Д.Ф. Полознев
Основные направления
музейной деятельности
(Раздел «Основы менеджмента и маркетинга в музейном деле»)
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Музеология
Ярославль 2006
УДК 069.6
ББК Ч771я73
П 52
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> П.Г. Демидова
П 52
Полознев, Д.Ф. Основные направления музейной деятельности: метод. указания / Д.Ф. Полознев; Яросл. гос. ун-т. <...> Методические указания описывают общие подходы к управленческой деятельности, отмечают особенности менеджмента в некоммерческом секторе и в музейном деле. <...> Приводятся конкретные примеры опыта
из отечественной и зарубежной практики, приемы, методы и техники музейного менеджмента и маркетинга. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
031502 Музеология (дисциплина "Основные направления и формы
музейной деятельности", блок ОПД), очной формы обучения. <...> УДК 069.6
ББК Ч771я73
© Ярославский государственный
университет, 2006
© Д.Ф. Полознев, 2006
2
Тема 1
Определение целей, задач и методов работы
в курсе музейного менеджмента и маркетинга
Кто может – делает. <...> Курс обучает будущих музейных специалистов знаниям и навыкам менеджеров социокультурной сферы; базируется на отечественном и зарубежном опыте общего менеджмента, менеджмента в
сфере культуры и музейного менеджмента. <...> Затем следуют музейная и дипломная практика, защита
дипломных сочинений. <...> Опыт преподавания показывает, что студенты слабо владеют
методами научно-исследовательской работы, что существует разрыв в представлениях студентов о том, что научная работа (диплом) строится по тем же правилам, что социокультурное проектирование (управленческое планирование). <...> Приоритетом в рамках курса является помощь студентам в овладении методами и инструментами социокультурного проектирования для их текущей научной работы и будущей профессиональной деятельности <...>
Основные_направления_музейной_деятельности__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
Д.Ф. Полознев
Основные направления
музейной деятельности
(Раздел «Основы менеджмента и маркетинга в музейном деле»)
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Музеология
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 069.6
ББК Ч771я73
П 52
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра музеологии и краеведения
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Полознев, Д.Ф. Основные направления музейной деятельноП
52
сти: метод. указания / Д.Ф. Полознев; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль:
ЯрГУ, 2006. – 75 с.
Методические указания описывают общие подходы к управленческой
деятельности, отмечают особенности менеджмента в некоммерческом
секторе и в музейном деле. Дают представление о понятийном
аппарате, объясняют используемые термины, показывают
последовательность этапов и действий по разработке и реализации
управленческих решений. Приводятся конкретные примеры опыта
из отечественной и зарубежной практики, приемы, методы и техники
музейного менеджмента и маркетинга.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
031502 Музеология (дисциплина "Основные направления и формы
музейной деятельности", блок ОПД), очной формы обучения.
УДК 069.6
ББК Ч771я73
© Ярославский государственный
университет, 2006
© Д.Ф. Полознев, 2006
2
Стр.2
Тема 1
Определение целей, задач и методов работы
в курсе музейного менеджмента и маркетинга
Кто может – делает. Кто не может – учит.
Кто не может учить – управляет.
Закон Х. Л. Менкена
В современных условиях музеи испытывают острую нехватку
специалистов, умеющих работать в рыночных условиях. Необходимо,
чтобы будущие музейные работники владели управленческими
технологиями: рекламы, фандрейзинга, PR и других дисциплин,
связанных с созданием, оформлением и продвижением музейных
продуктов на рынок. Поэтому наряду с базовыми музейными
дисциплинами студенты должны получить представление об особенностях
менеджмента в сфере культуры и научиться применению
управленческих технологий в музейном деле.
Курс обучает будущих музейных специалистов знаниям и навыкам
менеджеров социокультурной сферы; базируется на отечественном
и зарубежном опыте общего менеджмента, менеджмента в
сфере культуры и музейного менеджмента. Источниками информации
служат учебники по общему менеджменту, публикации в профессиональной
прессе, материалы лекций и практических занятий.
Трудности, с которыми встречаются студенты
и преподаватели при обращении
к рассматриваемой теме
• Материал только начал разрабатываться в научном и методическом
планах. Нет учебника, посвященного данной дисциплине и
использующего отечественный опыт (имеется только переводной
учебник).
• Используемый материал фрагментарен, распылен по разным
изданиям. Мало примеров описания и обобщения отечественного
опыта.
3
Стр.3
• Опыт использования современных управленческих технологий
еще мало распространен, а результаты их применения подчас
не очевидны.
Студенты
Группа насчитывает обычно около 25 студентов. Они прослушали
общие и специальные курсы, имеют базовые знания по истории
и культуре, должны владеть методами научно-исследовательской
работы. Этот курс – один из завершающих аудиторные занятия.
Затем следуют музейная и дипломная практика, защита
дипломных сочинений.
Опыт преподавания показывает, что студенты слабо владеют
методами научно-исследовательской работы, что существует разрыв
в представлениях студентов о том, что научная работа (диплом)
строится по тем же правилам, что социокультурное проектирование
(управленческое планирование).
Ожидается, что курс даст им новые знания и навыки в области
управления человеческими ресурсами, в том числе и своими личными
(знания, способности, навыки, время). Для отработки техник
управленческого планирования используется такая мотивация студентов,
как их нацеленность на написание дипломных работ. Студенты
должны суметь использовать полученные знания и навыки
для собственной научно-исследовательской работы (написания дипломных
сочинений).
Приоритетом в рамках курса является помощь студентам в овладении
методами и инструментами социокультурного проектирования
для их текущей научной работы и будущей профессиональной
деятельности.
Доступные источники
Учебники по менеджменту и журнальные публикации доступны
в библиотеке университета, Областной научной библиотеке и
библиотеке музея-заповедника. Привлекаются материалы профессиональных
сайтов, в первую очередь сайта Музеи России
(www.museum.ru).
Вместе с тем многие издания (статьи в малотиражных изданиях,
журнальные публикации прошлых лет) недоступны. Для восполнения
пробелов преподавателем подготовлена подборка копий
необходимых публикаций (rider/ридер).
4
Стр.4
Особенности курса
Отечественная практика управления переживает в настоящее
время существенную перестройку. Современные управленческие
технологии широко внедрены в бизнесе. Остро ощущается их необходимость
в сфере культуры.
Ключевым приемом и главным средством достижения целей
современного менеджмента является проектирование будущего:
товаров, услуг, продуктов, технологий, социальной среды. Общие
подходы к управлению в культуре аналогичны бизнесменеджменту.
Сближены даже их предметные области. Предметом
культурного менеджмента являются ценности и ценностные ориентации
людей. Предпринимательский менеджмент нацелен на
создание ценностей материальных или сервисных. При этом в проектировании
новых товаров, продуктов и услуг все большее место
занимает учет культурной среды, в которой будут реализовываться
продукты.
Курс дает представление о понятийном аппарате, объясняет
термины, которые используются в менеджменте. Развернута последовательность
этапов и действий по разработке и реализации
управленческих решений. Представлены примеры из отечественной
практики. Даны конкретные техники и приемы работы.
Особое внимание уделено развитию индивидуальных способностей
и навыков студентов. Практические занятия проходят как проектные
семинары по разработке проектов музеев от идеи до бизнесплана.
Проектирование осуществляется в составе групп. Отрабатывается
модель командной работы как одна из моделей современного
менеджмента. Ведется консультирование групп и оценка их работы.
Результаты фиксируются в виде письменных работ.
Основное содержание курса
В современном менеджменте важнейшим считается определение
целей деятельности через анализ ситуации, выявление проблемы
и описание ожидаемого результата. Задачи выступают
этапами достижения цели и шагами по реализации управленческого
решения. Неотъемлемая часть реализации решений – постоянная
корректировка деятельности.
Основной предмет и результат деятельности менеджера есть
«решение». Технология принятия решений: стратегирование, мо5
Стр.5