Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Законодательная техника
и дифференциация ответственности
в современном уголовном праве
и процессе России
Сборник научных статей
Ярославль 2005
Стр.1
ББК Х628.1
З 19
УДК 343(06)
Законодательная техника и дифференциация ответственности
в современном уголовном праве и процессе России: Сб. науч.
статей / Под ред. профессора, заслуженного деятеля науки РФ,
действительного члена МАН ВШ и РАЕН Л.Л. Кругликова; Яросл.
гос. ун-т. – Ярославль, 2005. – 188 с.
Исследуются прикладные проблемы использования приемов и
средств законодательной техники в процессе уголовного правотворчества,
конструирования составов преступлений, анализируются
вопросы основания и объема уголовной ответственности, дифференциации
наказания по совокупности преступлений, при
рецидиве, в процессе исполнения наказаний, соотношения дифференциации
с унификацией в уголовном праве и процессе, уголовнопроцессуальных
средств реализации предписаний материального
характера. Вносятся предложения по совершенствованию законодательных
предписаний и их толкованию.
Предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов,
студентов, а также работников правоохранительной системы.
Редакционная
коллегия:
д-р юрид. наук Л.Л. Кругликов (отв. редактор),
канд. социол. наук О.Ю. Комарова (отв. секретарь),
канд. юрид. наук А.В. Васильевский
Рецензенты: Совет Адвокатской палаты Ярославской области;
канд. юрид. наук И.А. Лумпова
© Ярославский
государственный
университет, 2005
2
Стр.2
Л.Л. Кругликов
(Ярославский госуниверситет)
Организация незаконной миграции:
вопросы уголовной ответственности
Проблема миграции приобрела в последние годы особую актумещение
1 (населения, капитала, животных и т. д.). По смыслу
ст. 3221 УК РФ, введенной в действие с конца января 2005 г. 2, речь в
ней идет о миграции (переселении, передвижении, перемещении)
физических лиц, населения, причем лишь двух категорий: а) иностранных
граждан и б) лиц без гражданства, не проживающих постоянно
на территории России. Следовательно, к субъектам незаконной
миграции не относятся ни граждане нашей страны, ни лица
без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.
Основным объектом рассматриваемого преступления является
альность в связи с «прозрачностью» границ со странами СНГ, усилившейся
внутренней миграцией, появлением массы беженцев, незаконным
привлечением иностранной рабочей силы и т. д.
Миграционные процессы развиваются во многом стихийно, вызывают
немало негативных последствий (в том числе в виде совершения
мигрантами различных преступлений и иных правонарушений),
порождая социальную напряженность.
Миграция (от лат. migratio) – переселение, передвижение, перенормальное
функционирование режима Государственной границы
РФ, обеспечения въезда-выезда, транзитного проезда и пребывания
упомянутых категорий граждан на территории Российской Федерации.
Различают
миграцию добровольную и вынужденную, внешнюю
и внутреннюю. Внутренняя миграция – перемещение людей в
пределах территории России с целью постоянного или временного
изменения места жительства. Внешней признают миграцию, осуществляемую
с той же целью, но связанную с перемещением людей
из России в другие государства (эмиграция) и из других государств
в Россию (иммиграция). Именно о втором виде (внешней миграции
в форме иммиграции) идет речь в ст. 3221, поскольку в ней гово3
Стр.3
рится не о гражданах РФ, а о прочих лицах. Следовательно, состав
ст. 3221 не охватывает случаи внутренней миграции (скажем, части
жителей юга России в другие регионы), даже если при этом не были
соблюдены установленные правила регистрации, поступления
на работу и т. д.
Необходимо обратить внимание на то, что норма данной статьи
устанавливает уголовное преследование не самих иммигрантов, а
организаторов незаконного иммиграционного процесса, выделяя
три вида их противоправной деятельности –
1) организация незаконного въезда в Россию,
2) организация незаконного пребывания в России,
3) организация незаконного транзитного проезда через территорию
России.
Под организацией понимается активная деятельность по набору
(путем рекламирования, агитации и т. д.) упомянутых категорий
лиц, осуществлению акций по их перемещению в Россию и пребыванию
на ее территории либо транзиту через территорию Российской
Федерации.
Наказуема организация не любой, а незаконной иммиграции.
Под нею понимаются осуществляемые с нарушением установленных
правил территориальные перемещения населения, сопровождающиеся
изменением его места жительства или места пребывания.
Незаконным будет въезд, например, без визы, документов или с
фальшивыми документами. Незаконное пребывание выражается в
нахождении на территории России без документов на право жительства,
проживание по недействительным документам, несоблюдение
установленного порядка регистрации, уклонение от выезда
по истечении определенного срока пребывания. Несоблюдение
правил транзитного проезда, выражающееся в том, что лицо самовольно
остается на территории России либо нарушает сроки остановки,
одновременно означает незаконное пребывание на территории
Российской Федерации.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими
вопросы миграции, в настоящее время являются:
- Конституция РФ. Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый,
кто законно находится на территории нашей страны, имеет право
свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;
каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Упомянутые
4
Стр.4
права и свободы в соответствии со ст. 55 Конституции могут быть
ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства;
- законы РФ: «О Государственной границе Российской Федерации»,
«О беженцах», «О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Кроме того, действуют
Правила пребывания иностранных граждан в СССР, утвержденные
постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля
1991 г. № 212 (в части, не противоречащей законам РФ), а также
Концепция государственного регулирования миграционных процессов
в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства
РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р. В упомянутых актах
концептуально, а в некоторых – достаточно детализированно регламентированы
вопросы въезда-выезда, пребывания в России и
транзитного проезда через ее территорию. Нарушение установленных
правил влечет административную или – в соответствующих
случаях – уголовную ответственность.
В этой связи обратим внимание на ряд моментов.
Во-первых, упомянутый закон о Государственной границе достаточно
подробно регламентирует порядок въезда на территорию
нашей страны и выезда из нее, в том числе посредством транзитного
проезда. Лица, нарушающие: а) правила пересечения границы,
порядок следования от границы до пунктов пропуска через границу
либо в обратном направлении, б) правила попадания в пограничную
зону или пребывания в ней, в) пограничный режим в территориальном
море и во внутренних морских водах РФ, а равно в пунктах
пропуска через границу, г) правила, относящиеся к мирному
проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету
через воздушное пространство, д) порядок прохождения судами
установленных контрольных пунктов (точек), – подлежат, как правило,
административной ответственности (ст. 18.1 – 18.6 КоАП), а
при пересечении Государственной границы РФ без действительных
документов на право въезда в Россию или выезда из нее либо без
надлежащего разрешения ответственность наступает по ст. 322 УК
5
Стр.5