Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Особенности проектирования и построения начального базово-подготовительного этапа в циклических видах спорта (на примере лыжных гонок). (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМирошина
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц26
ID205179
АннотацияЦель работы - определить теоретико-методические основы проектирования и построения структуры и содержания подготовки юных спортсменов и ее процессуального развертывания в циклических видах спорта на начальном базово-подготовительном этапе.
Мирошина, Е.Н. Особенности проектирования и построения начального базово-подготовительного этапа в циклических видах спорта (на примере лыжных гонок). : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Н. Мирошина .— Москва : РГУФКСиТ, 2007 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205179 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Мирошина Елена Николаевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО БАЗОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА /на примере лыжных гонок/ «13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007 2 Работа выполнена на кафедре теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор ХОЛОДОВ Жорж Константинович Официальные оппоненты: д.п.н., профессор Чепик Виктор Данилович <...> Проблема научного обоснова ния построения спортивной подготовки детей и подростков актуальна с момента зарождения спорта. <...> Основы теории и методики юношеского спорта заложены в на учных трудах П. <...> В разработку системы подготовки юных спортсменов весомый вклад внесли работы М.Я. Набатниковой, В.П. Филина, Н.Ж. Булгаковой, Л.В. Волкова, В.Г. Никитушкина, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова и многих др. специали стов. <...> Анализ литературно-документальных источников показал, что одной из ост рых дискуссионных проблем в современном детско-юношеском спорте остается «ранняя спортивная специализация». <...> Кроме того, одной из существенных причин раннего ухода юных спортсменов из сферы с юрта являются трудности совмещения занятий спортом и учебой, трудно сти поддержания спортивного режима, монотонность тренировочной деятельности, особенно характерная для представителей циклических видов спорта (Булгакова Н.Ж., 1986). <...> Как показывают многочисленные исследова ния, в практике подготовки юных спортсменов преобладают традиционные подхо ды к построению тренировочно-соревновательных циклов, во многом схожие с подготовкой взрослых спортсменов, а именно на основе периодизации с делением на периоды и этапы <...>
Особенности_проектирования_и_построения_начального_базово-подготовительного_этапа_в_циклических_видах_спорта_(на_примере_лыжных_гонок)..pdf
На правах рукописи Мирошина Елена Николаевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО БАЗОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА /на примере лыжных гонок/ «13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор ХОЛОДОВ Жорж Константинович Официальные оппоненты: д.п.н., профессор Чепик Виктор Данилович к.п.н., доцент Лапицкая Елена Михайловна Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры Защита состоится <£0 yuutpmo 2007 г. в /3. ОО часов на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122 Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. 00000510 3 ЦОБ по ФКиС РГАФК С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Автореферат разослан «_ Ученый секретарь диссертационного совета 2007 г. Чеботарева И.В.
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность и проблематика исследования. Проблема научного обоснования построения спортивной подготовки детей и подростков актуальна с момента зарождения спорта. Основы теории и методики юношеского спорта заложены в научных трудах П.Ф, Лесгафта, В.В. Гориневского, большого числа их соратников и последователей. П.Ф. Лесгафт явился инициатором разработки системы физического воспитания подрастающего поколения, основанной на всестороннем воспитании, учитывающей возрастные, анатомо-физиологические и психические особенности детей. В разработку системы подготовки юных спортсменов весомый вклад внесли работы М.Я. Набатниковой, В.П. Филина, Н.Ж. Булгаковой, Л.В. Волкова, В.Г. Никитушкина, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова и многих др. специалистов. Анализ литературно-документальных источников показал, что одной из острых дискуссионных проблем в современном детско-юношеском спорте остается «ранняя спортивная специализация». По мнению отдельных авторов, ранняя спортивная специализация часто приводит к преждевременному прекращению занятий. Кроме того, одной из существенных причин раннего ухода юных спортсменов из сферы с юрта являются трудности совмещения занятий спортом и учебой, трудности поддержания спортивного режима, монотонность тренировочной деятельности, особенно характерная для представителей циклических видов спорта (Булгакова Н.Ж., 1986). Проблема оптимизации построения тренировки на начальном базовоподготовительном этапе всегда волнована специалистов и решалась в практике с той или иной степенью успешности. Как показывают многочисленные исследования, в практике подготовки юных спортсменов преобладают традиционные подходы к построению тренировочно-соревновательных циклов, во многом схожие с подготовкой взрослых спортсменов, а именно на основе периодизации с делением на периоды и этапы подготовки. Несколько иные подходы к структуре и содержанию годичных циклов подготовки юных спортсменов в игровых видах спорта и в единоборствах предложены в работах В.М. Корягина и В.А. Боженара, предлагающих строить работу с^ф^мц'?лпрртсменйШ в форме тренировочносоревновательных комплексов (ТСК),тКарнаухова ТВ. и Сахаровой MB. - по типу I — г< ' •?'»'*'г; • преемственных окологодичных тренировочных модулей.
Стр.3
4 Отсутствие собственно соревновательной деятельности на этапе начальной базовой подготовки, преимущественно тренировочная работа по обучению и воспитанию, предполагает поиск различных вариантов содержания и связанной с ней структуры учебно-тренировочного процесса. Эта причина обуславливала неоднократные попытки специалистов разработать оптимальные для каждой из групп видов спорта структурно-содержательные компоненты подготовки юных спортсменов. Таким образом, возникает проблемная ситуация, когда, с одной стороны, существует совершенно четкое представление о роли и значимости этапа начальной базовой подготовки, типичных задачах, решаемых в нем - независимо от принадлежности к той или иной типологической группе видов спорта, о технологии проектирования тех или иных компонентов многолетней подготовки спортсменов, а с другой - дефицит системных представлений о структурно-содержательном обеспечении начального базово-подготовительного этапа в циклических видах спорта в аспекте особой значимости для дальнейшего развертывания полноценной специализированной работы на последующих этапах. Объект исследования: Структурно-содержательные основы подготовки юных спортсменов в циклических видах спорта на начальном базовоподготовительном этапе. Предмет исследования: варианты структурного и процессуальносодержательного обеспечения учебно-тренировочного процесса на начальном базово-подготовительном этапе, как основа дальнейшей специализированной подготовки юных спортсменов в циклических видах спорта, и условия их полноценного развертывания, в аспекте оптимизации совмещенной учебной и спортивной деятельности юных спортсменов. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что сложившиеся в теории и методике спорта подходы и современные технологии, применяемые в практике спортивной подготовки, дают отправные основания для определения общих ориентиров к разработке проекта начального базово-подготовительного этапа. Определение вариантов целесообразной структуры и связанного с ней содержания тренировочной работы в каждом году этапа, а также оптимизация характера взаимодействия учебной и спортивной деятельности юных спортсменов позволят эффективнее решать задачи этапа и обеспечить его действенное значение для целост
Стр.4
ной системы многолетней подготовки. Цель настоящего исследования: Определить теоретико-методические основы проектирования и построения структуры и содержания подготовки юных спортсменов и ее процессуального развертывания в циклических видах спорта на начальном базово-подготовительном этапе. Задачи исследования: 1. Выявить теоретико-методические основания к предварительному проектированию и дальнейшему построению проекта подготовки юных спортсменов циклических видов спорта на начальном базово-подготовительном этапе. 2. Разработать структуру и принципиальную схему преимущественной направленности тренировочной работы на этапе начальной базовой подготовки юных спортсменов в лыжных гонках. 3. Разработать содержательные и процессуальные основы подготовки юных спортсменов в циклических видах спорта на начальном базово-подготовительном этапе и конкретизировать соотношение основных параметров нагрузки по каждому году обучения. 4. Выявить возможности оптимизации взаимоотношений и взаимовлияния двух видов деятельности юных спортсменов (учебной и спортивной) для двустороннего повышения качества спортивной подготовки и обучения в общеобразовательной школе на основе учета динамики работоспособности и создания условий для организации целесообразного спортивного режима дня младшего школьника. 5. Разработать практические рекомендации по подготовке юных спортсменов на начальном базово-подготовительном этапе в циклических видах спорта. Методологической основой исследования являются труды по теории и методике спортивной тренировки Л.П. Матвеева, Ж.К. Холодова, В.Н. Платонова, В.Д. Мазниченко, В.П. Филина; по методологии проектирования Ж.К. Холодова, М.В. Сахаровой; по модульному обучению А.Г. Баталова, М.В. Сахаровой, Г.З. Карнаухова, обучению двигательным действиям М.М. Богена, В.И. Ляха. Методы исследования: анализ и обобщение отечественных и зарубежных литературно-документальных источников но проблематике исследования; методы педагогических наблюдений; опросные методы; методы теоретического моделирования; естественный педагогический эксперимент; оценочно-диагностические ме
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ