№9
На правах рукописи
Мелихов Виталий Вячеславович
ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГОАППАРАТА
13.00.04-Теория и методика физического воспитания, спортивной тре
нировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной фи
зической культуры Российского государственного университета физиче
ской культуры, спорта и туризма
Кандидат педагогических наук, доцент
Научный руководитель:
Рубцова Наталия Олеговна
Доктор педагогических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Менхин Юрий Владимирович
Кандидат медицинских наук, профессор
Т000005079
Попов Сергей Николаевич
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита состоится « &0 » cjP£>S/L-CUZJl-
200 ^ года в
заседании диссертационного совета К 311.003.01 при Российском госу
дарственном университете физической культуры, спорта и туризма по
адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. <...> Каждый год прирост к числу инвалидов составля
ет 1 000 000 человек. <...> В связи с этим сегодня наиболее
остро встаёт проблема оздоровления населения, выработки у инвалидов
профессиональных навыков, обеспечения условий для профессиональной
реабилитации, социальной интеграции (Е.М. Мастюкова, 1997; О.Э.Аксё
нова, 2003; Л.В. Шапкова, 2003). <...> Движение, мышечные напряжения — это важнейшее средство, способное
поддерживать жизнедеятельность всего организма. <...> Упражнения с отягощениями способствуют не только увели
чению мышечной силы, они также улучшают гибкость, амплитуду дви
жений в суставах, координацию движений, функционирование внутрен
них органов и систем, исправляют дефекты осанки, положительно воз
действуют на психо-эмоциональное состояние инвалидов. <...> Совокупность
положительных воздействий эффектов от силовой <...>
Особенности_силовой_подготовки_студентов-инвалидов_с_поражением_опорно-двигательного_аппарата..pdf
№9
На правах рукописи
Мелихов Виталий Вячеславович
ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВИНВАЛИДОВ
С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГОАППАРАТА
13.00.04-Теория
и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной физической
культуры Российского государственного университета физической
культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Т000005079
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация:
Кандидат педагогических наук, доцент
Рубцова Наталия Олеговна
Доктор педагогических наук, профессор
Менхин Юрий Владимирович
Кандидат медицинских наук, профессор
Попов Сергей Николаевич
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита состоится « &0 » cjP£>S/L-CUZJl200
^ года в
заседании диссертационного совета К 311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по
адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «_
Учёный секретарь
диссертационного совета
»
200 года.
Чеботарёва И.В.
на
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность
работы. В настоящее время, в связи с переоценкой
роли личности в современном обществе, наиболее остро встаёт
проблема обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов. По
данным статистики, в 2004 году в нашей стране каждый третий рождённый
ребёнок имел врождённые патологии. Сегодня в России
14 700 000 инвалидов. Каждый год прирост к числу инвалидов составляет
1 000 000 человек. Ожидается, что к 2010 году количество инвалидов
в России приблизится к 20 000 000. В связи с этим сегодня наиболее
остро встаёт проблема оздоровления населения, выработки у инвалидов
профессиональных навыков, обеспечения условий для профессиональной
реабилитации, социальной интеграции (Е.М. Мастюкова, 1997; О.Э.Аксёнова,
2003; Л.В. Шапкова, 2003).
Одним из путей решения этих проблем является повышение физической
двигательной активности инвалидов, особенно среди молодёжи.
Движение, мышечные напряжения — это важнейшее средство, способное
поддерживать жизнедеятельность всего организма. Недостаточная физическая
активность приводит к снижению защитных сил организма, его
устойчивости к воздействию различных неблагоприятных факторов, психоэмоциональным
перегрузкам.
В частности, особое значение для жизнеспособности и социальной
активности лиц с ограниченными возможностями имеет освоение ими
мобилизационных ценностей физической культуры и спорта (ФК и С):
рациональной организации здорового образа жизни (ЗОЖ), внутренней
дисциплины, собранности, быстроты оценки ситуации и принятия решения,
настойчивости в достижении поставленной цели и др. (Л.И. Лубышева,
1996).
Так СП. Евсеев отмечает в своих работах, что адаптивная физическая
культура и спорт является одним из факторов всестогюнней соци
Стр.3
4
альной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья позволяющим
переоценить и расширить спектр своих возможностей. При
этом физическая реабилитация, адаптация к физическим нагрузкам являются
отправной точкой для инвалидов не только для развития спортивного
мастерства, но и в качестве необходимых факторов восстановления
или компенсации нарушенных функций организма, а также социальных
функций и трудоспособности человека (П.А. Рожков, 2000).
Для выполнения программ нормальной жизнедеятельности инвалиду
с ПОДА, особенно в молодом, трудоспособном возрасте, необходимо
постоянное совершенствование физических качеств и возможностей своего
организма, что в большей мере достигается развитием силовых способностей.
Упражнения с отягощениями способствуют не только увеличению
мышечной силы, они также улучшают гибкость, амплитуду движений
в суставах, координацию движений, функционирование внутренних
органов и систем, исправляют дефекты осанки, положительно воздействуют
на психо-эмоциональное состояние инвалидов. Совокупность
положительных воздействий эффектов от силовой тренировки обеспечит
студентам-инвалидам с ПОДА условия для профессиональной реабилитации
и социальной интеграции в обществе.
Объект исследования.
Использование тренажёрных устройств в
силовой подготовке студентов-инвалидов с ПОДА.
Предмет исследования. Силовая подготовка студентов-инвалидов с
ПОДА.
Рабочая гипотеза. В качестве рабочей гипотезы выступает предположение
о том, что силовая подготовка на занятиях АФВ в системе
профессионального образования обеспечит повышение уровня физической
работоспособности, овладение необходимыми двигательными навыками,
коррекцию дефектов психо-моторного развития студентов с ПОДА,
что послужит условием реализации программ профессиональной
Стр.4
5
реабилитации и создаст возможность для достижения высокой социальной
интеграции этой категории инвалидов.
Цель работы. Разработка и обоснование комплексной методики
силовой подготовки студентов-инвалидов с ПОДА с использованием
тренажёрных устройств, обеспечивающей возможность профессиональной
реабилитации и социальной интеграции.
Задачи:
1. Провести теоретико-методический анализ средств, форм и методов
АФК и спорта для специалистов с ограниченными возможностями.
2. Изучить особенности психофизического и психомоторного развития
студентов-инвалидов с ПОДА.
3. Изучить особенности использования тренажёрных устройств нового
поколения в системе физкультурно-оздоровительной работы (или
комплексной реабилитации) для лиц с ПОДА.
4. Разработать и экспериментально проверить комплексную методику
силовой подготовки студентов-инвалидов с ПОДА.
Методы исследования: изучение литературных источников, анализ,
синтез, наблюдение, сравнение, эксперимент, методы обработки статистических
данных.
Теоретико-методологическим
обоснованием настоящего исследования
выступили следующие системно представленные и научно разработанные
теоретические положения:
• Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева;
• Теория развивающего обучения В. В. Давыдова;
• Теория "зоны ближайшего развития" Л. С. Выготского;
• Теория системного построения движений Н. А. Берштейна;
• Педагогические парадигмы основ физического воспитания (П. Ф.
Лесгафт, М. М. Боген, Л. П. Матвеев, С. Д. Неверкович, В. П. Филин, В. Г.
Стр.5