МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
Электронные образовательные ресурсы СГАУ
Выпуск 1
Электронное справочное пособие
САМАРА
2012
1
Стр.1
УДК 004.9(035)
ББК Ч48я2
Э 455
Составители: Гадалина Тамара Семеновна,
Дианова Наталья Николаевна,
Петрова Оксана Владимировна,
Спицина Татьяна Николаевна
Электронные образовательные ресурсы СГАУ. Вып. 1 [Электронный ресурс] : электрон.
справ. пособие / Минобрнауки России, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац.
исслед. ун-т); сост. Т. С. Гадалина, Н. Н. Дианова, О. В. Петрова, Т. Н. Спицина. – Электрон.
текстовые и граф. дан. (27 Мбайт). – Самара, 2012. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Целью данного пособия является структурирование наиболее спрашиваемых
электронных образовательных ресурсов СГАУ в соответствии с ведущими направлениями
подготовки специалистов в области аэрокосмических и геоинформационных технологий.
Справочное издание содержит описания электронных образовательных ресурсов,
разработанных в СГАУ, включая электронные учебники, задачники, лабораторные
практикумы.
Подготовка данного справочного издания выполнена на основе электронного
каталога библиотеки СГАУ (http://www.lib.ssau.ru/digicat), который регулярно пополняется
новыми описаниями ресурсов.
Предназначено для преподавателей вуза, разработчиков электронных образовательных
ресурсов, а также студентов всех форм обучения и слушателей курсов повышения
квалификации.
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ...........................................................................................................................8
Естественно-научное направление....................................................................................12
Алгебра и геометрия.................................................................................................................12
Асимптотические методы расчета дифракционных оптических элементов..........................14
Методические указания к практическим занятиям по теории нелинейных
колебаний..................................................................................................................................16
Разностный метод решения уравнений Максвелла .................................................................18
Специальные разделы высшей математики.............................................................................20
Теория нелинейных колебаний ................................................................................................22
Теория нелинейных колебаний: экзаменационные билеты ....................................................24
Теория нелинейных колебаний: экзаменационные тесты.......................................................26
Теория нелинейных колебаний: электронный библиографический список...........................28
Теоретические основы геометрического моделирования .......................................................30
Теоретические основы геометрического моделирования .......................................................32
Управление поперечно-модовым составом когерентного излучения: учебный
мультимедиа комплекс .............................................................................................................34
Физика околоземного космического пространства: космофизический
практикум..................................................................................................................................36
Физика околоземного космического пространства: система компьютерного
тестирования MyTest ................................................................................................................38
Физика околоземного космического пространства: список интернет- ресурсов...................40
Физика околоземного космического пространства: электронный конспект
лекций........................................................................................................................................42
Формирование параметрических 3D-моделей (геометрических моделей)
деталей аэрокосмической техники в среде программы ADEM..............................................44
Элементы теории функций комплексного переменного.........................................................46
Гуманитарное направление..................................................................................................49
Английский язык для студентов специальности "Транспортная логистика".........................49
Аннотирование и реферирование в книжном деле: программы и методические
указания.....................................................................................................................................51
История и современное состояние общего книговедения.......................................................53
Ключевые слова и специальные термины на английском языке: словарьсправочник
................................................................................................................................55
Коммуникативная компетентность будущего инженера: учебные задания по
немецкому языку.......................................................................................................................57
Конструирование основных узлов и систем двигательных установок:
электронный пример выполнения лабораторной работы........................................................59
Лексические трудности перевода текстов по авиационной тематике:
справочник ................................................................................................................................61
Логика и формы научного мышления......................................................................................63
Методика мониторинга и количественной оценки качества результатов
деятельности университета.......................................................................................................65
Немецкий язык. Часть 1: учебные задания ..............................................................................67
Немецкий язык. Часть 2: учебные задания ..............................................................................69
Немецкий язык. Часть 3: учебные задания ..............................................................................71
3
Стр.3
Немецкий язык для специальных целей по теме «Современная авиационная
техника».....................................................................................................................................73
Немецкий язык специальности информатика и вычислительная техника:
учебные задания........................................................................................................................75
Особенности культуры в ее историческом развитии: учебное пособие.................................77
Основные этапы в истории развития западной философии: учебное пособие ......................79
Основы теоретической грамматики немецкого языка: методические указания ....................81
Особенности перевода литературы по экономической тематике: учебные
задания по английскому языку.................................................................................................82
Отечественная история. Часть 1...............................................................................................83
Отечественная история. Часть 2...............................................................................................84
Развитие навыков устной речи.................................................................................................85
Развитие профессионально важных качеств студентов технического вуза:
учебное пособие по французскому языку................................................................................86
Развитие профессиональных качеств студентов технических вузов......................................87
Развитие профессиональных компетенций студентов технических вузов:
учебное пособие........................................................................................................................88
Развитие философии на Востоке и в России от зарождения до наших дней:.........................89
учебное пособие........................................................................................................................89
Рубрикатор на английском языке для поиска информации в области
геоинформационных и аэрокосмических технологий в зарубежных базах
данных: рубрикатор-справочник..............................................................................................90
Русский язык и культура речи: учебное пособие.....................................................................91
Современные летательные аппараты: методические указания по английскому
языку..........................................................................................................................................92
Технология библиографического свертывания художественной информации:
монография................................................................................................................................93
Технология электронного перевода: учебное пособие............................................................94
Технология электронного перевода: учебное пособие............................................................95
Учебная книга в контексте диалога культур: монография......................................................96
Социально-экономическое направление.........................................................................99
Аннотирование и реферирование текстов по экономической ................................................99
тематике.....................................................................................................................................99
Маркетинг в книжном деле: учебное пособие.......................................................................100
Менеджмент в книжном деле: учебное пособие....................................................................101
Моделирование социальных систем: учебное пособие.........................................................102
Организационное поведение: учебное пособие.....................................................................103
Особенности Российской экономики в переходный период: учебное пособие ...................104
Особенности учебного процесса студентов-заочников: методические указания ................105
Применение методов социологии в книжном бизнесе: учебное пособие ............................106
Программные средства обработки информации: методические указания ...........................107
Социальный менеджмент: учебное пособие..........................................................................108
Экономическая теория для бакалавров менеджмента: учебно-методический
комплекс дисциплины.............................................................................................................109
Направление: информатика и вычислительная техника ..........................................111
Введение в нанотехнологию: учебное пособие .....................................................................111
Компьютерная обработка картографических и спутниковых изображений:
учебное пособие......................................................................................................................113
Компьютерное моделирование в CAD/CAM ADEM.............................................................115
4
Стр.4
Компьютерная графика и Web-дизайн...................................................................................117
Компьютерная графика и Web-дизайн...................................................................................119
Компьютерные сети................................................................................................................121
Направление: металлургия, машиностроение и металлообработка .....................126
Библиографический список к модулю "Нелинейная динамика" ..........................................126
Геоинформационные системы. Лабораторный практикум ...................................................127
Динамика систем твердых тел переменной структуры: электронное учебное
пособие....................................................................................................................................129
Динамика систем твердых тел переменной структуры: электронный практикум...............131
Динамика систем твердых тел переменной структуры: задания для курсовой
работы......................................................................................................................................133
Динамика системы соосных тел: учебное пособие................................................................135
Динамика систем твердых тел переменной структуры: библиографический
список......................................................................................................................................137
Концепция компьютерного проектирования авиационных редукторов...............................139
Концепции математического моделирования механических систем и
процессов: электронные экзаменационные билеты...............................................................141
Концепции математического моделирования механических систем и
процессов: электронное учебное пособие..............................................................................142
Концепции математического моделирования механических систем и
процессов: электронные методические рекомендации к практическим занятиям...............144
Концепции математического моделирования механических систем и
процессов: электронный библиографический список...........................................................145
Концепции математического моделирования механических систем и
процессов: электронные экзаменационные билеты..............................................................146
Лабораторный практикум по процессам механической обработки......................................147
Механика сплошных сред в примерах и задачах: учебное пособие .....................................148
Нелинейная динамика: вычислительный практикум ............................................................150
Нелинейная динамика: электронное учебное пособие..........................................................151
Оборудование и методы контроля микрорельефа дифракционных оптических
элементов.................................................................................................................................152
Основы механики жидкости: учебное пособие .....................................................................153
Основные нормы взаимозаменяемости типовых соединений деталей машин.....................154
Практикум по механике деформирования металлов и композитов......................................155
Применение тепловизора в энергетическом машиностроении: учебное пособие ...............156
Создание АРМ технолога с использованием технологии баз данных..................................157
Станки с ЧПУ..........................................................................................................................158
Теория вероятностей в примерах и задачах...........................................................................159
Технология изготовления агрегатов легких самолетов из полимерных
композиционных материалов .................................................................................................160
Технология самораспространяющегося высокотемпературного синтеза
нанопорошков .........................................................................................................................162
Экзаменационные тесты к модулю "Нелинейная динамика"................................................163
Элементы аналитической механики, примеры и приложения: учебное пособие ................164
Энтропийные модели микро - и наноструктур ......................................................................165
Направление: авиационная и ракетно-космическая техника............................................167
Акустические методы и средства измерения пульсаций давления.......................................167
Динамические измерения и обработка экспериментальных.................................................169
данных при испытаниях гидросистем....................................................................................169
5
Стр.5
Использование пакета ANSYS для проектирования деталей авиа- ......................................170
ционных редукторов ...............................................................................................................170
Конструирование основных узлов и систем двигательных установок:
Электронное учебное пособие по курсовому проекту ..........................................................171
Конструирование основных узлов и систем двигательных установок:
Электронное учебное пособие................................................................................................172
Конструирование основных узлов и систем двигательных установок:
электронные методические указания к лабораторным работам ...........................................174
Конструирование основных узлов и систем двигательных установок:
электронный пример выполнения лабораторной работы......................................................176
Конструирование ТНА и элементов камеры ЖРД с использованием 3Dмоделей:
электронное учебное пособие................................................................................178
Менеджмент качества в машиностроении. ............................................................................180
Ч.1. Введение в теорию менеджмента качества: учебное пособие.......................................180
Менеджмент качества в машиностроении. ............................................................................183
Ч.2. Проектирование системы менеджмента качества: учеб. пособие .................................183
Менеджмент качества в машиностроении. ............................................................................185
Ч.3. Методы и инструменты менеджмента качества: учеб. пособие....................................185
Методология концептуального моделирования IDEFO в инструментальной
среде BPWin (на примере жизненного цикла двигателя летательного аппарата):
учебное пособие......................................................................................................................187
Моделирование колебаний, нагружения и деформирования элементов
двигателя под действием газовых, центробежных и силовых нагрузок с
использованием CAD/CAE пакетов: учебное пособие..........................................................189
Монтажно-испытательные процессы в производстве летательных аппаратов. ...................191
Ч. I. Методы и средства монтажа и испытаний баков-емкостей в производстве
летательных аппаратов: учебное пособие..............................................................................191
Монтажно-испытательные процессы в производстве летательных аппаратов. ...................193
Ч. II. Технологические процессы сборки, монтажа и испытаний рулевых
агрегатов: учебное пособие ....................................................................................................193
Нагрузки летательных аппаратов: учебное пособие .............................................................195
Оптика лазеров........................................................................................................................197
Основы планирования на предприятиях машиностроения (Лекционный
материал): учебное пособие....................................................................................................199
Основы организации производства машиностроительного предприятия
(Лекционный курс и практикум): учебное пособие...............................................................201
Основы организации и управления подготовкой производства
машиностроительного предприятия: учебное пособие.........................................................203
Основные технологические процессы общей сборки в производстве..................................205
летательных аппаратов: учебное пособие..............................................................................205
Особенности сборки: учебное пособие..................................................................................207
Оценка надежности лопатки и рабочего колеса на этапе проектирования с
использованием пакета ANSYS: электронное учебное пособие..........................................209
Пневмопривод и средства автоматики...................................................................................211
Построение расчетных моделей в препроцессоре Gambit универсального
программного комплекса Fluent .............................................................................................213
Прочностное проектирование лопаток и дисков ГТД в конечно-элементном
комплексе ANSYS: учебное пособие.....................................................................................215
Расчет и проектирование валов, осей и опор качения авиационных редукторов ................217
6
Стр.6
Расчетное определение характеристик элементарных лопаточных венцов
турбины ...................................................................................................................................219
Расчет течений жидкостей и газов с помощью универсального программного
комплекса Fluent .....................................................................................................................221
Сертификация..........................................................................................................................223
Системный анализ. Электронный практикум: учебное пособие ..........................................225
Системный анализ. Электронный конспект: учебное пособие.............................................227
Системный анализ в управлении предприятием аэрокосмического
двигателестроения...................................................................................................................229
Управление в технических системах: Основы цифровых систем управления.....................231
Управление мощными лазерными установками. Измерение параметров
лазерного излучения ...............................................................................................................233
Формирование термогазодинамических CAE-моделей виртуальных течений
продуктов сгорания в камерах и газогенераторах ЖРД с учетом не идеального
протекания рабочих процессов...............................................................................................235
Экспериментальное исследование рабочего процесса и характеристик
центробежного микрокомпрессора ........................................................................................237
Экспериментальное определение характеристик малоразмерной турбины.........................238
Эскизное проектирование легких самолетов.........................................................................240
ЗАКЛЮЧЕНИИЕ.......................................................................................................................242
7
Стр.7
ПРЕДИСЛОВИЕ
Университет выступает как место,
где активно происходит
взаимодействие личности с информационной средой, где она постигает новые
знания, генерирует их, представляя в форме информации, и, в свою очередь,
переносит ее в информационную среду.
Инженерное образование является своеобразным объектом
информатизации. Во-первых, в процессе обучения будущие инженеры должны
работать с количественно определенными математическими и компьютерными
моделями изучаемых объектов,
основанными на закономерностях
естественнонаучных и математических дисциплин. Во-вторых, в подавляющем
большинстве случаев им приходится оперировать трехмерными объектами и
соответствующими геометрическими моделями, включая их компьютерное
представление. И, наконец, подготовка инженера невозможна без выполнения
лабораторных работ на реальном, часто весьма дорогостоящем, оборудовании.
Здесь также невозможно обойтись без средств автоматизации и
информатизации, без электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
В Самарском государственном аэрокосмическом университете работы по
созданию и применению ЭР проводятся с 90-х годов ХХ века. В рамках
Приоритетного национального проекта «Образование» по Инновационной
образовательной программе СГАУ «Развитие центра компетенции и подготовка
специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и
геоинформационных технологий» в 2006-2007 годах было создано более 600
электронных изданий.
«Программа развития федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Самарский государственный аэрокосмический университет имени С.П.
Королёва» на 2009-2018 годы» позволила активизировать работы по внедрению
8
Стр.8
новых образовательных технологий и ресурсов, необходимых для их
обеспечения. Разработано около 3000 электронных образовательных ресурсов.
В связи с появлением и активным ростом разнообразных электронных
ресурсов, для оперативного их использования в учебном процессе создано
первое справочное пособие «Электронные образовательные ресурсы СГАУ».
Подготовка издания выполнена на основе электронного каталога библиотеки
СГАУ (http://www.lib.ssau.ru/digicat), который регулярно пополняется новыми
описаниями ресурсов.
Справочное пособие представляет собой структурированное описание
электронных образовательных ресурсов, разработанных и применяемых в СГАУ,
включая электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники,
задачники, лабораторные практикумы с 2006 г. по 2010 г.
Образовательные электронные ресурсы в справочном пособии
сгруппированы в разделы по направлениям:
- Естественно-научное направление.
- Гуманитарное направление.
- Социально-экономическое направление.
- Направление: информатика и вычислительная техника.
- Направление: металлургия, машиностроение и металлообработка.
- Направление: авиационная и ракетно-космическая техника.
В разделах справочного пособия описания электронных ресурсов
скомпонованы по алфавиту названий изданий.
Полная электронная версия этого справочного издания представлена на
сайте НТБ СГАУ: http://www.lib.ssau.ru
Справочное электронное пособие по электронным образовательным ресурсам
предназначено для преподавателей вуза, разработчиков электронных
9
Стр.9
образовательных ресурсов, а также студентов всех форм обучения
слушателей курсов повышения квалификации.
и
10
Стр.10