На правах рукописи
Мирошина Елена Николаевна
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ
НАЧАЛЬНОГО БАЗОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА
/на примере лыжных гонок/
«13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры»
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
2
Работа выполнена на кафедре теоретико-методических основ физической
культуры и спорта Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
ХОЛОДОВ Жорж Константинович
Официальные оппоненты: д.п.н., профессор Чепик Виктор Данилович <...> Проблема научного обоснова
ния построения спортивной подготовки детей и подростков актуальна с момента
зарождения спорта. <...> Основы теории и методики юношеского спорта заложены в на
учных трудах П. <...> В разработку системы подготовки юных спортсменов весомый
вклад внесли работы М.Я. Набатниковой, В.П. Филина, Н.Ж. Булгаковой, Л.В.
Волкова, В.Г. Никитушкина, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова и многих др. специали
стов. <...> Анализ литературно-документальных источников показал, что одной из ост
рых дискуссионных проблем в современном детско-юношеском спорте остается
«ранняя спортивная специализация». <...> Кроме того, одной из существенных причин раннего ухода юных спортсменов из
сферы с юрта являются трудности совмещения занятий спортом и учебой, трудно
сти поддержания спортивного режима, монотонность тренировочной деятельности,
особенно характерная для представителей циклических видов спорта (Булгакова
Н.Ж., 1986). <...> Как показывают многочисленные исследова
ния, в практике подготовки юных спортсменов преобладают традиционные подхо
ды к построению тренировочно-соревновательных циклов, во многом схожие с
подготовкой взрослых спортсменов, а именно на основе периодизации с делением
на периоды и этапы <...>
Особенности_проектирования_и_построения_начального_базово-подготовительного_этапа_в_циклических_видах_спорта_(на_примере_лыжных_гонок)..pdf
На правах рукописи
Мирошина Елена Николаевна
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ
НАЧАЛЬНОГО БАЗОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА
/на примере лыжных гонок/
«13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры»
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теоретико-методических основ физической
культуры и спорта Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
ХОЛОДОВ Жорж Константинович
Официальные оппоненты: д.п.н., профессор Чепик Виктор Данилович
к.п.н., доцент Лапицкая Елена Михайловна
Ведущая организация: Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится <£0 yuutpmo 2007 г. в /3. ОО часов на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122
Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
00000510 3
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «_
Ученый секретарь
диссертационного совета
2007 г.
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и проблематика исследования. Проблема научного обоснования
построения спортивной подготовки детей и подростков актуальна с момента
зарождения спорта. Основы теории и методики юношеского спорта заложены в научных
трудах П.Ф, Лесгафта, В.В. Гориневского, большого числа их соратников и
последователей. П.Ф. Лесгафт явился инициатором разработки системы физического
воспитания подрастающего поколения, основанной на всестороннем воспитании,
учитывающей возрастные, анатомо-физиологические и психические особенности
детей. В разработку системы подготовки юных спортсменов весомый
вклад внесли работы М.Я. Набатниковой, В.П. Филина, Н.Ж. Булгаковой, Л.В.
Волкова, В.Г. Никитушкина, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова и многих др. специалистов.
Анализ
литературно-документальных источников показал, что одной из острых
дискуссионных проблем в современном детско-юношеском спорте остается
«ранняя спортивная специализация». По мнению отдельных авторов, ранняя спортивная
специализация часто приводит к преждевременному прекращению занятий.
Кроме того, одной из существенных причин раннего ухода юных спортсменов из
сферы с юрта являются трудности совмещения занятий спортом и учебой, трудности
поддержания спортивного режима, монотонность тренировочной деятельности,
особенно характерная для представителей циклических видов спорта (Булгакова
Н.Ж., 1986). Проблема оптимизации построения тренировки на начальном базовоподготовительном
этапе всегда волнована специалистов и решалась в практике с
той или иной степенью успешности. Как показывают многочисленные исследования,
в практике подготовки юных спортсменов преобладают традиционные подходы
к построению тренировочно-соревновательных циклов, во многом схожие с
подготовкой взрослых спортсменов, а именно на основе периодизации с делением
на периоды и этапы подготовки. Несколько иные подходы к структуре и содержанию
годичных циклов подготовки юных спортсменов в игровых видах спорта и в
единоборствах предложены в работах В.М. Корягина и В.А. Боженара, предлагающих
строить работу с^ф^мц'?лпрртсменйШ в форме тренировочносоревновательных
комплексов (ТСК),тКарнаухова ТВ. и Сахаровой MB. - по типу
I —
г< ' •?'»'*'г;
•
преемственных окологодичных тренировочных модулей.
Стр.3
4
Отсутствие собственно соревновательной деятельности на этапе начальной
базовой подготовки, преимущественно тренировочная работа по обучению и воспитанию,
предполагает поиск различных вариантов содержания и связанной с ней
структуры учебно-тренировочного процесса. Эта причина обуславливала неоднократные
попытки специалистов разработать оптимальные для каждой из групп видов
спорта структурно-содержательные компоненты подготовки юных спортсменов.
Таким образом, возникает проблемная ситуация, когда, с одной стороны, существует
совершенно четкое представление о роли и значимости этапа начальной
базовой подготовки, типичных задачах, решаемых в нем - независимо от принадлежности
к той или иной типологической группе видов спорта, о технологии проектирования
тех или иных компонентов многолетней подготовки спортсменов, а с
другой - дефицит системных представлений о структурно-содержательном обеспечении
начального базово-подготовительного этапа в циклических видах спорта в
аспекте особой значимости для дальнейшего развертывания полноценной специализированной
работы на последующих этапах.
Объект исследования: Структурно-содержательные основы подготовки
юных спортсменов в циклических видах спорта на начальном базовоподготовительном
этапе.
Предмет исследования: варианты структурного и процессуальносодержательного
обеспечения учебно-тренировочного процесса на начальном базово-подготовительном
этапе, как основа дальнейшей специализированной подготовки
юных спортсменов в циклических видах спорта, и условия их полноценного
развертывания, в аспекте оптимизации совмещенной учебной и спортивной деятельности
юных спортсменов.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что сложившиеся
в теории и методике спорта подходы и современные технологии, применяемые в
практике спортивной подготовки, дают отправные основания для определения общих
ориентиров к разработке проекта начального базово-подготовительного этапа.
Определение вариантов целесообразной структуры и связанного с ней содержания
тренировочной работы в каждом году этапа, а также оптимизация характера взаимодействия
учебной и спортивной деятельности юных спортсменов позволят эффективнее
решать задачи этапа и обеспечить его действенное значение для целост
Стр.4
ной системы многолетней подготовки.
Цель настоящего исследования: Определить теоретико-методические основы
проектирования и построения структуры и содержания подготовки юных
спортсменов и ее процессуального развертывания в циклических видах спорта на
начальном базово-подготовительном этапе.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретико-методические основания к предварительному проектированию
и дальнейшему построению проекта подготовки юных спортсменов
циклических видов спорта на начальном базово-подготовительном этапе.
2. Разработать структуру и принципиальную схему преимущественной направленности
тренировочной работы на этапе начальной базовой подготовки юных
спортсменов в лыжных гонках.
3. Разработать содержательные и процессуальные основы подготовки юных
спортсменов в циклических видах спорта на начальном базово-подготовительном
этапе и конкретизировать соотношение основных параметров нагрузки по каждому
году обучения.
4. Выявить возможности оптимизации взаимоотношений и взаимовлияния
двух видов деятельности юных спортсменов (учебной и спортивной) для двустороннего
повышения качества спортивной подготовки и обучения в общеобразовательной
школе на основе учета динамики работоспособности и создания условий
для организации целесообразного спортивного режима дня младшего школьника.
5. Разработать практические рекомендации по подготовке юных спортсменов
на начальном базово-подготовительном этапе в циклических видах спорта.
Методологической основой исследования являются труды по теории и методике
спортивной тренировки Л.П. Матвеева, Ж.К. Холодова, В.Н. Платонова,
В.Д. Мазниченко, В.П. Филина; по методологии проектирования Ж.К. Холодова,
М.В. Сахаровой; по модульному обучению А.Г. Баталова, М.В. Сахаровой, Г.З.
Карнаухова, обучению двигательным действиям М.М. Богена, В.И. Ляха.
Методы исследования: анализ и обобщение отечественных и зарубежных
литературно-документальных источников но проблематике исследования; методы
педагогических наблюдений; опросные методы; методы теоретического моделирования;
естественный педагогический эксперимент; оценочно-диагностические ме
Стр.5