Маргазин;
кафедра нормальной физиологии Ярославской
государственной медицинской академии
М 96
Мышкин, И.Ю. Физиология сенсорных систем и
высшей
нервной
деятельности:
учеб.
пособие
/ И.Ю. Мышкин; Яросл. гос. ун-т. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020201 Биология (дисциплина «Высшая нервная
деятельность», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. <...> Классификация
рецепторов
Взаимодействие организма с окружающей средой обеспечивают сенсорные системы. <...> Сенсорной системой называют отделы
нервной системы (НС), воспринимающие внешнюю по отношению к мозгу информацию, передающие ее в мозг и анализирующие ее. <...> Физиология сенсорных систем
Процессы сенсорной рецепции начинаются в рецепторных
клетках, или просто рецепторах. <...> В органах чувств рецепторные клетки организованы в ткань, связанную со сложными вспомогательными
структурами. <...> По современным представлениям в состав сенсорной системы (анализатора) входят:
– периферические рецепторы (органы чувств, или сенсорные
органы);
– отходящие от них нервные волокна (проводящие пути);
– клетки ЦНС (сенсорные центры, или ядра);
– экранная структура (кора головного мозга). <...> Она является
интегрирующим центром взаимодействия приходящих возбуждений и формирования ощущений и восприятий; в коре мозга находятся первичные проекционные зоны, окруженные вторичными и ассоциативными. <...> Физиология сенсорных систем
Электрорецепторы чувствительны к действию электрического поля. <...> Изменение ионной проницаемости и возникновение тока
ионов ведет к изменению мембранного потенциала и возникновению рецепторного потенциала (РП). <...> В этом случае такой рецепторный потенциал называют генераторным потенциалом (это
первичные рецепторы). <...> Посредством медиатора происходит возбуждение постсинаптической
мембраны другой клетки и генерация ПД, которые распространяются по афферентному волокну в ЦНС (вторичные рецепторы). <...> В итоге, рецепторный потенциал служит локальным <...>
Физиология_сенсорных_систем_и_высшей_нервной_деятельности_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
И.Ю. Мышкин
Физиология сенсорных систем
и высшей нервной деятельности
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Биология
Ярославль 2008
Стр.1
УДК 612
ББК Е 991.782я73+992я73
М 96
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2008 года
Рецензенты:
доктор медицинских наук,
профессор кафедры биологических основ спорта
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского В.А. Маргазин;
кафедра нормальной физиологии Ярославской
государственной медицинской академии
М 96
Мышкин, И.Ю. Физиология сенсорных систем и
высшей нервной деятельности:
учеб.
пособие
/ И.Ю. Мышкин; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ,
2008. – 168 с.
ISBN 978-5-8397-0603-3
В пособии изложены современные концепции и представления
о процессах и механизмах обеспечения поведения
человека и животных.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020201 Биология (дисциплина «Высшая нервная
деятельность», блок ОПД), очной и заочной форм обучения.
УДК
612
ББК Е 991.782я73+992я73
ISBN 978-5-8397-0603-3
© Ярославский
государственный
университет им. П.Г. Демидова,
2008
2
Стр.2
§ 1. Общая организация сенсорных систем
Часть I. Физиология сенсорных систем
§ 1. Общая организация сенсорных систем
1.1. Определение понятий. Классификация рецепторов.
1.2. Механизмы сенсорной чувствительности.
1.3. Кодирование характеристик раздражителя.
1.4. Субъективная сенсорная физиология.
1.1. Определение понятий. Классификация
рецепторов
Взаимодействие организма с окружающей средой обеспечивают
сенсорные системы. Сенсорной системой называют отделы
нервной системы (НС), воспринимающие внешнюю по отношению
к мозгу информацию, передающие ее в мозг и анализирующие
ее. Работа любой сенсорной системы сводится к преобразованию
энергии внешнего стимула в специфическую активность
нервной системы и анализу этой информации. Процесс передачи
сенсорных сигналов сопровождается их многократным преобразованием
на разных уровнях НС и завершается опознанием сенсорного
образа. Сенсорная информация, поступающая в мозг, используется
для организации простых и сложных рефлекторных
актов, а также для формирования психической деятельности.
Основные функции сенсорной системы.
1. Обнаружение и различение сигналов (стимулов) – сенсорная
рецепция. Эту функцию выполняют рецепторы.
2. Передача сигнала в НС. Эту функцию обеспечивают нейроны
сенсорной системы.
3. Преобразование и кодирование сигналов (стимулов). Эту
функцию осуществляют нейроны всех уровней. Под кодированием
в НС понимают совершаемое по определенным правилам
преобразование сигнала (информации) в условную форму
– код. В сенсорных системах сигналы кодируются двоичным
кодом, т. е. отсутствием или наличием импульсов в данный момент
времени.
3
Стр.3
Литература
Оглавление
Часть I. Физиология сенсорных систем ........................................................ 2
§ 1. Общая организация сенсорных систем ................................................ 3
1.1. Определение понятий. Классификация рецепторов ........................ 3
1.2. Механизмы сенсорной чувствительности ........................................ 6
1.3. Кодирование характеристик раздражителя ...................................... 7
1.4. Субъективная сенсорная физиология ............................................. 13
§ 2. Зрительная система ............................................................................ 14
2.1. Строение глаза и его оптическая система ...................................... 15
2.2. Механизм фоторецепции .................................................................. 18
2.3.Теории цветного зрения .................................................................... 21
2.4. Основные зрительные функции ....................................................... 24
§ 3. Вестибулярная и слуховая системы ................................................. 26
3.1. Строение и организация вестибулярного аппарата ....................... 27
3.2. Механизм рецепции .......................................................................... 28
3.3. Физические свойства звуковых стимулов ...................................... 30
3.4. Анатомические основы слуха .......................................................... 31
3.5. Теории слуха ...................................................................................... 35
3.6. Механизм слуховой рецепции ......................................................... 37
§ 4. Хеморецепция ........................................................................................ 39
4.1. Механизмы хеморецепции (вкусовой и обонятельной)................ 40
4.2. Вкусовая чувствительность ............................................................. 40
4.3. Обоняние ............................................................................................ 44
4.4. Теория обоняния ............................................................................... 45
§ 5. Соматовисцеральная чувствительность .......................................... 47
5.1. Механорецепция................................................................................ 47
5.2. Проприорецепция .............................................................................. 50
5.3. Терморецепция .................................................................................. 52
5.4. Болевая чувствительность (ноцицепция) ....................................... 53
Часть 2. Физиология поведения ................................................................... 55
§ 6. Структурно-функциональная организация большого мозга ........... 55
6.1. Модулирующие системы мозга ....................................................... 55
Ретикулярная система активации ........................................................... 56
Таламическая система активации ........................................................... 58
6.2. Эволюция и строение коры .............................................................. 61
6.3. Модель функционирования коры мозга ......................................... 66
6.4. Функциональные области коры ....................................................... 68
166
Стр.166
Дополнительная
§ 7. Учение о ВНД как основа поведения организма ................................ 74
7.1. Предпосылки развития учения о ВНД ............................................ 74
7.2. Условный рефлекс как форма адаптации животных и человека . 80
7.3. Методика и механизмы образования условных рефлексов .......... 84
7.4. Торможение условных рефлексов ................................................... 87
7.5. Специфические виды условно-рефлекторной деятельности ....... 92
§ 8. Психофизиологические основы индивидуальных различий ............... 94
8.1. Функциональная структура поведенческого акта ......................... 94
8.2. Свойства нервной системы и понятие конституциональных
свойств ............................................................................................... 98
8.3. Учение И.П. Павлова о типах ВНД. Темперамент ...................... 100
8.4. Специфические типы ВНД человека ............................................ 105
8.5. Функциональная асимметрия мозга .............................................. 108
§ 9. Память и сознание ............................................................................. 112
9.1. Формы памяти ................................................................................. 112
9.2. Временная организация памяти ..................................................... 115
9.3. Структурно-функциональные аспекты памяти ............................ 120
9.4. Теории сознания .............................................................................. 122
§ 10. Мотивации и эмоции ........................................................................ 125
10.1. Определение мотиваций и эмоций .............................................. 125
10.2. Функции эмоций ........................................................................... 127
10.3. Структурно-функциональная организация эмоций................... 128
§ 11. Сон как естественное функциональное состояние ...................... 131
11.1. Гипотезы о функциональном значении сна ............................... 133
11.2. Гипотезы о механизмах сна ......................................................... 135
11.3. Фазы сна ......................................................................................... 138
11.4. Нейрофизиология сна ................................................................... 146
§ 12. Электрическая активность мозга ................................................. 150
12.1. Основные ритмы ЭЭГ ................................................................... 151
12.2. Механизмы генерации ЭЭГ ......................................................... 154
12.3. Функциональное значение фоновой электрической активности
мозга ................................................................................................. 157
12.4. Вызванные потенциалы и их классификация ............................ 159
12.5. Функциональное значение ВП .................................................... 162
Литература ...................................................................................................... 165
Основная ..................................................................................................... 165
Дополнительная ......................................................................................... 165
167
Стр.167