Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
Реставрация и консервация
музейных предметов
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Музеология
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 069.44
ББК Ч771.46
Р 44
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра музеологии и краеведения
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составитель Н.В. Страхова
Реставрация и консервация музейных предметов / Сост.
Р 44
Н.В. Страхова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. –
43 с.
Содержатся вопросы и комментарии к семинарским занятиям,
темы для докладов и рефератов, источники и литература,
а также тесты для контроля знаний и глоссарий. В
Приложении приводятся тексты Венецианской международной
хартии по консервации и реставрации памятников и
достопримечательных мест и Нарского документа о подлинности.
Предназначено
для студентов, обучающихся по специальности
Музеология (курс "Реставрация и консервация музейных
предметов", блок ОПД).
УДК 069.44
ББК Ч771.46
© Ярославский государственный университет, 2006
© Н.В. Страхова, 2006
2
Стр.2
Введение
зволяет студентам не только познакомиться с условиями хранения
музейных экспонатов из различных материалов, но и формирует
представления о процессе консервационно-реставрационной деятельности
в отношении конкретных вещей. Он тесно связан с курсами
«История отечественной культуры», «История мирового искусства»,
«История древнерусского искусства» и «История отечественного
искусства. XVIII – XX вв.». Данные дисциплины
изучаются последовательно, благодаря чему достигается согласованность
и взаимодополняемость предметов. Предполагается, что
студенты в первую очередь изучают историю становления реставрационной
деятельности, развитие законодательной базы и непосредственно
теоретические установки современной реставрации.
Особое внимание уделяется современной российской реставрационной
науке. Подобный подход дает возможность выделить для
семинарских занятий проблемы становления науки, что, в первую
очередь, позволит студентам проследить поэтапное развитие реставрации,
выявить ряд особенностей русского и советского реставрационного
дела, помимо чего в курсе появляется время для
более детального анализа теорий отдельных русских и советских
реставраторов, их практических работ. Кроме того, в рамках курса
предоставляется возможность говорить о таких важнейших проблемах
современной реставрации, как формирование законодательной
базы реставрационной деятельности и кодекс профессиональной
этики реставратора. Курс рассчитан на освоение как теоретического,
так и конкретного практического материала. В ходе
обучения даются системные знания об основных понятиях реставрационной
деятельности, раскрывается ее характер, становление и
развитие как научной дисциплины, ее место в системе наук.
Планы семинаров составлены с учетом программы курса и объК
емов
учебного времени, выделенных на практическую работу студентов.
Таким образом, в ходе лекционных и практических занятий
у студентов должно сложиться целостное представление об основ3
урс
«Реставрация и консервация музейных предметов»
является одним из важнейших курсов при подготовке
студентов специальности «Музеология», поскольку по
Стр.3
ных явлениях, этапах, закономерностях развития реставрационного
дела и принципах консервации и хранения музейных предметов.
Методические указания имеют целью помочь студентам разобраться
в основных проблемах курса «Реставрация и консервация
музейных предметов», освоить материал и сориентироваться в
подходах, сложившихся в научной литературе; сформировать навыки
самостоятельной исследовательской работы с источниками и
литературой, расширить и углубить знания по курсу. В ходе семинарских
занятий студенты должны ориентироваться в предмете,
целях и задачах реставрационно-консервационной деятельности,
представлять основные этапы ее формирования, усвоить теоретические
положения современной научной реставрации. Также студентам
необходимо сформировать представления о методах сохранения
и восстановления памятников в разных странах в различные
исторические периоды. По окончании курса студенты
должны ориентироваться в нормативных и правовых документах
консервационно-реставрационной деятельности, уметь объяснить
понятие «комплексная реставрация» и ее место в современном музее.
В ходе семинарских работ необходимо усвоить основные современные
методы исследования памятников, применяемые в реставрации
и музейной работе.
Предваряет указания список общих работ. Следует отметить,
что предложенные работы не исчерпывают огромный перечень
литературы по данной проблематике. Темы рассчитаны на обсуждение
в рамках 1 – 2 занятий. В зависимости от объема и специфики
вопроса, выбирается и методика их обсуждения – коллективное
обсуждение, дискуссия, доклады и сообщения для последующего
обсуждения и анализа.
4
Стр.4
Рекомендуемая литература
1. Алешин, А.Б. Реставрация масляной живописи в России
/ А.Б. Алешин. – Л., 1989.I.
2. Барановский Петр: Труды, воспоминания современников
/ П. Барановский. – М., 1996.
3. Бернини, Л. Воспоминания современников / Л. Бернини. – М.,
1965.
4. Бобров, Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи
/ Ю. Г. Бобров. – Л., 1987.
5. Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев,
ваятелей и зодчих: в 5 т. / Дж. Вазари. – М., 1956 – 1967.
6. Вздорнов, Г.И. История открытия и изучения русской средневековой
живописи. XIX век / Г.И. Вздорнов. – М., 1986.
7. Виолле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре: в 2 т. / Виолле-леДюк.
– М., 1937 – 1938.
8. Восстановление памятников культуры. – М., 1981.
9. Всесоюзная конференция: теоретические принципы реставрации
древнерусской станковой живописи. – М., 1970.
10. Грабарь, И.Э. О древнерусском искусстве/ И.Э. Грабарь. – М.,
1966.
1969.
11. Грабарь, И.Э. О русской архитектуре / И.Э. Грабарь. – М.,
12. Гренберг, Ю. И. Очерки истории технико-технологических исследований
живописи / Ю.И. Гренберг. – М., 1972.
13. Кодекс профессиональной этики. – Париж, 1989.
14. Макаров, В.К. Художественное наследие М.В. Ломоно-сова.
Мозаики / В.К. Макаров. – М.; Л., 1950.
15. Международное право и охрана культурного наследия: документы,
библиография. – Афины, 1997.
16. Международные нормативные документы по реставрационной
этике // Экспресс-информ. – Вып. 6. – М., 1990.
17. Международные нормативные документы по реставрационной
этике // Экспресс-информ. – Вып. 1. – М., 1991.
18. Михайловский, Е.В. Реставрация памятников архитектуры
/ Е.В. Михайловский. – М., 1971.
19. Моррис, У. Искусство и жизнь / У. Моррис. – М., 1973.
5
Стр.5