Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Тактическая подготовка начинающих дзюдоистов с применением компьютерных технологий. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторШахов
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц28
ID205228
АннотацияЦель исследования - разработать теоретико-методических основы тактической подготовки начинающих дзюдоиств.
Шахов, А.А. Тактическая подготовка начинающих дзюдоистов с применением компьютерных технологий. : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.А. Шахов .— Москва : РГУФКСиТ, 2006 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205228 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

J// На правах рукописи Шахов Артем Александрович ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩИХ ДЗЮДОИСТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, Спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006 Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных единоборств ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Табаков Сергей Евгеньевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Попов Олег Игоревич доктор педагогических наук, профессор Левицкий Алексей Григорьевич Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита состоится «£S}>adAa^J2.006 г. в <4^?часов на заседании диссертаци онного совета К. <...> При современном уровне развития дзюдо трудно переоценить важность такти ческой подготовки. <...> Поэтому одной из основных составляющих подготовки дзюдои ста является тактическая подготовка. <...> Однако в теории и практике обучения тактике есть множество пробелов, наиболее отчетливо это проявляется на этапе начальной подготовки (Г.Н. Пархомович, 1993). <...> На сегодняшний день подавляющее большинство начинающих дзюдоистов дети 10-12 лет, занимающиеся в ipynnax начальной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. <...> Также к группе начинающих можно отнести детей, приступивших к занятиям в учеб но-тренировочных группах; людей, занимающихся дзюдо в целях оздоровления; сту дентов спортивно-педагогических и нефизкультурных вузов, изучающих дзюдо как дополнительный вид спорта; школьников, осваивающих элементы спортивной борь бы на основе дзюдо. <...> Многие специалисты спортивной борьбы отмечают, что тактическая подготов ка, наряду с другими видами подготовки, должна вестись с самых первых занятий (А.П. Купцов <...>
Тактическая_подготовка_начинающих_дзюдоистов_с_применением_компьютерных_технологий..pdf
J// На правах рукописи Шахов Артем Александрович ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩИХ ДЗЮДОИСТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, Спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных единоборств ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Табаков Сергей Евгеньевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Попов Олег Игоревич доктор педагогических наук, профессор Левицкий Алексей Григорьевич Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита состоится «£S}>adAa^J2.006 г. в <4^?часов на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 105 122 г. Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» Т000005081 ЦОБ по ФКиС РГАФК Автореферат разослан «/2 »&£&( J/th2006 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент S С**"" / И.В.Чеботарева
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. Значение тактики и тактической подготовки в современном спорте огромно. Особенно велика роль тактики в таких видах спорта, как спортивные игры и единоборства, недаром их называют «тактическими видами спорта» (Л.П. Матвеев, 1978). При современном уровне развития дзюдо трудно переоценить важность тактической подготовки. Поэтому одной из основных составляющих подготовки дзюдоиста является тактическая подготовка. Однако в теории и практике обучения тактике есть множество пробелов, наиболее отчетливо это проявляется на этапе начальной подготовки (Г.Н. Пархомович, 1993). На сегодняшний день подавляющее большинство начинающих дзюдоистов - дети 10-12 лет, занимающиеся в ipynnax начальной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. Также к группе начинающих можно отнести детей, приступивших к занятиям в учебно-тренировочных группах; людей, занимающихся дзюдо в целях оздоровления; студентов спортивно-педагогических и нефизкультурных вузов, изучающих дзюдо как дополнительный вид спорта; школьников, осваивающих элементы спортивной борьбы на основе дзюдо. Многие специалисты спортивной борьбы отмечают, что тактическая подготовка, наряду с другими видами подготовки, должна вестись с самых первых занятий (А.П. Купцов, 1978; Р.А. Пилоян, Х.К. Курбанов, 1985; Т.П. Пархомович, 1993; О.А. Сиротин, В.М. Семенов, 1995; О.Б. Малков, В.Л. Дементьев, 2003 и др.). Тем не менее, у большинства ученых нет единого мнения о том, как обучать тактике начинающих дзюдоистов, нет целостной и единой методики обучения по всем разделам тактики (тактика проведения технического действия, тактика схватки, тактика участия в соревнованиях). Они дают лишь примерное направление в обучении, зачастую рассматривая отдельные стороны тактики, практически все свое внимание уделяя группе начинающих спортсменов 10-12 лет, несправедливо забывая другие группы. Как отмечает Л.П. МатвеевДДЙ7?)^в процессе тактической подготовки спортсменов должны решаться три основные задачи; передача тактических знании, формирование тактических умений и'навык<|£[развитие- тактического мышления. Наиболее проблемной в тактической подготовке начйШгощих-дзюдоистов остается задача, свя
Стр.3
4 занная с передачей им тактических знаний. Акцент в основном делается на развитие двигательных (тактических) умений и навыков, в меньшей степени на развитие тактического мышления, хотя повышение уровня тактических знаний начинающих дзюдоистов является первостепенной задачей всей тактической подготовки. Знания должны опережать практические умения и навыки (Н.Г. Озолин, 1988). В повышении уровня тактической образованности начинающих дзюдоистов может оказать помощь компьютерное обучение, которое имеет ряд преимуществ перед традиционными способами формирования тактического мышления, таких, как занятия лекционного и семинарского типа, чтение специальной литературы, беседы, просмотр киноматериалов. Основными аргументами в пользу компьютерных технологий обучения являются индивидуализация, наглядность, интерактивность; возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что в конечном итоге сказывается на скорости и качестве усвоения материала (И.Г. Захарова, 2003; М.В. Трофимова, 2004 и др.). Объект исследования: тактическая подготовка начинающих единоборцев. Предмет исследования: процесс формирования тактических знаний и умений у начинающих дзюдоистов. Рабочая гипотеза: внедрение специализированной мультимедиа программы в процесс тактической подготовки начинающих дзюдоистов позволит качественно повысить уровень их тактических знаний. Цель работы: разработка теоретико-методических основ тактической подготовки начинающих дзюдоистов. В процессе исследования решались следующие научные задачи: 1. Анализ данных научно-методической литературы по проблеме тактической подготовки начинающих дзюдоистов. 2. Обобщение опыта работы ведущих тренеров по тактической подготовке начинающих дзюдоистов. 3. Изучение тактической составляющей соревновательной деятельности начинающих дзюдоистов. 4. Разработка моделей тактической подготовки и апробация технологии их реализации в различных группах начинающих дзюдоистов.
Стр.4
5 Теоретико-методологическую базу исследования составили: деятельностный подход в рассмотрении теории и методики тактики спортивной борьбы (Р.А. Пилоян, Г.С. Туманян, Е.М. Чумаков и др.); подход, рассматривающий тактику с позиции теории конфликтной деятельности (В. Л. Дементьев, О.Б. Мал ков и др.); психологические работы по тактике спортивной деятельности (Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов, А.В. Родионов); работы по обоснованию применения компьютерных технологий в педагогическом процессе (И.Г. Захарова, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров, М.В. Трофимова и др.); работы рассматривающие специфику физического развития и особенности спортивной подготовки юных спортсменов (М.Я. Набатникова, В.П. Филин, Н.А. Фомин); теория научных исследований (Б.А. Ашмарин, Ю.Д Железняк, П.К. Петров); теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов). Для решения поставленных задач нами были использованы следующие научные методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, видеоанализ, интервью, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Организация исследования. Исследования проводились с 2003 по 2006 гг. в пять этапов. На первом этапе на основе изучения научной и научно-методической литературы была выявлена проблема, предпосылки ее решения, а также определены цель и задачи исследования. На втором этапе проводилось анкетирование тренеров для анализа опыта тактической подготовки начинающих дзюдоистов. Всего было опрошено 50 тренеров из 12-ти регионов России. На третьем этапе с целью уточнения структуры содержания тактической подготовки начинающих дзюдоистов был проведен сравнительный техникотактический видеоанализ соревновательных схваток дзюдоистов мужчин и юношей 10-12 лет. Всего было проанализировано 200 соревновательных схваток: 100 - у мужчин и 100 - у юношей. На четвертом этапе были разработаны модели тактической подготовки различных групп начинающих дзюдоистов, а также технология их реализации в учебноспортивной практике. В частности, было разработано компьютерное обучающее по
Стр.5