//990
На правах рукописи
Стародубцева Екатерина Сергеевна
Динамика основных тренировочных упражнений квалифицированных пловцов 1214 лет в годичном макроцикле подготовки. <...> И.В. Чеботарева
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Центральной проблемой управления тренировочным процессом является
изучение взаимодействия между
выполнением тренировочных упражнений, их
эффектом и ростом результатов. <...> В этом направлении выполнено значительное
количество исследований, в спортивной педагогике сформулированы концепции
роста работоспособности [Матвеев Л.П., Харре Д., Franks B.D.] и в области
физиологии - долговременной адаптации [Меерсон Ф.З., Фольборт Г.В.] <...> .
Достижение результатов современного спорта возможно при проведении
многолетней тренировки, когда формируются основные физические качества и
функциональные возможности юных спортсменов. <...> Повышение эффективности
тренировки подразумевает поиск таких методов и средств, которые приведут к
необходимому росту результатов без перегрузки спортсменов, к развитию
индивидуальных возможностей, достижению спортивной формы и сохранению
будущего спортивного долголетия. <...> Использование
современных
методов
подготовки
открывает
новые
возможности в управлении тренировкой спортсменов. <...> Гипотеза исследования предполагает взаимообусловленность динамики
спортивных результатов пловцов, наличие закономерных соотношений между
тренировочными упражнениями и их эффектом. <...> Предметом исследовагййг'? £&ляются; 'тренировочные и соревновательные
i
t
s
*•-•*
i\
4
упражнения, их динамика и факторы, влияющие на них. <...> Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены основные
показатели, определяющие динамику тренировочных упражнений, изменение
частоты
сердечных
сокращений
и
контрольных
упражнений
в
годичном
макроцикле. <...> Практическая значимость
При
планировании
подготовки
пловцов
в
годичном
макроцикле
целесообразно после этапа втягивания в подготовительном <...>
Динамика_основных_тренировочных_упражнений_квалифицированных_пловцов_12-14_лет_в_годичном_макроцикле_подготовки..pdf
//990
На правах рукописи
Стародубцева Екатерина Сергеевна
Динамика основных тренировочных упражнений квалифицированных пловцов 1214
лет в годичном макроцикле подготовки.
13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва -2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики спортивного и синхроннго
плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского
государственного университета физической культуры спорта и туризма.
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Сергей Марткович Гордон
Официальные оппоненты: доктор биологических наук,
профессор Эдуард Георгиевич Мартиросов
доктор медицинских наук
профессор Сергей Александрович Полиевский
Ведущая организация — Московская государственная академия физической
культуры.
Защита состоится «
» ь*<4Л— 2005 г. в /3.0Рчъ.саъ
на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры спорта и туризма по адресу: г.Москва,
Сиреневый бульвар,4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан « »
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
доцент
2005 г.
Т00000499 0
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Центральной проблемой управления тренировочным процессом является
изучение взаимодействия между выполнением тренировочных упражнений, их
эффектом и ростом результатов. В этом направлении выполнено значительное
количество исследований, в спортивной педагогике сформулированы концепции
роста работоспособности [Матвеев Л.П., Харре Д., Franks B.D.] и в области
физиологии - долговременной адаптации [Меерсон Ф.З., Фольборт Г.В.].
Достижение результатов современного спорта возможно при проведении
многолетней тренировки, когда формируются основные физические качества и
функциональные возможности юных спортсменов. Повышение эффективности
тренировки подразумевает поиск таких методов и средств, которые приведут к
необходимому росту результатов без перегрузки спортсменов, к развитию
индивидуальных возможностей, достижению спортивной формы и сохранению
будущего спортивного долголетия.
В спортивной педагогике выполнено большое количество работ в области
адаптации к тренировочным нагрузкам [Суслов Ф.П., Гордон СМ., Прилуцкий
П.М., Каунсилмсн Дж.ДСашкин А.А., Попов О.И., Соколов Г.Н., Merle L.Foss., и
др.]. Однако, многие вопросы этой проблемы изучены недостаточно.
Использование современных методов подготовки открывает новые
возможности в управлении тренировкой спортсменов.
Направление исследования соответствует сводному плану НИР РГУФК
2002-2003 г.г. по специальности 13.00.04 - Теория и методика физического
воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической
культуры.
Цель исследования: совершенствование процесса подготовки юных
пловцов-стайеров.
Гипотеза исследования предполагает взаимообусловленность динамики
спортивных результатов пловцов, наличие закономерных соотношений между
тренировочными упражнениями и их эффектом.
Объектом исследования является процесс подготовки спортсменов-пловцов.
Предметом исследовагййг'? £&ляются; 'тренировочные и соревновательные
it s
*•-•* i \
Стр.3
4
упражнения, их динамика и факторы, влияющие на них.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены основные
показатели, определяющие динамику тренировочных упражнений, изменение
частоты сердечных сокращений и контрольных упражнений в годичном
макроцикле.
Практическая значимость
При планировании подготовки пловцов в годичном макроцикле
целесообразно после этапа втягивания в подготовительном периоде использовать
параметрическую тренировку первого типа и параметрическую тренировку второго
типа в соревновательном периоде. Такое построение тренировки обеспечивает
существенное улучшение соотношения «скорость-дистанция» в аэробной и
анаэробной зоне, близкое к лучшим стандартам соотношение между скоростью и
выносливостью.
Для правильного проведения параметрической тренировки целесообразно
использовать полученные в данном исследовании значения: начальной и конечной
шггенсивности упражнений, начального и конечного количества повторений на
дистанциях различной длины, темна роста работоспособности, объема
упражнений.
Для конгроля за состоянием пловцов целесообразно использовать
контрольные упражнения 5x200м с отдыхом 60с и проплывание 3000м при
заданной частоте сердечных сокращений. Первое упражнение показывает
статистически достоверное увеличение мощности по отношению к заданной
частоте сердечных сокращений, второе- повышение скорости в зоне порога
анаэробного обмена. Оба упражнения доступны на всех этапах годичного цикла,
т.к. пловцы самостоятельно определяют свою скорость. Регистрация частоты
сердечных сокращений и применение контрольных упражнений позволяют
оценить состояние спортсмена и адаптацию к тренировочным на1рузкам.
Область применения. Диссертационная работа предоставляет возможность
широкого использования материалов исследования в процессе подготовки юных
спортсменов. Результаты исследования были внедрены практику тренировочного
процесса юных спортсменов в СДЮШОР «Спартак» и спортивном клубе
«Родина».
Стр.4
5
Теоретическая значимость состоит в возможности дальнейшего изучения
путей адаптации к тренировочным воздействиям на основе полученных данных по
интенсивности, скорости прироста работоспособности и мощности в
параметрической тренировке первого и второго типа.
Достоверность результатов исследования определяется корректной и
обоснованной постановкой задач работы, продолжительностью педагогического
эксперимента, уровнем квалификации спортсменов, применением широкого круга
объективных методов исследования, использованием общепринятых методов
математической статистики и логичностью сделанных выводов.
Задачи исследования состояли в следующем:
-определение основных составляющих параметрической тренировки первого и
второго типа в годичном макроцикле тренировки пловца;
-изучение динамики частоты сердечных сокращений при выполнении основных
тренировочных упражнений в годичном макроцикле;
-определение контрольных упражнений для оценки состояния юных пловцов в
годичном макроцикле.
Методы исследования для решения поставленных задач:
-изучение и анализ литературных данных;
-педагогический эксперимент;
-метод контрольных упражнений;
-эргометрический анализ достижений;
-измерение частоты сердечных сокращений;
-методы математической статистики (дескриптивный, корреляционный и
регрессионный анализ).
Для изучения адаптационных возможностей спортсмена и роста его
работоспособности проводилась параметрическая тренировка двух типов, которая
составляла основу педагогического эксперимента.
Параметрическая тренировка определялась тем, что один из параметров
нагрузки принимался постоянным, а другие изменялись. Тренировочные
упражнения выполнялись интервальным методом на дистанциях: 25м, 50м, 100м,
200м, 400м, 800м вольным стилем, с отдыхом 20 секунд. В первом типе
параметрической тренировки параметром служила постоянная мощность
Стр.5