Ш9
На правах рукописи
Михалина Галина Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ОБЩЕЙ ГИМНАСТИКОЙ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Работа выполнена на кафедре Теории и методики гимнастики Российского
государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Лагутин Андрей Борисович
Официальные'оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Чесноков Николай Николаевич
доктор педагогических наук, профессор
Т000005089
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
Ведущая организация:
Чешихина Валентина Викторовна
Московская Государственная
академия физической культуры
Защита состоится « У7
i^st-taJ^JL-
» 2006 г. в -/3. <^на заседании
диссертационного совета К. <...> 311.003.01. при Российском Государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122,
Москва, Сиреневый бульвар, д. <...> И.В.Чеботарёва
3
Общая характеристика работы
Актуальной проблемой научных исследований в области физического
воспитания школьников был и остаётся поиск новых педагогических
технологий,
позволяющих
повысить
интерес
учащихся
к
занятиям
физическими упражнениями и усилить положительные эффекты, связанные с
качественным улучшением их физических кондиций и приобретением
жизненно важных двигательных умений и навыков. <...> Анализ научно-методической литературы (Н.М. Гузов, 1990; В.В.
Михайлов, 1993; В.И. Лях, 1996; Б.И. Бирючков, 1998; Н.К. Меньшиков,
1998; П.К. Петров, 2003 и др.) показывает, что одним из основных средств,
обеспечивающих разностороннее и гармоническое развитие и воспитание
школьников, являются гимнастические упражнения, занятия которыми носят
образовательно-развивающую и прикладную направленность, способствуя
совершенствованию двигательной функции учащихся <...>
Содержание_и_методика_занятий_общей_гимнастикой_в_общеобразовательной_школе..pdf
Ш9
На правах рукописи
Михалина Галина Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ОБЩЕЙ ГИМНАСТИКОЙ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Стр.1
Работа выполнена на кафедре Теории и методики гимнастики Российского
государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Лагутин Андрей Борисович
Официальные'оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Чесноков Николай Николаевич
Т000005089
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация:
доктор педагогических наук, профессор
Чешихина Валентина Викторовна
Московская Государственная
академия физической культуры
Защита состоится « У7 i^st-taJ^JL»
2006 г. в -/3. <^на заседании
диссертационного совета К.311.003.01. при Российском Государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122,
Москва, Сиреневый бульвар, д. 4 ауд. 603.
С диссертацией можно знакомиться в библиотеке РГУФК
Автореферат разослан «
»
Учёный секретарь
диссертационного совета
2005 г.
И.В.Чеботарёва
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальной проблемой научных исследований в области физического
воспитания школьников был и остаётся поиск новых педагогических
технологий, позволяющих повысить интерес учащихся к занятиям
физическими упражнениями и усилить положительные эффекты, связанные с
качественным улучшением их физических кондиций и приобретением
жизненно важных двигательных умений и навыков.
Анализ научно-методической литературы (Н.М. Гузов, 1990; В.В.
Михайлов, 1993; В.И. Лях, 1996; Б.И. Бирючков, 1998; Н.К. Меньшиков,
1998; П.К. Петров, 2003 и др.) показывает, что одним из основных средств,
обеспечивающих разностороннее и гармоническое развитие и воспитание
школьников, являются гимнастические упражнения, занятия которыми носят
образовательно-развивающую и прикладную направленность, способствуя
совершенствованию двигательной функции учащихся.
Вместе с тем, в последнее время наметилась тенденция «свёртывания»
двигательного содержания занятий гимнастикой до примитивных форм,
обеспечивающих
исключительно
решение
задач
физической
подготовленности учащихся, отказ от проведения соревнований по
гимнастике среди классов и школ.
Возможным направлением выхода из кризиса является внедрение в
педагогическую практику новых систем гимнастических упражнений,
которым присущи высокая степень вариативности двигательного материала,
его доступность для учащихся с обычным уровнем физической
подготовленности, динамизм, эмоциональность, состязательность.
К одной из таких систем может быть отнесена новая спортивногимнастическая
дисциплина - общая гимнастика, включающая в себя
наиболее зрелищные и тпгхёресные виды; упражнений: групповые вольные
1 v' J *•''• «--•'• " •-•'•"" '
1
Стр.3
4
упражнения, акробатические и гимнастические прыжки, выполняемые с
музыкальным сопровождением.
В связи с этим, представляется актуальным исследование возможности
адаптации двигательного содержания этой новой гимнастической
дисциплины к практике проведения уроков физической культуры в
начальных классах общеобразовательной школы как эффективного средства
двигательной подготовки детей младшего школьного возраста.
В качестве рабочей гипотезы было сформулировано предположение о
том, что использование упражнений общей гимнастики в урочных формах
занятий физической культурой в начальных классах позволит повысить
двигательную активность и интерес учащихся к занятиям гимнастикой,
положительно повлияет на развитие
двигательно-координационных
способностей и памяти на движения; расширит двигательный опыт
гимнастическими упражнениями, выходящими за рамки содержания
традиционных программ физического воспитания для общеобразовательных
школ.
Объектом исследования стал процесс физического воспитания и
формирования индивидуального двигательного опыта у детей начального
школьного
возраста
в
условиях
учебной
деятельности
в
общеобразовательной школе.
Предметом исследования явилось содержание программнометодического
обеспечения раздела «Гимнастика с элементами акробатики»
в начальных классах общеобразовательной школы.
Цель работы состояла в исследовании возможности адаптации
двигательного содержания новой гимнастической дисциплины «Общая
гимнастика» к практике проведения уроков физической культуры в
начальных классах общеобразовательной школы как эффективного средства
двигательной подготовки детей младшего школьного возраста.
Стр.4
5
Задачи -исследования. В соответствии с целью и гипотезой
урочных
исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1. Разработать и экспериментально обосновать структуру и содержание
занятий
гимнастикой
с
учащимися
I-4-x
физической подготовленности младших школьников.
Методы исследования. Для решения поставленных
использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение данных специальной литературы.
2. Педагогические наблюдения и опрос специалистов.
3. Анкетирование.
4. Контрольные испытания (тестирование).
5. Метод экспертных оценок.
6. Метод хронометрирования.
7. Педагогический эксперимент.
8. Методы математико-статистической обработки данных.
Организация
исследования.
Диссертационное
классов
общеобразовательной школы с использованием средств общей гимнастики.
2. Определить влияние упражнений общей гимнастики на уровень
задач
исследование
проводилось в 4 этапа в период с 2000 по 2004 годы. В нём приняли участие
237 учащихся 1-4-х классов школы №1914 г. Москвы.
Процесс исследования проходил по следующим направлениям:
проанализированы государственные учебные программы по
физическому воспитанию и научно-методическая литература, проведены
беседы со специалистами, посещения уроков в начальных классах ряда
общеобразовательных школ г. Москвы, проанализированы структура и
содержание учебно-тренировочных занятий отделений гимнастики ДЮСШ
№ 51, 58 и гимнастического клуба «Динамо» г. Москвы;
- проведён естественный эксперимент, целью которого явилась
апробация в условиях Восточного административного округа г. Москвы
Стр.5