На правах рукописи
Михайлова Наталья Викторовна
Эффективность урока физической культуры в начальной
школе при использовании соревновательно — игровых
комплексов повышенной наглядности. <...> - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва-2005
Работа выполнена на кафедре основ физической культуры и спорта
Московского педагогического государственного университета
Научный руководитель:
доктор медицинских наук, профессор
Полиевский Сергей Александрович
доктор педагогических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Виленский Михаил Яковлевич
кандидат педагогических наук, профессор
Т000005083
Гониянц Степан Александрович
ЦОБ по Ф К и С
РГАФК
Всероссийский научно-исследовательский
Ведущая организация:
институт физической культуры и спорта
Защита состоится « ^
на
заседании
» о/^тл!^л^
диссертационного
совета
» 2005 года в <...> С другой стороны, по показателям частоты сердечных сокращений до
уроков у младших школьников выявлено наличие гипокинезии при отсутствии
эмоционального возбуждения сердечно-сосудистой системы на предстоящую
физическую нагрузку (Л.К. Караулова, Н. В. Михайлова, 1999). <...> Зная это, мы можем сделать вывод, что использование на занятиях
физической культуры в младших классах соревновательно-игрового метода в
сочетании с принципом наглядности для повышения эффективности урока
физической культуры относится к числу актуальных современных проблем
физического воспитания школьников, решению чего и посвящена данная
работа. <...> Рабочая гипотеза: Предполагается, что комплексное использование
игрового, соревновательного и наглядного методов обучения при решении
задач уроков физической культуры позволит повысить интерес к занятиям и
эффективность процесса физического воспитания школьников. <...> Объект исследований: Учебно-воспитательный <...>
Эффективность_урока_физической_культуры_в_начальной_школе_при_использовании_соревновательно-игровых_комплексов_повышенной_наглядности..pdf
На правах рукописи
Михайлова Наталья Викторовна
Эффективность урока физической культуры в начальной
школе при использовании соревновательно — игровых
комплексов повышенной наглядности.
13.00.04. - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва-2005
Стр.1
Работа выполнена на кафедре основ физической культуры и спорта
Московского педагогического государственного университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Т000005083
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация:
доктор медицинских наук, профессор
Полиевский Сергей Александрович
доктор педагогических наук, профессор
Виленский Михаил Яковлевич
кандидат педагогических наук, профессор
Гониянц Степан Александрович
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита состоится « ^ » о/^тл!^л^ » 2005 года в
часов ЗО мин
на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при Российском
государственном университете физической культуры, спорта и туризма по
адресу: Москва, Сиреневый бульвар,4, ауд. 603
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан « /-^ » сек-юлЯ^/х^е- 2005 года
Учёный секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
Чеботарёва И.В.
Стр.2
3
Актуальность темы исследования.
Переход к обучению детей шестилетнего возраста вызывает
необходимость приближения содержания уроков (в частности, игрового
материала) к возрастным особенностям учащихся. У детей 6-9 лет еще нет
четкой установки на обучение, а игровая деятельность, в какой бы форме она
не выражалась, всегда радует детей. Специально подобранные подвижные
игры и упражнения обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них
самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность
(СИ. Андреев, 1985).
С другой стороны, по показателям частоты сердечных сокращений до
уроков у младших школьников выявлено наличие гипокинезии при отсутствии
эмоционального возбуждения сердечно-сосудистой системы на предстоящую
физическую нагрузку (Л.К. Караулова, Н. В. Михайлова, 1999).
Зная это, мы можем сделать вывод, что использование на занятиях
физической культуры в младших классах соревновательно-игрового метода в
сочетании с принципом наглядности для повышения эффективности урока
физической культуры относится к числу актуальных современных проблем
физического воспитания школьников, решению чего и посвящена данная
работа.
Рабочая гипотеза: Предполагается, что комплексное использование
игрового, соревновательного и наглядного методов обучения при решении
задач уроков физической культуры позволит повысить интерес к занятиям и
эффективность процесса физического воспитания школьников.
Объект исследований: Учебно-воспитательный процесс физической
культуры в младших классах средней школы.
Предмет исследования: Педагогические особенности комплексирования
соревновательного, игрового и наглядного методов обучения на уроке
физической культурКу^чальной*тггй^)л"е^ v\ \
f'" ргуфК j
Стр.3
4
Цель исследования: повышение эффективности уроков физической
культуры посредством комплексирования соревновательного, игрового и
наглядного методов обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
1 .Исследовать закономерности и механизмы повышения эффективности
урока физической культуры в начальной школе.
2. Разработать методику повышения эффективности урока физической
культуры в начальной школе на основе комплексирования соревновательного,
игрового и наглядного методов обучения.
3. Оценить эффективность разработанной методики комплексного
использования соревновательного, игрового и наглядного методов обучения
при проведении уроков физической культуры в начальной школе.
Научная новизна работы заключается в следующем:
установлена и подтверждена возможность целенаправленного
формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у
младших школьников за счет комплексного использования соревновательного,
игрового и наглядного методов;
- выявлены особенности динамики самочувствия и утомляемости при
физических нагрузках у младших школьников на уроках физической культуры
при использовании комплекса средств стимуляции интереса;
- определена эффективность использования соревновательно-игровых
комплексов повышенной наглядности на физическую и умственную
работоспособность,
школьников.
функциональное
состояние
организма младших
Практическая значимость проведенных исследований определяется
возможностью повышения эффективности урока физической культуры за счет
использования комплекса средств и методов активизации интереса к
физической культуре в начальной школе.
Данные настоящего исследования могут быть использованы в
практической работе учителей физической культуры среднеобразовательных
Стр.4
5
школ, дальнейших научных изысканиях, а также в процессе обучения
студентов факультетов физического воспитания и физкультурных вузов,
преподавателей физической культуры в системе последипломного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Возможность комплексного решения задач повышения уровня
нагрузки и стимуляции интереса к занятиям физической культурой и спортом
на уроках физического воспитания младших школьников.
2. Результаты исследования по изучению эффективности использования
разработанной системы соревновательно - игровых комплексов повышенной
наглядности.
3. Содержание занятий по физическому воспитанию младших
школьников с учётом задач стимуляции интереса к физической культуре и
спорту.
Достоверность результатов исследования и степень обосновашюсти
научных положений и выводов, содержащихся в диссертации, обеспечиваются
использованием методик исследования, соответствующих сущности предмета
исследования и отвечающих метрологическим требованиям; корректным
обсуждением полученных
результатов,
в
частности,
в
исходных данных, корректной педагогической
предложенных
средств
повышения
логикометодологическом
отношении; тщательным аналитическим обзором,
репрезентативностью
разработкой целевых подходов к системе физического воспитания младших
школьников,
использованием
эффективности физического воспитания и направлений их практического
применения; корректной технологией обработки материалов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы диссертации обсуждались и получили положительную
оценку у специалистов на заседаниях кафедры физической культуры и спорта
Московского педагогического государственного университета (Mill У) в
период 2000-2004 г.г.
Стр.5