Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методика и организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов и аспирантов на историческом факультете Яр ГУ им. П.Г. Демидова: Материалы докладов VII научно-методической конференции исторического факультета (190,00 руб.)

0   0
АвторыОтв. за вып. A.M. Селиванов, О.В. Трофимова
ИздательствоЯрГУ
Страниц78
ID206526
АннотацияСборник включает материалы докладов научно-методической конференции преподавателей исторического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, посвященной проблемам методики и организации исследовательской работы студентов и аспирантов на историческом факультете классического университета. Издание сборника осуществлено по решению научнометодической комиссии исторического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
Методика и организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов и аспирантов на историческом факультете Яр ГУ им. П.Г. Демидова: Материалы докладов VII научно-методической конференции исторического факультета : Материалы докладов VII научно-методической конференции исторического факультета / Отв. за вып. A.M. Селиванов, О.В. Трофимова .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 78 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206526 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П.Г. Демидова Исторический факультет Методика и организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов и аспирантов на историческом факультете ЯрГУ им. <...> П.Г. Демидова VII научно-методическая конференция исторического факультета Материалы докладов Ярославль 2005 1 УДК 371+378.8:94 ББК Ч481я43 М 54 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> План 2005 года Редакционная коллегия: А.М. Селиванов, О.В. Трофимова, Н.П. Рязанцев, О.В. Лощакова, Ю.Г. Салова, В.В. Дементьева, М.Е. Ерин, В.П. Федюк, Ю.Ю. Иерусалимский, Н.В. Тихомиров Ответственные за выпуск: А.М. Селиванов, О.В. Трофимова Методика и организация учебно-исследовательской и наМ 54 учно-исследовательской работы студентов и аспирантов на историческом факультете ЯрГУ им. <...> П.Г. Демидова: Материалы докладов VII научно-методической конференции исторического факультета / Отв. за вып. <...> Сборник включает материалы докладов научно-методической конференции преподавателей исторического факультета Ярославского государственного университета им. <...> Издание сборника осуществлено по решению научнометодической комиссии исторического факультета Ярославского государственного университета им. <...> УДК 371+378.8:94 ББК Ч481я43 Материалы докладов публикуются в авторской редакции © Ярославский государственный университет им. <...> П.Г. Демидова, 2005 © Исторический факультет, 2005 2 В.В. Дементьева Научно-исследовательская работа аспирантов: послевузовское образование на историческом факультете ЯрГУ Утверждение, что образование невозможно вне его тесной связи с наукой, для послевузовского образования является аксиомой. <...> Об этом красноречивее всего говорят результаты «на выходе»: ежегодно невысок процент выпускников аспирантуры, защитивших диссертации в срок. <...> Из числа выпускников аспирантуры <...>
Методика_и_организация_учебно-исследовательской_и_научно-исследовательской_работы_студентов_и_аспирантов_на_историческом_факультете_Яр_ГУ_им._П.Г._Демидова_Материалы_докладов_VII_научно-методической_конференции_исторического_факультета.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Исторический факультет Методика и организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов и аспирантов на историческом факультете ЯрГУ им. П.Г. Демидова VII научно-методическая конференция исторического факультета Материалы докладов Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 371+378.8:94 ББК Ч481я43 М 54 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2005 года Редакционная коллегия: А.М. Селиванов, О.В. Трофимова, Н.П. Рязанцев, О.В. Лощакова, Ю.Г. Салова, В.В. Дементьева, М.Е. Ерин, В.П. Федюк, Ю.Ю. Иерусалимский, Н.В. Тихомиров Ответственные за выпуск: А.М. Селиванов, О.В. Трофимова Методика и организация учебно-исследовательской и наМ 54 учно-исследовательской работы студентов и аспирантов на историческом факультете ЯрГУ им. П.Г. Демидова: Материалы докладов VII научно-методической конференции исторического факультета / Отв. за вып. А.М. Селиванов, О.В. Трофимова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 76 с. Сборник включает материалы докладов научно-методической конференции преподавателей исторического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, посвященной проблемам методики и организации исследовательской работы студентов и аспирантов на историческом факультете классического университета. Издание сборника осуществлено по решению научнометодической комиссии исторического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. УДК 371+378.8:94 ББК Ч481я43 Материалы докладов публикуются в авторской редакции © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005 © Исторический факультет, 2005 2
Стр.2
В.В. Дементьева Научно-исследовательская работа аспирантов: послевузовское образование на историческом факультете ЯрГУ Утверждение, что образование невозможно вне его тесной связи с наукой, для послевузовского образования является аксиомой. В сложившихся на современном этапе условиях послевузовского исторического образования научно-исследовательская работа (НИР) – как главное его звено – нередко в каждом индивидуальном случае (а послевузовская профессиональная подготовка всегда носит «штучный» характер), хотя формально и декларируется, но на практике не реализуется. Об этом красноречивее всего говорят результаты «на выходе»: ежегодно невысок процент выпускников аспирантуры, защитивших диссертации в срок. На нашем факультете он составил в 2004 году 20%. Из числа выпускников аспирантуры 2003 г., закончивших ее с представлением диссертации на кафедру, в течение следующего года защитились только 50%. Следует подчеркнуть, что ЯрГУ имеет развитую аспирантуру по данной отрасли научного знания (на 31.12. 2004 г. в ней обучалось 49 человек). Даже после существенного сокращения аспирантских мест контрольные цифры приема на 2004 год по направлению 07 – «исторические науки» составили для ЯрГУ 16 мест (11 из них – очные). Эти 16 мест распределились между историческим факультетом (13) и ФСПН (3). Затем нам было добавлено два места. Для сравнения приведем цифры плана приема на тот же год по историческим наукам тех университетов, которые занимают в историческом образовании традиционно ведущие позиции. Превзошли нас по данному показателю только МГУ, СПбГУ, МПГУ (в 2-3 раза); всего на несколько мест (не более трех) еще четыре классических университета: Нижегородский – 19 (15), Казанский 18 (13), Ставропольский 18 (14) и Томский 17 (14). Крупные и авторитетные исторические факультеты в таких вузах, как РГГУ 14 (9), Саратовском ГУ 15 (11), Воронежском ГУ 14 (11), УрГУ 11 (8) имели меньшие контрольные цифры приема в аспирантуру на 2004 год1. Это свидетельствует о том, что наша аспирантура по историческим наукам одна из самых представительных по набору и количеству обучающихся, а следовательно, тенденции, свойственные ей на данном этапе, во многом репрезентативно отражают общую ситуацию. 3
Стр.3
К снижению реального значения НИР аспирантов, ее качества, результативности, а также доли времени, посвященного непосредственно ей привели многие факторы. В их числе – состояние собственно высшего университетского образования. От того, насколько подготовленным к научной деятельности придет в систему послевузовского образования выпускник университета, зависят темпы его научного роста. Ситуация, при которой по сути дела всерьез не поощряется ни собственная научная работа преподавателей, ни, тем более, руководство НИРС, не стимулирует развитие вузовской науки. Л.П. Репина и Г.И. Зверева отмечают: «в вузах реально не существует надежных механизмов и способов поощрения научно-исследовательской деятельности. Показательным примером может служить то, что работа над диссертациями, написание монографий и статей, участие в исследовательском проекте осуществляется вузовскими преподавателями в так называемое «свободное» от учебной работы время. Активно работающий в науке преподаватель не в состоянии обеспечить себе сокращение учебной нагрузки»2. Эти слова целиком можно отнести и к нашему факультету. Но если мы обратимся к отчетам о научной работе кафедр исторического факультета ЯрГУ за последние годы, то увидим, что преподаватели – лидеры по научной продукции одновременно являются и лидерами по числу публикаций руководимых ими студентов. Аспирант, не имеющий должного студенческого опыта подготовки публикаций и других форм участия в научной деятельности, сразу оказывается «в пассиве». При этом за недоработку одних коллег приходится иногда расплачиваться другим, когда, например, студент-дипломник доцента идет в аспирантуру к профессору. Социологическое исследование в университетах Поволжья показало, что две трети научных руководителей аспирантов видят причину низкой результативности НИР своих подопечных в нулевом заделе работы над диссертацией при поступлении в аспирантуру3. На мой взгляд, следует определить эту причину шире, – не просто «задел» по конкретной теме отсутствует у поступивших в аспирантуру (это еще поправимо), а «запас» исследовательских навыков, умений и опыта. Недостаточна и языковая подготовка выпускников факультета. Потребность в получении дополнительного образования по иностранным языкам назрела особенно для тех студентов, которые намереваются продолжить обучение в аспирантуре. Современная специфика контингента студентов исторических факультетов состоит еще и в том, что значительная часть их оказывается на специальности «история» не из-за профессионального интереса, не из-за особой любви к предмету. Данные опросов РОМИР, показывают, что важную роль в выборе абитуриентов сыграла возможность посту4
Стр.4