Стр.1
June_March.qxd 15.06.2012 17:07 Страница 2 www.artcen ter.ru Указ Президента Российской Федерации о Министре культуры Российской Федерации. www.muz klon di ke.ru Российской Федерации назначить Мединского Владимира Ростиславовича Министром культуры Российской Федерации. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль В первые дни лета в Москве состоится грандиозная испанская фиеста Международный фестиваль фламенко «ЎViva Espaсa!». Энергичный трехдневный праздник испанской культуры и танца пройдет 2, 3, 4 июня 2012 г. в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Успешно отметив десятилетний юбилей, Международный фестиваль фламенко «ЎViva Espaсa!» продолжает радовать ценителей искусства фламенко. В 2012 году Фестиваль «ЎViva Espaсa!» пройдет в 11-ый раз. В рамках насыщенной программы, состоящей из дневного и вечернего отделений, гости мероприятия смогут не только насладиться искусством современного фламенко, но и попробовать культуру и традиции Испании на вкус. Ежедневно за час до мероприятия в фойе концертного зала им. П. И. Чайковского будет проходить фотовыставка, посвященная фламенко, выставка-ярмарка испанских товаров, дегустация лучших испанских вин и деликатесов национальной кухни страны. Также в программе заявлен розыгрыш туристических путевок в Испанию. А длинными летними вечерами исполнители огненного танца, музыканты и кантаоры будут погружать зрителей в волшебный мир фламенко. Начало вечернего отделения в 19.00 ежедневно, в рамках концертной программы 2012 года на сцене Московской филармонии выступят такие звезды мировой величины, как: Хавьер Латорре, Конча Хареньо, Ла Монета, Уго Лопес, Пастора Гальван и Хуан Гомес «Чикуэло». Также впервые за историю фестиваля в программе запланировано отделение специально для молодых ценителей фламенко. 3 июня в честь Дня защиты детей вниманию юных зрителей будет представлена постановка «БреНенские Музыканты», подготовленная кукольным театром из Севильи «Buho y Maravillas». Продолжая традицию прошлого года, в рамках концертной программы 2-ого дня фестиваля состоится торжественное награждение лауреатов премии «Золотая Кентаврита2012». Победителям в 5-ти номинациях будет вручен главный приз фестиваля – статуэтка Золотой Кентавриты. http://fiestaflamenco.ru Нижегородская государственная академическая филармония им.М.Ростроповича завершит концертный сезон 2011-2012 в июне очередным ярким праздником – XII Международным фестивалем искусств имени А.Д.Сахарова! В этом году ему исполнится 20 лет и он пройдет в Нижнем Новгороде с 3 по 16 июня 2012 года. За годы существования фестиваль приобрел широкое международное признание и с 1999 года является первым российским фестивалем, принятым в члены Европейской Ассоциации Фестивалей при ЮНЕСКО, которая объединяет лучшие фестивали 56 стран мира. Основной концепцией предстоящего Сахаровского фестиваля по-прежнему остается интернациональная идея «Русское искусство и мир — укрепление международных творческих контактов деятелей искусств, показа взаимодействия и взаимовлияния отечественной и мировой культур. В этом году разнообразные по жанрам фестивальные программы объединят более 300 артистов из 6 стран мира - России, Франции, Литвы, Италии, Израиля и Нидерландов. Помимо музыкальной составляющей на фестивале будут представлены и другие виды искусств. Инновационный синтезированный проект Михаила Рудя — программа «Картинки с выставки». В ней исполнение легендарного фортепианного цикла Модеста Мусоргского сопровождается видеоинсталляцией, основанной на картинах Василия Кандинского. http://www.music-nn.ru С 28 июня по 4 июля пройдет III Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В программе представлены разнообразнейшие направления – традиционное народное искусство и его новые интересные интерпретации, классика и авангард. Помимо музыки, пространство фестиваля наполнят музыкальный театр, изобразительное искусство, лэнд-арт, фотография и кино, а также живые дискуссии критиков и искусствоведов. http://www.apfest.ru 4-6 июня 2012 года в Московской Усадьбе-Музее «Останкино» и Доме Журналиста успешно прошел III Открытый Конкурс «Дети играют старинную музыку». Подробности об этом уникальном событии читайте в июльском номере газеты «Музыкальный Клондайк». С МИРУ ПО Н ТКЕ АСКАР АБДРАЗАКОВ: «КАЖДЫЙ РАЗ ВЫХОДИШЬ НА СЦЕНУ, КАК В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ» В соответствии с пунктом «д» статьи 83 Конституции - В самом начале карьеры Вы, Аскар, по существу, сразу оказались на вершине признания. А ведь в творчестве самое главное - не потерять планку. - Планку держать нужно. Это верно. О званиях я никогда особенно и не думал, меня они не очень согревают. Конечно, приятно, что твой труд оценили, что тебя услышали, отметили. Но ведь для меня все это - повседневная работа. Каждый раз выходишь на сцену, как в последний раз, стараешься отдать все. Когда заканчиваю петь арию и наступает та самая пауза между звучанием и реакцией зрителей, безумно волнуюсь: как меня оценили, как поняли? За эти мгновения в голове проносится многое. Творческое волнение ощущаю постоянно. - Чего Вам хотелось достичь в жизни? - Я не спортсмен, чтобы чего-то достигать. С самого начала карьеры мечтал о самых знаменитых басовых партиях, но с этим не нужно спешить, не нужно стараться ухватить все сразу. Лучше идти вперед постепенно. - Что Вам удалось сделать за время, прошедшее после состоявшейся в 1999 году в Самаре мировой премьеры оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного», которую осуществили Мстислав Ростропович и Роберт Стуруа и в которой Вы исполнили заглавную партию? - Сделать удалось многое. Тогда прямо из Самары я поехал в Аскар Абдразаков родился в Уфе. Окончил Уфимский институт искусств и аспирантуру Московской консерватории, класс профессора Ирины Архиповой. Являлся солистом Национальной оперы Башкортостана, в двадцать шесть лет был удостоен звания народного артиста этой республики. Является обладателем Гран-при и первых премий международных конкурсов вокалистов, в числе которых конкурсы имени Марии Каллас в Афинах, имени Шаляпина в Казани, имени Рахманинова в Москве. Абдразаков исполняет ведущие партии мирового басового репертуара. Ему довелось петь на лучших оперных подмостках мира: в миланском Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен опера, парижском «Шатле», на таких крупных европейских фестивалях, как фестиваль оперного искусства в Арена ди Верона в Италии, музыкальный фестиваль в Кольмаре во Франции, выступать с великими маэстро Клаудио Аббадо, Лорином Маазелем, Мстиславом Ростроповичем, Валерием Гергиевым. Аскар Абдразаков был в числе звездных участников прошедшего недавно в Самаре Международного фестиваля оперного искусства имени Ирины Архиповой. - Поговорим, Аскар, о Ваших истоках как оперного певца. Что привело Вас на эту стезю? - Все началось с выступлений на школьных вечерах. Многие отказывались, скромничали, а я был решительным. Однажды взял в руки гитару и спел. Всем очень понравилось. Честно говоря, не ожидал, что будут такие овации. В то время не было и речи ни о какой постановке голоса. Вслед за этим мне предложили участвовать в районном вечере – и пошло… Стали меня терзать, а тут экзамены. Очень коварная ситуация: публика тебе аплодирует, но за невыученные уроки от учителей все равно можно схлопотать «на орехи». К учебе относился ответственно, экзамены сдал хорошо, без троек и поступил на подготовительное отделение Уфимского института искусств. - В Вашей семье есть музыканты? - Среди старшего поколения музыкантов нет, есть любители, но все профессионалы своего дела. Мой отец был главным режиссером киностудии, мама – художник. Ну, а братишка Ильдар тоже бас. Он учился на вокальном отделении у того же педагога. Его карьера складывается замечательно, сегодня он поет на лучших сценах мира. - Сразу ли у Вас сформировался бас или вначале были сомнения по поводу характера вашего голоса? - Тип моего голоса по его тесситуре и тембру определила мой педагог, когда у меня закончился мутационный период. Я-то сам не понимал тогда этих тонкостей. Многие говорили, что у меня бас-баритон, но она настаивала: бас. А то, что голос легко шел наверх, так это по молодости лет: в нем были высокие обертоны. - Как начиналась Ваша творческая карьера? - После второго курса института я принял участие в проходившем в Алма-Ате Конкурсе имени Глинки, который был последним из всесоюзных. Домой вернулся лауреатом и был принят стажером в Уфимский оперный театр, в котором проработал много лет. С самого начала оперной карьеры я понял, что искусство не выносит никакого соседства, никакого постороннего вмешательства. Ему нужно отдаваться целиком. Не понимал тех, кто пытался совместить пение с занятиями коммерцией, бизнесом. Нужно быть профессионалом своего дела, и тогда, как правильно сказала Ирина Константиновна Архипова, люди сами тебе все дадут. Это золотые слова, они мне запали в душу. - Какие из исполненных в те годы партий Вам особенно дороги? - Начал я с партии Собакина в «Царской невесте», очень певучей, красивой. Затем был Кончак в «Князе Игоре», где я по-настоящему нашел себя. Партия эта мне особенно по душе: я сам мусульманин. - Но Кончак – он ведь хищный, коварный человек. - Да, хищный, но в то же время и стратег. У него есть голова на плечах, а я больше всего ценю в людях голову, ум. № 6 июнь 2012 2 Италию на постановку «Мазепы» в Ла Скала - пел Кочубея. Затем были фестиваль в Арена ди Верона, гастроли в мадридском театре Реал-опера, в театре Лисео в Барселоне. Этот перечень можно продолжить. Если ты соответствуешь требованиям, работы всегда много. Чтото, может быть, получается не так хорошо, как бы хотелось - бывает и такое. Но от этого никуда не деться. Всегда пою те партии, которые мне полезны по голосу в соответствующий период. Теперь это уже и Борис Годунов, и Заккария в «Набукко», и Мефистофель в операх Бойто и Гуно. Жизнь не стоит на месте, нельзя останавливаться и в творчестве. С начала 2000-х годов около семи лет я постоянно жил в Испании: оттуда было удобно ездить по Европе. Конечно, приезжал и в Россию. Сейчас я живу в Москве, работаю в Мариинском театре и по контрактам во многих театрах мира. - Комфортно ли Вы чувствуете себя за рубежом? - Для меня нет существенной разницы, где петь: в России или за рубежом. Зритель везде одинаков - и там, и здесь. Но что мне больше всего нравится у наших людей – это душа, сердце. Западная публика более чопорна, хотя и принимает очень хорошо. - С кем из мировых звезд Вам довелось пересечься на оперных подмостках? - Пожалуй, сразу всех и не вспомнишь. Это и тенор Пласидо Доминго, и баритон Лео Нуччи, и наша сопрано Мария Гулегина, которую я приглашал в свой гала-концерт в Лозанне. Такой же проект у меня будет с Дмитрием Хворостовским. Кстати, с братом Ильдаром не так давно мы пели в моцартовском «Дон Жуане». Он заглавную партию, а я Лепорелло. Это было в Вашингтоне, спектакль шел под управлением Пласидо Доминго. - Как Вы относитесь к камерному музицированию? - Замечательно. Одна из моих любимых работ – «Песни и пляски смерти» Мусоргского, которые я готовил с Ириной Константиновной Архиповой. Это была своего рода эстафета мастерства. Ее педагог Малышева работала со Станиславским, а я многое воспринял от Ирины Константиновны. Это для меня бесценно. Скажу честно: всегда ловил каждое ее слово, оно на вес золота. Сейчас готовлю запись диска романсов Глинки, Даргомыжского и Бородина. - Сохраняются у Вас связи с родной Башкирией? - В Уфу приезжаю только навестить родственников. Мы там бываем с Ильдаром. - Какое-то время Вы были большим чиновником – Министром культуры Башкортостана. - Это получилось совершенно случайно. Во время одного из моих приездов в Уфу меня долго уговаривали, и я дал на это согласие. Подумал: почему не попробовать, тем более, что у меня оставалась возможность ездить, гастролировать. К тому же хотелось чем-то помочь коллегам. Но все оказалось очень сложно. Чиновничья работа – неподъемный пласт. Чтобы что-то сделать, нужны не год и не два. В конечном счете, я понял, что нужно либо служить в Министерстве, либо петь. И я сделал выбор. - И в заключение - несколько слов об Ирине Константиновне Архиповой, которой посвящен нынешний самарский оперный фестиваль. К Вам она относилась с особой теплотой и симпатией. - Об Ирине Константиновне у меня остались самые добрые, наилучшие воспоминания. Для меня она – великий образец прекрасного в искусстве. Она воплощала в себе и лучшие черты человечности, гуманизма. Всегда была готова помочь молодым. Ирина Константиновна ко всему относилась очень ответственно и требовала того же от коллег и от своих учеников. И все отвечали ей этим, потому что иначе поступить было невозможно. Когда мне задали вопрос, смогу ли я принять участие в этом фестивале, я ответил, что об этом можно было и не спрашивать. Как я мог отказаться, ведь это первый фестиваль, посвященный Ирине Константиновне, которая так много сделала для меня. Беседу проводил Валерий ИВАНОВ На фото Дениса БАТУРИНА: А.Бородин «Князь Игорь» Кончак - Аскар Абдразаков ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА»
Стр.2
June_March.qxd 15.06.2012 17:07 Страница 3 www.muz klon di ke.ru XI Московский пасхальный фестиваль. Столичные эксклюзивы Московский пасхальный фестиваль, инициатором и художественным руководителем которого является один из самых ярких представителей мировой музыкальной элиты маэстро Валерий Гергиев, длился с 15 апреля по 9 мая. За эти 25 дней состоялось более 150 спектаклей, симфонических, хоровых и камерных концертов, а также звонильная неделя. Концерты прошли в Москве, во многих городах российской провинции и в столицах зарубежья, в них приняли участие избранные отечественные и зарубежные солисты и коллективы. ПРОКОФЬЕВСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ МАЭСТРО Доминантой столичных симфонических концертов нынешнего фестиваля стало творчество Сергея Прокофьева. Две чрезвычайно насыщенные и жанрово разнообразные прокофьевские программы довелось услышать в Большом зале Московской консерватории. В исполнении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прозвучали Четвертая, Шестая и Седьмая симфонии, Четвертый и Пятый фортепианные концерты композитора, а также фрагменты из балета «Золушка» и из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Далеко не все эти сочинения Прокофьева одинаково популярны. Одна из причин - отсутствие понастоящему заинтересованных в достойной их интерпретации музыкантов. Эту миссию взял на себя маэстро Гергиев, по существу вновь открывший слушателям творчество композитора во всем его масштабе и величии. Прокофьев предстал бесспорным музыкальным гением ХХ столетия. Сегодня, в начале нового тысячелетия, музыка Прокофьева воспринимается по-иному, не так, как, скажем, полвека назад. Даже странно, что в свое время многое из написанного композитором почиталось как нечто авангардное, малопонятное и чрезвычайно сложное для восприятия рядовыми слушателями. Под управлением Валерия Гергиева сочинения Прокофьева заиграли яркими красками. Их гармонии полны очарования и особой грации. А какое богатство мелодий, какая бездна воплощенных в них самых разных эмоциональных состояний. В написанной в 1929 году Четвертой симфонии мимолетно проскальзывают мелодические и интонационные обороты более поздних популярных оперных и балетных сочинений композитора, например, «Золушки», «Ромео и Джульетты». Дирижеру и оркестру удалось передать драматическую, а подчас и трагическую сущность Шестой и Седьмой симфоний, написанных в завершающий период творчества композитора. Концерт №4 написан в 1931 году по заказу австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. В исполнении пианиста Алексея Володина - одного из талантливых молодых представителей русской фортепианной школы, это сочинение, требующее филигранной техники и особой внутренней энергетики, прозвучало мощно и выразительно, как если бы оно исполнялось не одной, а двумя руками. С Концертом №5, требующим особой виртуозности и экспрессии, отлично справился Сергей Бабаян, индивидуальности которого присущи столь необходимые для этого сочинения взрывной темперамент и напор. Волшебной россыпью изысканно чарующих мелодий предстала музыка к балету «Золушка». В прозвучавшей сюите покорило буквально все: и таинственно-грациозные вальсы, и мазурка, и картина приближающейся полночи. Услышать не так часто звучащую на концертной эстраде симфоническую сюиту из музыки к спектаклю «Египетские ночи» - особая удача. Эта музыка написана Прокофьевым в 1930-е годы по заказу руководителя Камерного театра Александра Таирова. Сочинение насыщено восточной негой и страстью и передает чувственную, сладострастную атмосферу, которая предваряет кровавую развязку. Особый шарм исполнению придало участие известных драматических актеров Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова, чье безупречное по выразительности и проникновенности чтение стихотворных текстов явилось как бы еще одним голосом общей музыкальной партитуры. Звучание оркестра Мариинского театра как всегда отличали особое благородство, абсолютная сбалансированность и редкостный диапазон динамических оттенков – от широких кантиленных разливов и мощных звуковых лавин до осторожных, едва различимых шорохов. Маэстро Гергиев поднимает, властно ведет за собой музыкантов оркестра, задавая эмоциональный тонус его игре. Гергиев - само воплощение звучащей музыки. В нем пульсирует каждый нерв, отзываясь на самые мимолетные изгибы мелодии, ритма. Все это отражается в жестах маэстро, то резких, экспрессивных, то внешне мягких, но по-прежнему волевых и полных внутренней энергии. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОНЦЕРТ Один из благотворительных концертов фестиваля по традиции прошел в актовом зале Московского университета имени М.Ломоносова. На буклетах, которые получили все присутствовавшие на этом концерте студенты, преподаватели и ветераны ведущего вуза страны, слова: «Ректор Московского университета приглашает…». Огромный, вмещающий более двух тысяч человек актовый зал университета был заполнен до отказа. Оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева вдохновенно исполнил программу, которую составили увертюра к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила», адажио для струнного оркестра Симфония Сэмюэла №6 Барбера, Дмитрия Шостаковича и адажио из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Ректор Московского университета Виктор Садовничий сообщил, что Ученый совет университета на своем собрании постановил за уникальный вклад в развитие культуры и самоотверженное служение музыке удостоить Валерия Гергиева высшей награды - звания Почетного доктора Московского университета с предоставлением ему прав и почестей, установленных законом и университетскими обычаями. Перед вручением награды в соответствии со сложившейся церемониальной традицией Виктор Садовничий задал Валерию Гергиеву два вопроса: «Готовы ли вы всегда отстаивать идеалы мира и крепить дружбу между народами?» и «Готовы ли вы всегда служить процветанию научного образования?». Ответы Гергиева: «Залогом первого являются мои выступления в различных российских регионах» и «Я не отягощен научными знаниями, но убежден: образование – это то, что нам очень дорого, и поэтому большую часть моих программ я посвящаю молодежи и детям. У нас в стране много выдающихся музыкантов, певцов, танцовщиков. В течение десятилетий мы заложили уникальную систему образования, и никому не дано право это рушить». А вот какую оценку ректор дал концерту, прошедшему в стенах Московского университета: «Совершенно очевидно, что пульс сегодняшней культурной жизни страны во многом определяется тем, что в ней есть Валерий Гергиев. Его искусство стало символом нашей культуры, и мы гордимся тем, что в течение двух десятилетий Мариинский театр и Московский университет связывают узы настоящей дружбы. Мы очень ценим, что ежегодно огромный зал Московского университета с замиранием внемлет искусству Валерия Гергиева и его оркестра. Сегодня маэстро Гергиев и его оркестр в очередной раз сделали всем нам большой подарок. Думаю, что в современной жизни, когда бездуховность и безнравственность пытаются проникнуть в души людей, и особенно в души молодого поколения, эти концерты для всех нас являются свежим глотком настоящего воздуха». СЛОВО ВАЛЕРИЮ ГЕРГИЕВУ После одного из московских концертов автору этих строк посчастливилось взять интервью у маэстро Валерия Гергиева. - Чем объясняется, что Пасхальный фестиваль, задуманный Вами как московский, практически сразу обрел всероссийский, а затем и международный статус? - Я москвич и решил сделать что-то хорошее для родного города. То, что может пережить нас. Дело в том, что в Москве вообще не было крупного музыкального фестиваля, и это нас не украшало. Я не скрывал, что для участия в фестивале могу пригласить огромное число мировых звезд, но пошел по совершенно иному пути, так как считаю, что нужно, прежде всего, дать возможность проявить себя нашим молодым исполнителям и как можно больше бывать в регионах. Их культурный потенциал нужно обязательно поднимать. Это задача государственной важности, и Пасхальный фестиваль способствует ее решению. Фестиваль изначально задумывался как праздничный и некоммерческий. Нужно иметь большую смелость, чтобы большинство фестивальных концертов делать вообще бесплатными. А чтобы были основания думать, что мы ведем правильную политику, должна быть уверенность, что это кому-то нужно, что людям будет интересно. Немалый труд перевозить артистов, инструментарий, обеспечить всех гостиницей - все это очень дороwww.artcen ter.ru го. Нам содействуют и государство, и спонсоры на местах. Кому-то из спонсоров интересно поддержать тягу молодежи к классической музыке. Таких людей я особенно уважаю. - Как реализуются Ваши усилия по строительству в российской провинции современных концертных залов, которые должны способствовать процветанию классической музыки? - Я верю, что эта работа будет успешно продолжаться. Многое зависит от местных руководителей. Так, в Липецке губернатор Олег Королев в прошлом году обещал мне построить такой концертный зал. Надеюсь, он успеет завершить этот проект, находясь на посту губернатора области. Но у нас, к сожалению, часто избавляются от опытных людей. Не мне судить, но такая поспешность не всегда оправдана, хотя на политическом поле решения принимаются людьми, которые видят совершенно другую ситуацию, чем мы с вами. И не только концертные залы имеют значение, я это прекрасно понимаю. - Строительство концертных залов – только часть проблемы. - Выступая с пасхальными концертами в разных городах, испытываю смешанные чувства – от безумно восторженных, когда вижу заполненные публикой зрительные залы, где проходят наши концерты, до более сложных - при мысли о том, в каком состоянии находятся там театральные и концертные залы, каков их репертуар, какой инструментарий у местных музыкантов. Понятно, что с высоты могущества Мариинского театра мне не пристало об этом говорить. Я убежден, что коллегам в регионах нужно всячески помогать, но это не значит, что в надежде на такую помощь им самим можно сидеть, сложа руки, и ничего не делать. - Как бы Вы сформулировали творческую концепцию нынешнего фестиваля? - Это, безусловно, Прокофьев. Ни одна страна в мире не имеет таких понастоящему глобальных, великих композиторов, как Сергей Прокофьев. Будь он представителем маленькой Австрии, его симфонии звучали бы циклами десятки раз в течение года. А мы, россияне, настолько богаты, что можем себе позволить роскошь практически не играть симфонии Прокофьева. Тем более, что под рукой всегда такие шедевры, как соль минорная симфония Моцарта или Пятая симфония Чайковского. А вот Мариинский театр считает необходимым, наряду с операми и балетами, исполнять циклы симфонических произведений Прокофьева, других отечественных композиторов, и делать это на самом высоком уровне. - Такая задача по плечу не каждому оперному оркестру. - Мне кажется, что оркестр Мариинского театра вносит в исполнение симфоний то, что, может быть, не всегда в полной мере присутствует в генах чисто симфонических оркест3 № 6 июнь 2012 ров. Наряду с виртуозностью, в этой музыке присутствует и яркая театральность. Есть знаменитое определение «театра симфонии», а есть единство театра и симфонии, и это как раз то, что свойственно прокофьевскому симфоническому циклу. Атмосфера театра ощущается уже в самой первой его симфонии. - Заключительная, Седьмая симфония Прокофьева в Вашей трактовке прозвучала по-особому драматично. - На мой взгляд, это отнюдь не «детское» сочинение, как трактовали ее в свое время при большевиках. Это прощальная симфония композитора, она так и звучит. С одной стороны, в ней ощущение счастья сочинять музыку, а с другой – предчувствие ухода. И какой это уход! В завершающих щемящих, доносящихся как сквозь дымку аккордах, в звучании валторны, виолончели, трубы, гобоя видишь добрые глаза Прокофьева. - Было ли для Вас важным, чтобы симфонии прозвучали в хронологическом порядке? - Я к этому не стремился. Мне кажется, совершенно не важно, в какой последовательности они звучат. Как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Мы вначале исполнили Первую и Пятую, затем Вторую и Третью и, наконец, Четвертую, Шестую и Седьмую симфонии. Сделать такое скромное приношение Прокофьеву, на мой взгляд, - обязанность каждого российского дирижера и оркестра. Может быть, наш пример сподвигнет коллег в регионах сделать то же самое. - Кое-кто опасается, что соврепрежде менные симфонические сочинения не столь популярны. - Музыкантов должен вдохновить, всего, успех музыки Прокофьева у слушателей. Не нужно считать публику, а такое мнение бытует даже в Москве и в СанктПетербурге, неподготовленной, недостаточно любопытной и, я бы даже сказал, недоброжелательно настроенной по отношению к тому, что ей не очень знакомо и привычно. Особенно, если речь идет о таком явлении, как Прокофьев. Лично я даже не задумывался о том, что исполнение всех симфоний Прокофьева для московской публики может быть менее интересно, чем, скажем, всех симфоний Бетховена. Не вижу никакой разницы между этими величайшими композиторами. Пришло время об этом говорить и ставить знаки равенства. А чтобы такие знаки равенства не казались сумасшествием, эту музыку нужно играть. Вот и все. Валерий ИВАНОВ, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой На фото: Валерий Гергиев, Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фото предоставлено пресс-службой Московского пасхального фестиваля
Стр.3