Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Дифференциация двигательных режимов детей с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса (90,00 руб.)

0   0
Первый авторИванова
ИздательствоКГУФКСТ
Страниц26
ID205152
АннотацияЦель исследования - разработать и обосновать методику дифференциации двигательных режимов детей 10-12 лет в период пребывания в учреждениях летнего отдыха и оздоровления.
Иванова, Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Иванова .— Краснодар : КГУФКСТ, 2006 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205152 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

5УЗУ На правах рукописи ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Краснодар - 2006 Диссертация выполнена на кафедре дошкольного образования в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Баландин Валерий Александрович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор РыбачукНаталья Анатольевна доктор педагогических наук, профессор Погребной Анатолий Иванович Т000005131 Ц О Б по Ф К и С РГАФК Ведущая организация: Санкт-Петербурский университет физической куль туры им. <...> Существующая система физического воспитания учащихся общеобра зовательных школ не в полной мере решает задачу оздоровления и повыше ния уровня физической подготовленности подрастающего поколения в тече ние учебного года (Н.А.Рыбачук, 1996; Г.И.Кокова, 1997; Т.М.Михайлина, 1997 и др.) <...> Ю.К.Чернышенко, Р.И.Соленова, 1998; и др.) отмечается, что летний канику лярный период сопряжен с понижением уровня физического развития и фи зической подготовленности детей и подростков. <...> Вместе с тем учреждения детского отдыха и оздоровления (УДОО), бывшие пионерские лагеря, являются важной формой повышения двигатель ной активности (ДА) детей в летний каникулярный период (В.П.Байков, ,1993; Т.А.Банникова, 1995 и др.) <...> . В настоящее время условия функционирования УДОО значительно из менились. <...> Научно-методические и практические рекомендации по организа ции физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в летних УДОО применительно к современным условиям разработаны недостаточно. <...> В частности, мало внимания уделяется вопросам <...>
Дифференциация_двигательных_режимов_детей_с_учетом_особенностей_физического_и_психофизиологического_статуса.pdf
5УЗУ На правах рукописи ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Краснодар - 2006
Стр.1
Диссертация выполнена на кафедре дошкольного образования в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Баландин Валерий Александрович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор РыбачукНаталья Анатольевна доктор педагогических наук, профессор Погребной Анатолий Иванович Т000005131 ЦОБ по ФКиС РГАФК Ведущая организация: Санкт-Петербурский университет физической культуры им. П.Ф.Лесгафта Защита диссертации состоится " 27 " июня 2006 г. в /учасов на заседании диссертационного совета Д.311.009.01 при Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (350015, г. Краснодар, ул.Буденного, 161). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета физической культуры. Автореферат разослан "£&" CZ&7J£' Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор 2006 г. JI / г ' ШестаковММ.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. Ухудшение здоровья подрастающего поколения связано не только с действием неблагоприятных факторов в социальноэкономическом развитии страны, но и с реальным снижением приоритета физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в различных социальных секторах (А.И.Погребной, 1995; Л.И.Лубышева, 1997; В.К.Бальсевич, 2002). Существующая система физического воспитания учащихся общеобразовательных школ не в полной мере решает задачу оздоровления и повышения уровня физической подготовленности подрастающего поколения в течение учебного года (Н.А.Рыбачук, 1996; Г.И.Кокова, 1997; Т.М.Михайлина, 1997 и др.). Более того, в научно-методической литературе (В.А.Баландин, Ю.К.Чернышенко, Р.И.Соленова, 1998; и др.) отмечается, что летний каникулярный период сопряжен с понижением уровня физического развития и физической подготовленности детей и подростков. Вместе с тем учреждения детского отдыха и оздоровления (УДОО), бывшие пионерские лагеря, являются важной формой повышения двигательной активности (ДА) детей в летний каникулярный период (В.П.Байков, ,1993; Т.А.Банникова, 1995 и др.). В настоящее время условия функционирования УДОО значительно изменились. Научно-методические и практические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в летних УДОО применительно к современным условиям разработаны недостаточно. В частности, мало внимания уделяется вопросам: - дифференциации ДА детей в условия УДОО с учетом особенностей их физической подготовленности и психологического статуса; - организации ДА детей в летний каникулярный период с учетом периода их адаптации к новым климатогеографическим условиям;
Стр.3
4 - учета мотивов и потребностей детей в различных формах ДА в летний каникулярный период; - динамики уровня физической подготовленности детей в летний каникулярный период в условиях УДОО. Вышеизложенное свидетельствует о противоречии, которое заключается в том, что, с одной стороны, в УДОО в летний период возможна рациональная организация режима ДА детей, с другой - практическая реализация различных режимов, не дифференцированных с учетом физического и психофизиологического статуса детей, не позволяет в полной мере эффективно оказывать влияние на их физическую подготовленность, физическую работоспособность, потенциальные возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к новым климатогеографическим условиям. Объект исследования - процесс физического воспитания детей 10-12 лет в условиях УДОО в период летних каникул. Предмет исследования - методика, организация и содержание дифференциации ДА детей 10-12 лет в условиях УДОО. Цель исследования - разработать и обосновать методику дифференциации двигательных режимов детей 10-12 лет в период пребывания в учреждениях летнего отдыха и оздоровления. Гипотеза исследования. В основе рабочей гипотезы лежали известные научно-теоретические положения, свидетельствующие о возможности эффективного управления процессом физической подготовки детей в результате целенаправленных педагогических воздействий, учитывающих особенности и специфические условия, в которых они осуществляются (В.Н.Платонов, К.П.Сахновский, 1988; Л.П.Матвеев, 1999; В.К.Бальсевич, 2002 и др.). В этой связи мы предположили, что изучение специфических особенностей работы УДОО в современных условиях позволит разработать комплекс организационных, методических и содержательных аспектов дифференциации ДА детей, включающих широкий набор традиционных и нетрадиционных средств физической культуры, используемых в процессе физкуль
Стр.4
5 турно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Было также предположено, что внедрение данного комплекса во время пребывания детей в летнем оздоровительном лагере будет способствовать позитивному росту уровня их физической подготовленности, психофизиологических показателей и сокращению срока адаптации к новым климатогеографическим условиям. Задачи исследования: 1. Выявить особенности динамики параметров физической подготовленности, психофизиологических показателей и эмоциональных свойств личности детей 10-12 лет, а также их мотивы и потребности в физической культуре в летний каникулярный период. 2. Разработать дифференцированные режимы ДА детей 10-12 лет в условиях УДОО с учетом их физического и психофизиологического статуса. 3. Экспериментально оценить эффективность разработанных режимов ДА детей, функционирующих в условиях УДОО в летний каникулярный период. При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; антропометрия; педагогическое тестирование; психологическое тестирование; психофизиологические изменения; анкетирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о закономерностях развития функциональных систем (П.К.Анохин, 1975); онтокинезиологии человека (В.К.Бальсевич, 2000), а также научные положения теорий оптимизации обучения и адекватности педагогических воздействий (В.В.Давыдов, 1986; В.Н.Платонов, К.П.Сахновский, 1988); сенситивных (чувствительных) периодов онтогенеза личности (А.А.Гужаловский, 1984); физической культуры (В.К.Бальсевич, 1996; Л.И.Лубышева, 1997; Г.Г. Наталов, 1998; Л.П.Матвеев, 1999).
Стр.5