Предназначены для студентов 1-го курса, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Физиология центральной нервной системы», блок ЕН), очной и заочной форм обучения. <...> 83
ББК Е 991.7я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© О.Б. Воробьева, 2006
2
Правила техники безопасности
Программа обучения на кафедре физиологии человека и животных предусматривает выполнение студентами лабораторных
работ, овладение определенными практическими навыками работы
с некоторыми электроприборами, исследовательским оборудованием, лабораторной посудой, химическими реактивами, экспериментальными животными и биологическими жидкостями. <...> Общее расслабление
мышц лягушки и отсутствие у нее рефлекторных реакций свидетельствует о полном разрушении головного и спинного мозга. <...> Приготовление нервно-мышечного препарата
лягушки
Работы по физиологии возбуждения проводятся на нервномышечном препарате лягушки, который состоит из икроножной
мышцы и седалищного нерва с участком позвоночного столба. <...> Для работы необходимо: набор инструментов для препарирования, раствор Рингера, марлевая салфетка. <...> Получают препарат задних лапок лягушки, который используется в некоторых экспериментах. <...> Удерживая препарат левой рукой за позвоночник, осторожно
вырежьте копчиковую кость (уростиль). <...> Одну лапку оставьте в качестве запасной, сохраняя ее в растворе Рингера. <...> На другой лапке отпрепарируйте седалищный нерв,
удалите подвздошную кость и ткани бедра. <...> Получена изолированная задняя лапка лягушки с седалищным нервом (физиологический
геоскоп). <...> Для этого подрежьте ахиллово сухожилие, отделите икроножную мышцу от кости. <...> Для получения изолированной икроножной мышцы, после
снятия кожи, не препарируя нерв, подрежьте ахиллово сухожилие,
выделите мышцу и перережьте голень ниже коленного сустава,
бедро под коленным суставом. <...> Для работы необходимо (Пример: набор инструментов для
препарирования, раствор Рингера, марлевая салфетка <...>
Физиология_центральной_нервной_системы__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра физиологии человека и животных
Физиология центральной
нервной системы
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Психология
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 612.82/.83
ББК Е 991.7я73
Ф 48
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра физиологии человека и животных
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составитель: ассист. О.Б. Воробьева
Физиология центральной нервной системы : метод. указания
Ф 48
/ Сост. О.Б. Воробьева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. –
56 с.
Методические указания представляют собой руководство для
проведения экспериментальных исследований по изучению физиологии
центральной нервной системы и содержат задания для самостоятельного
выполнения. В описании заданий содержатся необходимые
сведения для их выполнения. По наиболее сложным разделам
представлена теоретическая информация, приводятся источники литературы,
по которым можно получить исчерпывающие сведения.
Предназначены для студентов 1-го курса, обучающихся по специальности
020400 Психология (дисциплина «Физиология центральной
нервной системы», блок ЕН), очной и заочной форм обучения.
УДК
612.82/.83
ББК Е 991.7я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© О.Б. Воробьева, 2006
2
Стр.2
Правила техники безопасности
Программа обучения на кафедре физиологии человека и животных
предусматривает выполнение студентами лабораторных
работ, овладение определенными практическими навыками работы
с некоторыми электроприборами, исследовательским оборудованием,
лабораторной посудой, химическими реактивами, экспериментальными
животными и биологическими жидкостями.
1. Общие требования
Студенты до входа в учебное помещение должны надеть халат.
Рабочее место следует содержать в чистоте, не загромождать
его посторонними предметами. В рабочих помещениях лабораторий
запрещается хранить личную одежду и принимать пищу.
Для общего наблюдения за порядком, соблюдением правил и
выполнением требований техники безопасности при работе в лабораториях
и учебных помещениях назначаются дежурные из числа
студентов группы. Дежурные по лаборатории обязаны уходить последними,
проверив состояние лаборатории и сдав ее дежурному
лаборанту.
Во время работы в лаборатории следует соблюдать тишину,
порядок и чистоту.
К выполнению каждой работы студенты могут приступать
только после получения разрешения преподавателя. Приступая к
работе, необходимо ознакомиться с методикой ее выполнения.
2. Безопасность при работе
с электрооборудованием и электроприборами
При работе с электрооборудованием и электроприборами возможны
случаи поражения людей электрическим током и возникновения
пожара.
Причинами пожара и поражения людей могут быть: работа с
неисправным электрооборудованием (рубильники, розетки и др.),
отсутствие заземления приборов, нарушения правил пользования
электроприборами, прикосновение руками или металлическими
предметами к токоведущим элементам.
3
Стр.3
В случае обнаружения неисправности электроприбора или
электрооборудования необходимо сообщить об этом преподавателю.
При работе с электрооборудованием и электроприборами строго
запрещается:
– проверять наличие напряжение пальцами и касаться токоведущих
частей;
– работать на незаземленном оборудовании и приборах, если
это не разрешено инструкцией к прибору;
– пользоваться неисправным электрооборудованием и электропроводкой.
3.
Работа с лабораторной посудой
В лабораториях используется только специальная неповрежденная
посуда. Все сосуды должны иметь четкую и прочную надпись.
Химическая посуда должна быть сухой и чистой. Грязную
посуду следует мыть сразу же после окончания работы. Для мытья
посуды можно применять мыло, кальцинированную соду, современные
моющие средства.
4. Работа с ядовитыми
и сильнодействующими веществами
К ядовитым и сильнодействующим веществам, требующим при
работе с ними соблюдения специальных мер предосторожности, относятся:
концентрированные органические и минеральные кислоты,
кислород, азот, соединения мышьяка, фосфора, ртуть и др.
Работа с ядовитыми и сильнодействующими веществами поручается
только работникам кафедры, допущенным к ней специальным
приказом или распоряжением руководителя подразделения.
Студенты к работе с ядовитыми и сильнодействующими веществами
не допускаются.
Растворы, необходимые для поддержания
жизнедеятельности препарата
Для сохранения жизнедеятельности препарата применяют изотонический
раствор хлорида натрия (0,65%-ный раствор для холоднокровных,
0,9%-ный раствор для теплокровных). Такие рас4
Стр.4
творы называются физиологическими. Для длительного поддержания
жизнедеятельности препарата раствор должен содержать кроме
хлорида натрия и другие вещества (хлорид кальция, гидрокарбонат
натрия, глюкоза и др.).
Способы обездвиживания лягушки
Для многих работ практикума по физиологии необходимо
обездвижить лягушку. Сделать это можно одним из следующих
способов.
1. Применение наркоза. Для наркотизации лягушки применяется
10%-ный раствор спирта или 2%-ный раствор эфира. Лягушку
опускают в раствор на 10 - 15 минут. Расслабление мускулатуры и
отсутствие двигательной активности являются показателями действия
наркоза.
2. Разрушение спинного и головного мозга.
Возьмите лягушку в левую руку спиной вверх так, чтобы большой
палец лежал на ее спине. Указательный палец положите на
верхнюю челюсть лягушки и наклоните ее голову вниз. В таком положении
хорошо видно место расположения затылочной ямки.
Проколов кожу и мембрану в этом месте, введите иглу в полость
черепа и несколькими движениями разрушьте головной мозг. Затем
введите препаровальную иглу в спинномозговой канал и разрушьте
спинной мозг несколькими поворотами иглы. Общее расслабление
мышц лягушки и отсутствие у нее рефлекторных реакций свидетельствует
о полном разрушении головного и спинного мозга.
3. Декапитация с последующим разрушением спинного мозга.
Возьмите лягушку в левую руку, а правой введите как можно
глубже нижнее лезвие ножниц в рот под заднюю часть верхней челюсти.
Быстрым движением отрежьте верхнюю челюсть на уровне
заднего конца барабанных перепонок. В отверстие спинномозгового
канала введите препаровальную иглу и разрушьте спинной мозг.
Приготовление нервно-мышечного препарата
лягушки
Работы по физиологии возбуждения проводятся на нервномышечном
препарате лягушки, который состоит из икроножной
мышцы и седалищного нерва с участком позвоночного столба.
5
Стр.5