504$
На правах рукописи
ШЕВЦОВ Алексей Викторович
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИИ И УМЕНИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬ
ТУРНЫХ ВУЗОВ ТЕХНОЛОГИЙ СГОНКИ ВЕСА БОРЦА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА - 2006
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных еди
ноборств Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма
Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент
Дементьев Владимир Львович
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор
Полиевский Сергей Александрович
доктор педагогических наук, профессор
Юшков Олег Павлович
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита состоится «_/£>> >и^*<. <...> Для нивелирования данного противоречия нами был использован основной
методологический подход к совершенствованию образования в физкультурноспортивной сфере, который заключается в интеграции научных знаний, обуче
ния и спортивной практики (В.Л. Дементьев, 2003). <...> В теории и практике спортивных единоборств наметился значительный
разрыв между научными исследованиями, посвященными изучению процесса
снижения (сгонки) веса тела спортсмена, и адаптацией, и внедрением полу
ченных результатов в процесс подготовки тренерских кадров в физкультурных
вузах. <...> Особое значение данное несоответствие имеет в спортивной борьбе, в
которой противники подразделяются на весовые категории, и снижение веса
тела перед выступлением на соревнованиях является объективно существую
щим явлением современного спорта. <...> При этом сгонка веса тела в сочетании с
подготовкой к соревнованию — тяжелый и сложный процесс, небезопасный для
здоровья, требующий от спортсмена наличия сильной мотивации и проявления
им морально-волевых качеств. <...> Исходя из <...>
Формирование_знаний_и_умений_у_студентов_физкультурных_вузов_технологий_сгонки_веса_борца..pdf
504$
На правах рукописи
ШЕВЦОВ Алексей Викторович
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИИ И УМЕНИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
ВУЗОВ ТЕХНОЛОГИЙ СГОНКИ ВЕСА БОРЦА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА - 2006
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных единоборств
Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма
Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент
Дементьев Владимир Львович
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор
Полиевский Сергей Александрович
доктор педагогических наук, профессор
Юшков Олег Павлович
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита состоится «_/£>> >и^*<. 2006 г. в /ЗССЧ&сав на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном университете
физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г. Москва,
Сиреневый бульвар, д. 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК.
Автореферат разослан « »
2006_гх
Т000005046
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ученый секретарь
диссертационного совета
/%i os
^ ^_ ,
/
|
Чеботарева И.В
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Многолетнее реформирование профессионального образования
и современные тенденции его модернизации отображают как определенное
недовольство в обществе, так и неудовлетворение ученых процессом и
результатом подготовки специалистов в высшей школе.
Повышение уровня подготовки специалистов связано с разрешением существующего
в сфере высшего образования непреходящего противоречия между
растущими потребностями общества в специалистах высокого профессионального
уровня и неготовностью высшей школы своевременно и в полном
объеме обеспечить процесс их становления и развития (Г.С. Туманян, 1987).
Для нивелирования данного противоречия нами был использован основной
методологический подход к совершенствованию образования в физкультурноспортивной
сфере, который заключается в интеграции научных знаний, обучения
и спортивной практики (В.Л. Дементьев, 2003).
В теории и практике спортивных единоборств наметился значительный
разрыв между научными исследованиями, посвященными изучению процесса
снижения (сгонки) веса тела спортсмена, и адаптацией, и внедрением полученных
результатов в процесс подготовки тренерских кадров в физкультурных
вузах. Особое значение данное несоответствие имеет в спортивной борьбе, в
которой противники подразделяются на весовые категории, и снижение веса
тела перед выступлением на соревнованиях является объективно существующим
явлением современного спорта. При этом сгонка веса тела в сочетании с
подготовкой к соревнованию — тяжелый и сложный процесс, небезопасный для
здоровья, требующий от спортсмена наличия сильной мотивации и проявления
им морально-волевых качеств.
Исходя из вышеизложенного было, выявлено противоречие, которое заключается
в несоответствии содержания образования студентов, т.е. получаемых
ими в физкультурном вузе знаний, требованиям последующей тренерской
деятельности к званияьА^е^шетогШ~^йжБшк./\еса спортсмена. В этой связи в
I £% L" *5 П V \ О s fc« ^ ^ i
профессиональной подготовке* тренерских кадров по спортивной борьбе в
РГ УФК
Стр.3
4
физкультурных вузах существует научная проблема, которая заключается в
необходимости дополнения и совершенствования содержания образования на
основе разработки технологий снижения веса спортсмена, обеспечивающих
сохранение его здоровья и эффективность соревновательной деятельности. В
данном контексте под технологией сгонки веса мы понимаем совокупность
знаний о способе и средствах осуществления процесса снижения веса борца.
Объект исследования — профессиональная подготовка студентов в физкультурных
вузах.
Предмет исследования — профессионально-педагогические знания и умения
студентов физкультурных вузов в области технологий сгонки веса борца.
Гипотеза работы. Предполагалось, что интеграция научных знаний о
средствах, методах и способах регулирования веса тела и практики сгонки веса
в спортивной борьбе в содержание образования студентов физкультурных вузов
позволит сформировать у них необходимые знания и умения в области
технологий снижения веса тела борца, повысив тем самым уровень и качество
профессионально-педагогической подготовки будущих тренеров.
Цель исследования. Формирование знаний и умений у студентов физкультурных
вузов технологий снижения веса борца.
Задачи исследования:
1. Определить основные тенденции улучшения профессиональной подготовки
специалистов в высшей школе.
2. Выделить существующие подходы к совершенствованию содержания
образования в высших учебных заведениях.
3. Проанализировать проблему снижения веса тела в теории и практике
спортивных единоборств.
4. Выявить средства и методы снижения веса тела в теории и практике
спортивной борьбы.
5. Расширить содержание образования студентов физкультурных вузов на
основе разработки технологий сгонки веса борца.
Стр.4
5
6. Экспериментально проверить эффективность формирования знаний и
умений у студентов физкультурных вузов технологий сгонки веса борца.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников;
педагогическое наблюдение, анкетирование и интервьюирование; автоэксперимент;
педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, проходившем с октября 2000 г. по сентябрь 2001 г.,
осуществлялись предварительные исследования. Научная проблематика исследования
была соотнесена со Сводным планом НИР по физической культуре,
спорту и туризму на 2000-2006 гг. (04.01. — Разработка новых и совершенствование
имеющихся технологий, форм и методов подготовки кадров специалистов
по физической культуре, спорту и туризму). После этого проводились
анализ и обобщение специальной литературы по проблеме исследования.
В ходе изучения литературы определялся комплекс методов исследования,
уточнялись и конкретизировались цель, гипотеза и задачи работы.
На втором этапе, проходившем с октября 2001 г. по май 2005 г., осуществлялось
анкетирование высококвалифицированных спортсменов и интервьюирование
тренеров, а полученные результаты после математической обработки,
систематизации и соотнесения с теоретическими знаниями процесса снижения
веса тела легли в основу разработки технологий сгонки веса борца. Разработанные
технологии проверялись и уточнялись в автоэкспериментах по снижению
веса тела в спортивной практике члена сборной команды России, мастера
спорта международного класса по греко-римской борьбе - автора. На данном
этапе проводился педагогический эксперимент по формированию знаний и
умений у студентов РГУФКа технологий сгонки веса борца.
На третьем этапе, который проводился с июня 2005 г. по январь 2006 г.,
осуществлялись анализ и обсуждение результатов исследования, позволившие
подтвердить гипотезу работы и сформулировать выводы, опубликовать полученные
результаты. При этом проводилось написание и оформление диссертационной
работы.
Стр.5