чт
На правах рукописи
Савенкова Елена К . ™ „ н о в „ а
Скоростно-силовая подготовка юных
спортсменок в некоторых видах гимнастики
13.00.04 - теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
^
2
Работа выполнена на кафедре Теории и методики гимнастики
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент
Менхин Анатолий Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук профессор - Топышев Олег Павлович
кандидат педагогических наук профессор - Земсков Евгений
Акимович
Ведущая организация - Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится «
»
2005 г. в
час
на заседании диссертационного совета К 311.003.01 при Российском
государственном университете физической культуры, спорта и
туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. <...> Большинство сложно-координационных видов
спорта связаны с необходимостью освоения и выполнения в специфических
условиях большого круга технических действий, которые отличаются
разнообразием, сложностью структур и проявлением соответствующих
двигательных способностей. <...> Для спортивных видов гимнастики весьма
важной является скоростно-силовая подготовленность спортсменов, во многом
определяющая успешность освоения разнообразных технических действий
(Верхошанский Ю.В., Дьячков В.М., Менхин Ю.В., Ратов И.П., Филин В.П.,
Чебураев B.C. и др.) <...> Характерной особенностью проявления скоростно-силовых способностей
спортсменов в сложно-координационных видах спорта является их большое
разнообразие, обусловленное, как вариативностью ситуаций, в которых
протекает деятельность спортсмена, так и особенностями конкретных
действий: структурным содержанием и сложностью, пространственной и
временной <...>
Скоростно-силовая_подготовка_юных_спортсменок_в_некоторых_видах_гимнастики..pdf
чт
На правах рукописи
Савенкова Елена К .™„нов„ а
^
Скоростно-силовая подготовка юных
спортсменок в некоторых видах гимнастики
13.00.04 - теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре Теории и методики гимнастики
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент
Менхин Анатолий Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук профессор - Топышев Олег Павлович
кандидат педагогических наук профессор - Земсков Евгений
Акимович
Ведущая организация - Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится «
»
2005 г. в
час
на заседании диссертационного совета К 311.003.01 при Российском
государственном университете физической культуры, спорта и
туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК
Автореферат разослан «
»
2005г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
Т000004991
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
И.В.Чеботарева
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Большинство сложно-координационных видов
спорта связаны с необходимостью освоения и выполнения в специфических
условиях большого круга технических действий, которые отличаются
разнообразием, сложностью структур и проявлением соответствующих
двигательных способностей.
Данные обстоятельства требуют от спортсменов и тренеров значительных
усилий при подготовке к обучению, в обучении и совершенствовании на
протяжении длительного, но в то же время особо лимитированного учебнотренировочного
процесса. С одной стороны, в нем вьпгужденно решается
одновременно большое количество педагогических задач и чем их больше, тем
меньше времени тратится на подготовку и реализацию каждой из них, а значит,
и ухудшаются условия для качественного их решения. С другой стороны, и во
взаимосвязи с предыдущей особенностью, требуется поиск и применение
самых эффективных методов и средств решения каждой задачи с целью
минимизации затрат усилий и времени при одновременном улучшении
спортивных результатов.
В целом же должно произойти усовершенствование организации и
методики учебно-тренировочного процесса. Но для этого необходим анализ
состояния вопроса с целью обобщения проверенных практикой эффективных
средств и методов подготовки спортсменов, приспособления их к новым
условиям реализации, поиск и научное обоснование новых эффективных
средств, методов и форм организации.
В названном аспекте одним из важных и значимых для теории и
практики спорта является вопрос об организации процесса физической
подготовки спортсмена, обеспечивающей, наряду с другими факторами,
высокий спортивный результат. Для спортивных видов гимнастики весьма
важной является скоростно-силовая подготовленность спортсменов, во многом
определяющая успешность освоения разнообразных технических действий
(Верхошанский Ю.В., Дьячков В.М., Менхин Ю.В., Ратов И.П., Филин В.П.,
Чебураев B.C. и др.)
Характерной особенностью проявления скоростно-силовых способностей
спортсменов в сложно-координационных видах спорта является их большое
разнообразие, обусловленное, как вариативностью ситуаций, в которых
протекает деятельность спортсмена, так и особенностями конкретных
действий: структурным содержанием и сложностью, пространственной и
временной ориентацией, степенью психофизической напряженности, модельноцелевой
предопределенностью и др.
Это, в свою очередь, обусловливает необходимость системноструктурного
подхода к развитшо скоростно-силовых способностей с учетом их
проявления не только в конкретном виде спорта, но и в конкретных (типичных
или атипичных) двигательных действиях.
Несмотря на то, что вопросам развития скоростно-силовых качеств
посвящено довольно большое количество специальных исследований и
соответствующих публикйШй^Ю' ]5и5л1йогр"аф£г1еском списке в нашей
ij
Стр.3
4
диссертации представлены 249 источников), многие аспекты требуют нового
изучения, соотнесения с требованиями сегодняшнего дня и тенденциями
развития вида спорта, а также различными сторонами учебно-тренировочного
процесса.
В связи с этим, представляется важным изучение особенностей проявления
скоростно-силовых способностей в таких сходных видах спорта, как
спортивная и художественная гимнастика и прыжковая акробатика,
установление общих для них закономерностей и на этой основе
усовершенствовае методики специальной подготовки представителей этих
классических видов гимнастики.
лью данного исследования является усовершенствование системы
специальной физической подготовки юных гимнасток и акробаток на
основе закономерностей проявления различных скоростно-силовых
способностей.
Объект исследования - процесс физической подготовки юных
гимнасток, акробаток на начальном этапе специализированного
совершенствования.
едмет исследования - закономерности проявления и динамики развития
скоростно-силовых способностей юных спортсменок и их реализация в
технических действиях в трёх видах гимнастики: спортивной, художественной
и прыжковой акробатике.
Гипотеза: определение общих закономерностей и особенностей
проявления скоростно-силовых способностей в трех видах гимнастики и их
влияния на успешность освоения технических базовых действий позволит
создать программу эффективной скоростно-силовой подготовки, адекватную
задачам технического совершенствования юных гимнасток.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности физического развития и физической подготовленности
спортсменок 10-12 лет, занимающихся спортивной и художественной
гимнастикой и прыжковой акробатикой.
2. Выявить общие закономерности и особенности проявления юными
гимнастками различных видов скоростно-силовых способностей.
3. Определить взаимосвязи отдельных видов проявления скоростно-силовых
способностей и их влияние на техническую подготовленность гимнасток.
4. Разработать и апробировать программу и методику эффективной скоростносиловой
подготовки юных спортсменок в классических видах гимнастики.
Методы исследования:
1.Изучение специальной литературы и опыта организации физической
подготовки спортсменок в различных видах гимнастики.
2.Антропометрия.
3. Динамометрия.
4.Педагогическое тестирование.
5.Метод экспертной оценки.
б.Педагогический эксперимент
Стр.4
5
7.Математическая статистика.
Организация исследования. Исследования проводились поэтапно в
2000-2003 г.г. в отделениях спортивной и художественной гимнастики и
прыжковой акробатики детско-юношеских спортивных школ г.г. Москвы и
Кирова и на базе спортивного клуба «Мир гимнастики» при Российской
государственной академии физической культуры и спорта (ныне - Российский
государственный университет физической культуры, спорта и туризма).
Испытуемыми были по 25 спортсменок каждой специализации 10-12летнего
возраста, уровень квалификации - от 1-го разряда до кандидата в
мастера спорта, стаж занятий спортом - в пределах шести лет.
Научная новизна представленных материалов заключается в:
1) закономерностях
проявления
скоростно-силовых
способностей
спортсменок 10-12 лет, занимающихся одним из трех видов гимнастики;
2) различиях проявления скоростно-силовых способностей в зависимости от
специфики деятельности спортсменок в разных видах гимнастики и
неоднозначности их влияния на уровень технической подготовленности;
3) неравноценности скоростно-силовых способностей для разных
гимнастических специализаций и их закономерного проявления, как
общевидовых «гимнастических» или, в ином случае, как специфических;
4) специфике взаимосвязей отдельных видов проявления скоростносиловых
способностей и степени их значимости для освоения техники
действий.
Теоретическая значимость работы, отмеченная в показанных выше п.п.1-4,
в целом заключается в установлении общих и частных закономерностей
проявления у юных гимнасток скоростно-силовых способностей, анализе и
обобщении новой информации о количественных и качественных уровнях
потенциальных возможностей и способах стимулирования их развития.
Практическая значимость полученных материалов и сделанных выводов
заключается в том, что они позволяют значительно повысить эффективность
процесса специальной физической подготовки гимнасток 10-12 лет на основе
согласования общих и частных для трех видов гимнастики закономерностей
проявления скоростно-силовых способностей и конкретизации средств и
методов их воспитания.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Физическая подготовленность спортсменок 10-12- летнего возраста в
спортивной и художественной гимнастике и прыжковой акробатике
определяется наличием скоростно-силовых способностей, характерных для
всех трех данных гимнастических специализаций, но реализуемых в
специфических условиях конкретной соревновательной деятельности.
2. Вклад каждого вида скоростно-силовых способностей в общий результат
технической подготовленности спортсменок различен и зависит от
особенностей собственно двигательных действий и условий их выполнения.
3.
Развитие
скоростно-силовых способностей юных спортсменок
гимнастических специализаций путем использования комплексов специальных
Стр.5