Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Особенности силовой подготовки студентов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМелихов
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц26
ID205174
АннотацияЦель работы - разработать и обосновать комплексную методику силовой подготовки студентов-инвалидов с ПОДА с использованием тренажерных устройств, обеспечивающую возможность профессиональной реабилитации и социальной интеграции.
Мелихов, В.В. Особенности силовой подготовки студентов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. : автореф. дис. … канд. пед. наук / В.В. Мелихов .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205174 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№9 На правах рукописи Мелихов Виталий Вячеславович ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГОАППАРАТА 13.00.04-Теория и методика физического воспитания, спортивной тре нировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва - 2007 Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной фи зической культуры Российского государственного университета физиче ской культуры, спорта и туризма Кандидат педагогических наук, доцент Научный руководитель: Рубцова Наталия Олеговна Доктор педагогических наук, профессор Официальные оппоненты: Менхин Юрий Владимирович Кандидат медицинских наук, профессор Т000005079 Попов Сергей Николаевич Ц О Б по Ф К и С РГАФК Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита состоится « &0 » cjP£>S/L-CUZJl- 200 ^ года в заседании диссертационного совета К 311.003.01 при Российском госу дарственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. <...> Каждый год прирост к числу инвалидов составля ет 1 000 000 человек. <...> В связи с этим сегодня наиболее остро встаёт проблема оздоровления населения, выработки у инвалидов профессиональных навыков, обеспечения условий для профессиональной реабилитации, социальной интеграции (Е.М. Мастюкова, 1997; О.Э.Аксё нова, 2003; Л.В. Шапкова, 2003). <...> Движение, мышечные напряжения — это важнейшее средство, способное поддерживать жизнедеятельность всего организма. <...> Упражнения с отягощениями способствуют не только увели чению мышечной силы, они также улучшают гибкость, амплитуду дви жений в суставах, координацию движений, функционирование внутрен них органов и систем, исправляют дефекты осанки, положительно воз действуют на психо-эмоциональное состояние инвалидов. <...> Совокупность положительных воздействий эффектов от силовой <...>
Особенности_силовой_подготовки_студентов-инвалидов_с_поражением_опорно-двигательного_аппарата..pdf
№9 На правах рукописи Мелихов Виталий Вячеславович ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГОАППАРАТА 13.00.04-Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: Официальные оппоненты: Т000005079 ЦОБ по ФКиС РГАФК Ведущая организация: Кандидат педагогических наук, доцент Рубцова Наталия Олеговна Доктор педагогических наук, профессор Менхин Юрий Владимирович Кандидат медицинских наук, профессор Попов Сергей Николаевич Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита состоится « &0 » cjP£>S/L-CUZJl200 ^ года в заседании диссертационного совета К 311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Автореферат разослан «_ Учёный секретарь диссертационного совета » 200 года. Чеботарёва И.В. на
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность работы. В настоящее время, в связи с переоценкой роли личности в современном обществе, наиболее остро встаёт проблема обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов. По данным статистики, в 2004 году в нашей стране каждый третий рождённый ребёнок имел врождённые патологии. Сегодня в России 14 700 000 инвалидов. Каждый год прирост к числу инвалидов составляет 1 000 000 человек. Ожидается, что к 2010 году количество инвалидов в России приблизится к 20 000 000. В связи с этим сегодня наиболее остро встаёт проблема оздоровления населения, выработки у инвалидов профессиональных навыков, обеспечения условий для профессиональной реабилитации, социальной интеграции (Е.М. Мастюкова, 1997; О.Э.Аксёнова, 2003; Л.В. Шапкова, 2003). Одним из путей решения этих проблем является повышение физической двигательной активности инвалидов, особенно среди молодёжи. Движение, мышечные напряжения — это важнейшее средство, способное поддерживать жизнедеятельность всего организма. Недостаточная физическая активность приводит к снижению защитных сил организма, его устойчивости к воздействию различных неблагоприятных факторов, психоэмоциональным перегрузкам. В частности, особое значение для жизнеспособности и социальной активности лиц с ограниченными возможностями имеет освоение ими мобилизационных ценностей физической культуры и спорта (ФК и С): рациональной организации здорового образа жизни (ЗОЖ), внутренней дисциплины, собранности, быстроты оценки ситуации и принятия решения, настойчивости в достижении поставленной цели и др. (Л.И. Лубышева, 1996). Так СП. Евсеев отмечает в своих работах, что адаптивная физическая культура и спорт является одним из факторов всестогюнней соци
Стр.3
4 альной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья позволяющим переоценить и расширить спектр своих возможностей. При этом физическая реабилитация, адаптация к физическим нагрузкам являются отправной точкой для инвалидов не только для развития спортивного мастерства, но и в качестве необходимых факторов восстановления или компенсации нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности человека (П.А. Рожков, 2000). Для выполнения программ нормальной жизнедеятельности инвалиду с ПОДА, особенно в молодом, трудоспособном возрасте, необходимо постоянное совершенствование физических качеств и возможностей своего организма, что в большей мере достигается развитием силовых способностей. Упражнения с отягощениями способствуют не только увеличению мышечной силы, они также улучшают гибкость, амплитуду движений в суставах, координацию движений, функционирование внутренних органов и систем, исправляют дефекты осанки, положительно воздействуют на психо-эмоциональное состояние инвалидов. Совокупность положительных воздействий эффектов от силовой тренировки обеспечит студентам-инвалидам с ПОДА условия для профессиональной реабилитации и социальной интеграции в обществе. Объект исследования. Использование тренажёрных устройств в силовой подготовке студентов-инвалидов с ПОДА. Предмет исследования. Силовая подготовка студентов-инвалидов с ПОДА. Рабочая гипотеза. В качестве рабочей гипотезы выступает предположение о том, что силовая подготовка на занятиях АФВ в системе профессионального образования обеспечит повышение уровня физической работоспособности, овладение необходимыми двигательными навыками, коррекцию дефектов психо-моторного развития студентов с ПОДА, что послужит условием реализации программ профессиональной
Стр.4
5 реабилитации и создаст возможность для достижения высокой социальной интеграции этой категории инвалидов. Цель работы. Разработка и обоснование комплексной методики силовой подготовки студентов-инвалидов с ПОДА с использованием тренажёрных устройств, обеспечивающей возможность профессиональной реабилитации и социальной интеграции. Задачи: 1. Провести теоретико-методический анализ средств, форм и методов АФК и спорта для специалистов с ограниченными возможностями. 2. Изучить особенности психофизического и психомоторного развития студентов-инвалидов с ПОДА. 3. Изучить особенности использования тренажёрных устройств нового поколения в системе физкультурно-оздоровительной работы (или комплексной реабилитации) для лиц с ПОДА. 4. Разработать и экспериментально проверить комплексную методику силовой подготовки студентов-инвалидов с ПОДА. Методы исследования: изучение литературных источников, анализ, синтез, наблюдение, сравнение, эксперимент, методы обработки статистических данных. Теоретико-методологическим обоснованием настоящего исследования выступили следующие системно представленные и научно разработанные теоретические положения: • Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева; • Теория развивающего обучения В. В. Давыдова; • Теория "зоны ближайшего развития" Л. С. Выготского; • Теория системного построения движений Н. А. Берштейна; • Педагогические парадигмы основ физического воспитания (П. Ф. Лесгафт, М. М. Боген, Л. П. Матвеев, С. Д. Неверкович, В. П. Филин, В. Г.
Стр.5