Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608520)
Контекстум

Сравнительный анализ инновационных технологий физической подготовки студентов гуманитарных вузов на основе мониторинга физического развития. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторФеофилактов
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц28
ID205219
АннотацияЦель работы - экспериментально проверить эффективность использования занятий оздоровительной физической культурой студентов гуманитарного вуза, а также разработать методику безопасной оценки физического развития и подготовленности студентов.
Феофилактов, В.В. Сравнительный анализ инновационных технологий физической подготовки студентов гуманитарных вузов на основе мониторинга физического развития. : автореф. дис. … канд. пед. наук / В.В. Феофилактов .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205219 (дата обращения: 14.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ^ллу^- ФЕОФИЛАКТОВ ВИКТОР ВАЛЕРЬЕВИЧ СРАВНИТЕЛЬНЬШ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ] 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва-2005 ч 2 Работа выполнена в Отделе Спортивной адаптологии НИИ Фундаментальных и прикладных проблем физической культуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: Кандидат биологических наук, профессор Селуянов Виктор Николаевич Официальные оппоненты: Доктор педагогических наук, профессор Белов Виктор Иванович Доктор биологических наук, профессор Година Елена Зиновьевна Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры Защита состоится « 2D» QeWtttyuS 2005 г. в /&й/ часов на заседании диссертационного совета К. <...> В системе физического воспитания студентов за по следнее десятилетие произошли значительные изменения. <...> Традиционная методика физического воспитания студентов, в первую очередь, направлена на «подготовку к труду и обороне» и решает задачи воспи тания необходимого уровня физических качеств, обучения двигательным умени ям и навыкам, а также сдачу контрольных нормативов (В.К. Бальсевич и др., 1994; ЕЛ. <...> ). Целью физического воспитания студентов в соответствии с государствен ным образовательным стандартом является формирование физической культу ры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профес сиональной деятельности (В.И. Ильшшч, Ю.И. Евсеев, 2000). <...> - Строгое научное обоснование имеют такие оздоровительные системы как «Изогон <...>
Сравнительный_анализ_инновационных_технологий_физической_подготовки_студентов_гуманитарных_вузов_на_основе_мониторинга_физического_развития..pdf
На правах рукописи ^ллу^ФЕОФИЛАКТОВ ВИКТОР ВАЛЕРЬЕВИЧ СРАВНИТЕЛЬНЬШ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ] 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва-2005
Стр.1
ч 2 Работа выполнена в Отделе Спортивной адаптологии НИИ Фундаментальных и прикладных проблем физической культуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: Кандидат биологических наук, профессор Селуянов Виктор Николаевич Официальные оппоненты: Доктор педагогических наук, профессор Белов Виктор Иванович Доктор биологических наук, профессор Година Елена Зиновьевна Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры Защита состоится « 2D» QeWtttyuS 2005 г. в /&й/ часов на заседании диссертационного совета К. 311. 003. 01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК. Автореферат разослан « _» 2СЛС - Ученый секретарь диссертационного совета » •л Ц.^'>°'^ / j ^ Т000005049 ЦОБ по ФКиС P Г А Ф К Чеботарева И.В.
Стр.2
3 1. Актуальность. В системе физического воспитания студентов за последнее десятилетие произошли значительные изменения. Это связано с изменением государственного строя, новой системой законодательства, большей свободой университетов в выборе программ обучения и др. Во многих университетах, особенно с дистанционной формой обучения, время на физическое воспитание сократилось до минимума - 1,5-2 часа в неделю (И.В. Ефимова, 1996), причем часть этого времени тратится на теоретические занятия. Традиционная методика физического воспитания студентов, в первую очередь, направлена на «подготовку к труду и обороне» и решает задачи воспитания необходимого уровня физических качеств, обучения двигательным умениям и навыкам, а также сдачу контрольных нормативов (В.К. Бальсевич и др., 1994; ЕЛ. Бондаревский, 1980; М.А. Годик и др., 1973, 1988, 1994; В.В. Громыко и др., 1994; В.М. Зациорский, 1966; Л.П. Матвеев, 1991; В.М. Платонов и др., 1995, 1997; Н.В. Решетников, 1992,1990; Ф.П. Суслов и др., 1995; и др.). Целью физического воспитания студентов в соответствии с государственным образовательным стандартом является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности (В.И. Ильшшч, Ю.И. Евсеев, 2000). С точки зрения сохранения здоровья эффективность традиционных занятий физкультурой (или не занятий) низкая. Состояние здоровья студентов за 4-6 лет обучения ухудшается (Н.К. Ковалев и др., 1995; Б.И. Новиков, 1988; А.В. Чоговадзе и др., 1991; и др. ). Навыкам, необходимым для «труда и обороны» (бегать, прыгать, плавать и др.), студенты обучаются в школе. В вузах эти навыки, в основном, только закрепляются. А для решения задач физической подготовки в вузах начинают использовать все более разнообразные средства. В частности - технологии оздоровительной физической культуры (В.И. Белов, 1999; и др.)- Строгое научное обоснование имеют такие оздоровительные системы как «Изогон» и «Аэробика». Эффективность занятий по этим системам "показана на практике. Не случай
Стр.3
4 но эти системы пользуются высокой популярностью (К. Купер, 1989; Е.Б. Мякинченко и др., 2002; В.Н. Селуянов и др., 1995, 2001; и др.). Важно отметить, что цель государствешюго стандарта - оздоровление студентов, но при сдаче контрольных нормативов продолжают использовать предельные тесты. Проведение предельных тестов с нетренированными студентами (как показывает статистика, в гуманитарных вузах таких большинство) связано с риском для здоровья. Особенно опасны тесты в беге на 500-3000 м, поскольку требуют предельного фушсционирования опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Известны даже смертельные исходы такого тестирования (В.М. Запиорский, 1988). Существует возможность оценки физической подютовленности с использованием «безопасных» педагогических тестов и современных, относительно мягких тестов, широко распространяющихся в оздоровигельной физической культуре. В связи с этим актуальным является исследование возможности использования в практике физического воспитания студентов гуманитарных вузов технологий оздоровительной физкультуры и разработка методик безопасного тестирования. 2. Объект исследования: система физической подготовки в высших учебных заведениях гуманитарного профиля. 3. Предмет исследования: методы и средства контроля физической подготовленности и методы построения тренировочных занятий оздоровительной направленности. 4. Гипотеза. Для оценки уровня физического развития и подготовленности студентов может использоваться индивидуальная и групповая методики, а добиваться необходимого уровня физического развития при сокращенных занятиях физической культуры можно, используя только самые эффективные средства оздоровительной физической культуры (скоростно-силовые и статодинамические силовые упражнения). 5. Цель работы - экспериментально проверить эффективность использования занятий оздоровительной физической культурой студентов гуманитарного *
Стр.4
5 вуза, а также разработать и экспериментально проверить методики безопасной оценки физического развития и подготовленности студентов. 6. Задачи исследования. 1) Изучить современные методы оценки уровня физической подготовлещюсти и методику физического воспитания студентов. 2) Определить уровень физического развития и физической подготовленности студентов гуманитарного вуза. 3) Разработать методы оценки физического развития и подготовленности студентов гуманитарного вуза. 4) Экспериментально проверить эффективность использования оздоровительных технологий физического воспитания студентов. 7. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы научного исследования: анализ литературы, антропометрия, велоэргометрия, кардиоинтервалометрия, спирометрия, педагогическое тестирование и эксперимент, методы математической статистики и анализа. 8. Научная новизна. Результаты исследования вносят ряд новых положений в систему физического воспитания: - по сравнению с предыдущим поколением современные студенты стали выше, имеют большую жировую и меньшую мышечную массу, более низкий уровень показателей силовой подготовленности и выносливости (р<0,05); - в результате факторного анализа основных показателей физического развития и подготовленности выделяются следующие основные факторы: «телосложение» (34-39 %), «тренированность» (14-30 %), «рост» (7-8 %), «жир» (у * мужчин, 15 %), «показатели ССС» (8-10 %), «АД диастолическое» (4-6 %); - регрессионные и сигмовидные шкалы повышают «справедливость» итоговой оценки, студенты с более разносторонней подготовленностью получают более высокую оценку; - системы оздоровительной физической культуры «ИЗОТОН» и «АЭРОБИКА», включающие упражнения локальной силовой выносливости, повышают эффективность занятий по физическому воспитанию у студентов гуманитарных вузов (прирост оценки составляет 2,3-2,4 % за одно занятие);
Стр.5