•fool
На правам рукописи
СОРОКИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ 11-14 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.08 - Теория и методика
профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
2
Работа выполнена на кафедре «Методики комплексных форм физической
культуры» Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма. <...> Научный руководитель
кандидат педагогических наук, профессор
Гониянц Степан Александрович
Официальные оппоненты
доктор педагогических наук, профессор
Чесноков Николай Николаевич
доктор педагогических наук, профессор
Чепгихина Валентина Викторовна
Ведущая организация - Федеральный центр детско-юношеского туризма
и краеведения
00
.защита состоится «
U/^>H^L2005 года в «S3 » часов на заседании
диссертационного совета К. <...> За последнее десятилетие, от общественно-политического
и экономического кризиса в России, в большей мере пострадали наиболее
уязвимые социальные группы населения, прежде всего, дети и подростки. <...> Была
разрушена
существовавшая
ранее
централизованная
оздоровительная
и
воспитательная система работы с детьми и подростками в школе, по месту
жительства, в учреждениях дополнительного образования и др. <...> Известно, что туризм — является одним из средств и методов физического
воспитания и оздоровления населения, формирования личности и «универсаль
ным инструментарием», с помощью которого можно сформировать у
подрастающего поколения и молодежи новый личностный опыт (А.Г.
Нагорный, 1970; А.А. Остапец-Свешников, 1974, 2001; С.С. Новикова, 1994; <...> И.А. Дрогов, 1998; Н.В. Бушманова, 1998; Ю.С. Константинов, 2000-2002; и
ДР-)Однако, при всех вполне объективных воспитательных возможностях
туризма и краеведения, на сегодняшний день его профилактический и
коррекционный потенциал в восстановлении
социально-психологического <...>
Технология_коррекции_девиантного_поведения_подростков_11-14_лет_в_процессе_туристско-краеведческой_деятельности_в_учреждениях_дополнительного_образования..pdf
•fool
На правам рукописи
СОРОКИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ 11-14 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.08 - Теория и методика
профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре «Методики комплексных форм физической
культуры» Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма.
Научный руководитель
кандидат педагогических наук, профессор
Гониянц Степан Александрович
Официальные оппоненты
доктор педагогических наук, профессор
Чесноков Николай Николаевич
доктор педагогических наук, профессор
Чепгихина Валентина Викторовна
Ведущая организация - Федеральный центр детско-юношеского туризма
и краеведения
.защита состоится «
диссертационного
совета
университете физической культуры, спорта и туризма
Москва, Сиреневый бульвар, дом 4.
U/^>H^L- 2005 года в «S3 » часов на заседании
К. 311.003.01 при Российском государственном
по адресу: 105122,
00
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослал «
Учёный секретарь
диссертационного совета
»
2005 г.
Чеботарева И.В.
Т00000500 2
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. За последнее десятилетие, от общественно-политического
и экономического кризиса в России, в большей мере пострадали наиболее
уязвимые социальные группы населения, прежде всего, дети и подростки. Была
разрушена существовавшая ранее централизованная оздоровительная и
воспитательная система работы с детьми и подростками в школе, по месту
жительства, в учреждениях дополнительного образования и др. Подрастающее
поколение оказалось наедине со своими проблемами, которые в условиях
кризиса значительно обострились. В результате, как свидетельствуют данные
МВД России, резко возрос уровень отклоняющегося поведения среди детей и
подростков (Ю.И. Юричка, 1991; В.А. Родионов, 1996; А.А. Сукало, 1996;
Ю.М. Аксенов, 1999; А.Г. Маслов, 1999; З.Г. Ягудин, 2001).
В частности, по данным УВД г. Невинномысска за 6 месяцев 2003 года на
территории города несовершеннолетними и с их участием было совершено 93
преступления, в то время как за аналогичный период 2002 года — 80, т.е.
произошел рост на 16,3%.
Известно, что туризм — является одним из средств и методов физического
воспитания и оздоровления населения, формирования личности и «универсальным
инструментарием», с помощью которого можно сформировать у
подрастающего поколения и молодежи новый личностный опыт (А.Г.
Нагорный, 1970; А.А. Остапец-Свешников, 1974, 2001; С.С. Новикова, 1994;
И.А. Дрогов, 1998; Н.В. Бушманова, 1998; Ю.С. Константинов, 2000-2002; и
ДР-)Однако,
при всех вполне объективных воспитательных возможностях
туризма и краеведения, на сегодняшний день его профилактический и
коррекционный потенциал в восстановлении социально-психологического
статуса подростков с девиантным поведением и улучшением их физического
состояния все еще изучен не достаточно и, вследствие этого, до конца не
реализуется.
f"Z_~
Стр.3
4
Проблемная ситуация, актуализирующая решение поднятых в нашем
исследовании вопросов, обусловлена рядом противоречий: между
воспитательным потенциалом туризма и краеведения и не разработанностью
теоретических основ и прикладных аспектов их реализации в процессе развития
личности подростка и общества; необходимостью реализации воспитательных
целей
в
туристско-краеведческой
деятельности
и
недостаточной
подготовленностью педагогов общеобразовательной школы к решению таких
задач; потребностью в специалистах, владеющих
воспитательными
технологиями, используемыми в туристско-краеведческой деятельности и не
разработанностью содержания и методики воспитания личности подростка с
девиантным поведением.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется слабой
разработанностью вопросов коррекции девиантного поведения подростков с
использованием туристско-краеведческого образовательно-воспитательного и
оздоровительно-рекреационного потенциала.
Цель исследования:
совершенствование
технологии
коррекции
девиантного поведения подростков 11-14 лет в процессе их туристскокраеведческой
деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования — процесс туристско-краеведческой деятельности
подростков 11-14 лет с девиантным поведением.
Предмет исследования — технология проведения занятий по туризму и
краеведению с подростками 11-14 лет с девиантным поведением в условиях
учреждения дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Мы полагали, что коррекция девиантного
поведения средствами и методами туризма и краеведения будет эффективной,
если:
- будет раскрыт воспитательно-образовательный и оздоровительнорекреационный
потенциал
туристско-краеведческой деятельности по
коррекции девиантного поведения;
- процесс коррекции будет осуществляться комплексно с привлечением
Стр.4
5
общественных организаций и ведомственных структур, занимающихся
проблемой девиантного поведения;
- педагоги дополнительного образования (инструкторы туризма) будут
иметь специальную подготовку, позволяющую строить взаимодействие с
воспитанниками на основе оздоровительного и воспитательного, социальнопсихологического
потенциала туристско-краеведческой деятельности;
- будет разработана и внедрена в систему дополнительного образования
комплексная программа профилактики и технология коррекции девиантного
поведения подростков в процессе занятий туризмом и краеведением.
Тема исследования соответствует основным направлениям ПИР в сфере
физической культуры, спорта и туризма на 2000-2005 г.г.: Тема 01.03 —
«Повышение эффективности физкультурно-сиортивной деятельности как
фактор становления личности».
В соответствии с целью были определены следующие задачи
исследования: 1. Раскрыть социально-психологический и воспитательнообразовательный
потенциал туризма и краеведения в коррекции девиантного
поведения подростков. 2. Конкретизировать социально-психологические
особенности личности подростков с девиантным поведением и основные
причины его возникновения. 3. Разработать программу специальной
подготовки педагогов дополнительного образования (инструкторов туризма),
работающих с подростками девиантного поведения. 4. Разработать программу
коррекции девиантного поведения подростков в процессе занятий туризмом и
краеведением в учреждениях дополнительного образования. 5. Определить
эффективность влияния разработанной технологии коррекции девиантного
поведения на физическое состояние и социально-психологические особенности
поведения подростков 11-14 лет.
Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось
согласно рекомендациям, принятым в педагогических исследованиях (Б.А.
Ашмарин, 1978; Н.В. Кузьмина и др., 1980; Л.П. Матвеев, 2002), где
использовались педагогические, социально-психологические (А.Е. Личко, 1970,
Стр.5