Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСидорова
ИздательствоТГПУ
Страниц28
ID205201
АннотацияЦель работы - разработать педагогическую модель развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования игровой деятельности на занятиях по физическому воспитанию.
Сидорова, М.В. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности. : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.В. Сидорова .— Смоленск : ТГПУ, 2006 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205201 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Сидорова Марина Викторовна РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Смоленск 2006 Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического воспитания Тульского государственного педагогического университета имени Л.И. Толстого Т000005060 Ц О Б по Ф К и С РГАФК Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Родин Юрий Иванович Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор Калашников Алексей Федорович кандидат педагогических наук, доцент Куделин Анатолий Борисович Ведущая организация — Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Защита состоится « / / » йМХШЛ 2006 г. в ft/ часов на заседании диссертационного совета К 311.008.01 Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма по адресу: 214018, <...> Разработка и обоснование инновационных педагогических средств развития двигательных способностей в старшем дошкольном возрасте является одной из кардинальных проблем теории и методики физической культуры и обусловливает модернизацию системы физического воспитания. <...> Особую актуальность проблеме развития двигательных способностей старших дошкольников придает то, что ее изучение связано с разработкой фундаментальных вопросов психологии и педагогики: связи обучения и развития ребенка и психологической теории способностей. <...> Т.И. Осокиной (1986, 1998), Ю.К. Чернышенко (1999) свидетельствуют о необходимости целенаправленного развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. <...> Эльконину, заключается в том, что двигательная деятельность, в которой X J происходит развитие двигательных способностей <...>
Развитие_двигательных_способностей_детей_старшего_дошкольного_возраста_в_процессе_моделирования_игровой_деятельности..pdf
На правах рукописи Сидорова Марина Викторовна РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Смоленск 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического воспитания Тульского государственного педагогического университета имени Л.И. Толстого Т000005060 Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Родин Юрий Иванович ЦОБ по ФКиС РГАФК Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор Калашников Алексей Федорович кандидат педагогических наук, доцент Куделин Анатолий Борисович Ведущая организация — Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Защита состоится «/ / » йМХШЛ 2006 г. в ft/ часов на заседании диссертационного совета К 311.008.01 Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма по адресу: 214018, г. Смоленск, проспект Гагарина, 23. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Автореферат разослан «/У» HPiAw1^ 2006i Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент А.И.Павлов
Стр.2
Актуальность инновационных ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ исследования. Разработка педагогических средств развития и обоснование двигательных способностей в старшем дошкольном возрасте является одной из кардинальных проблем теории и методики физической культуры и обусловливает модернизацию системы физического воспитания. Особую актуальность проблеме развития двигательных способностей старших дошкольников придает то, что ее изучение связано с разработкой фундаментальных вопросов психологии и педагогики: связи обучения и развития ребенка и психологической теории способностей. Результаты исследований В.К. Бальсевича (2005), В.И. Ляха (1996), Т.И. Осокиной (1986, 1998), Ю.К. Чернышенко (1999) свидетельствуют о необходимости целенаправленного развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. С*\ Внутреннее противоречие этого процесса, согласно А.Н. Леонтьеву, ^ Y ДБ. Эльконину, заключается в том, что двигательная деятельность, в которой XJ происходит развитие двигательных способностей, в старшем дошкольном Ч ^ возрасте не сформирована. У ребенка, с одной стороны, есть потребность в i ^ ^ J механизмы ее осуществления: мотивы, навыки, умения и т.п. Современный уровень психологической и педагогической науки позволяет говорить о том, что противоречие между потребностью в движении и возможностью ее реализации в двигательной деятельности разрешается в игре - ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста. Именно в игре происходит развитие психологических механизмов двигательной деятельности, в том числе и способностей. Преимущество подхода игрового моделирования занятий по физическому воспитанию перед традиционным построением занятия заключается в том, что развитие двигательной функции ребенка проходит в специфической, свойственной дошкольникам игровой деятельности, активизирующей его познавательную и двигательную активность. Однако нерешенные кардинальные вопросы методического характера приводят к тому, что игра в педагогических разработках рассматривается достаточно узко, как своеобразное средство, метод и форма физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Роль игры как ведущего вида деятельности, имеющего непреходящее значение для психического и двигательного развития дошкольников, и возможность моделирования игровой деятельности на занятиях по физическому воспитанию в теории и методике физической культуръгизученр^нёдоататбчно. Это в значительной двигательной деятельности, с другой стороны, отсутствуют психологические
Стр.3
степени сужает развивающую функцию занятий физическими упражнениями в старшем дошкольном возрасте и обусловливает необходимость теоретического и экспериментального обоснования модели развития двигательных способностей старших дошкольников на основе моделирования игровой деятельности на занятиях по физической культуре. С этих позиций предпринятое комплексное исследование является актуальным с теоретической и практической точек зрения. Цель исследования. Теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую модель развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования игровой деятельности на занятиях по физическому воспитанию. Гипотеза исследования. Предполагалось, что развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста может происходить более эффективно при условии моделирования на физкультурных занятиях игровой деятельности, обеспечивающей опосредованный характер овладения движениями, творческое решение двигательных задач и необходимость подчинения результата двигательного поведения ребенка игровому мотиву. Объект исследования - процесс развития двигательных способностей детей 5-7 лет в различных режимах двигательной активности. Предмет исследования — педагогические условия реализации метода игрового моделирования занятий по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологической основой исследования являются: теория деятельности (В.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); психологическая теория способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес); теория двигательных способностей (Л.П. Матвеев, В.И.Лях, B.C. Фарфель); теория А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); современное представление о развитии двигательных способностей игровой деятельности (Л.С. Выготский, детей старшего дошкольного возраста (В.К. Бальсевич, Т.И. Осокина, Л.Т. Майорова, Е.Н. Вавилова, С.Н. Михайлова, Н.В. Панфилова, Э.Я. Степаненкова, Ю.К. Чернышенко). Опора при проведении исследования на основные положения деятельностного подхода к обучению и теории способностей позволила представить процесс развития двигательных способностей как результат активного деятельностного овладения детьми ценностями физической культуры, выявить видовые особенности двигательных способностей человека. Использование в качестве методологической основы теории игровой деятельности способствовало теоретическому обоснованию непреходящего значения игры в двигательном развитии ребенка. Анализ сложившихся представлений о развитии двигательных способностей детей 4
Стр.4
старшего дошкольного возраста позволил определить педагогические средства, формы, методы стимульного двигательного развития ребенка. Задачи исследования: 1. Изучить развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать игру как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и ее значение для развития двигательных способностей детей. 3. Разработать инновационную педагогическую модель развития двигательных способностей старших дошкольников в процессе игровой деятельности на занятиях по физическому воспитанию. 4. Экспериментально обосновать содержание педагогической модели развития двигательных способностей детей 5-7 лет, основанной на игровом моделировании физкультурных занятий. Методы исследования: анализ состояния проблемы по данным научно-методической литературы; анализ и обобщение передового опыта физического воспитания детей дошкольного возраста; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; контрольно-педагогические испытания; методы математической статистики. Организация исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2006 гг., в котором цель и задачи решались поэтапно. На первом этапе (сентябрь 2002г. - май 2003 г.) был проведен основной анализ научно-методической литературы, изучалось состояние исследуемой проблемы на практике, вырабатывалась гипотеза, определялись цель, задачи и методы исследования. Разрабатывалась экспериментальная педагогическая модель. В рамках второго этапа исследования (май 2003г. - май 2005г.) проводился констатирующий (май - июль 2003г.) и формирующий (август 2003г. - май 2005г.) эксперименты. Во время третьего этапа исследования (май 2005г. - май 2006г.) анализировались результаты исследования, оформлялась диссертация. Научная новизна исследования заключается в следующем: - автором впервые теоретически разработаны, экспериментально обоснованы и внедрены в практику на региональном уровне инновационный педагогический подход к обучению и содержание игрового моделирования занятий для развития двигательных способностей детей 5-7 лет, существенно повышающие дошкольников; эффективность процесса физического воспитания 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ