5УЗУ
На правах рукописи
ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ
ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО
СТАТУСА
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Краснодар - 2006
Диссертация выполнена на кафедре дошкольного образования в Кубанском
государственном университете физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Баландин Валерий Александрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
РыбачукНаталья Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор
Погребной Анатолий Иванович
Т000005131
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
Ведущая организация: Санкт-Петербурский университет физической куль
туры им. <...> Существующая система физического воспитания учащихся общеобра
зовательных школ не в полной мере решает задачу оздоровления и повыше
ния уровня физической подготовленности подрастающего поколения в тече
ние учебного года (Н.А.Рыбачук, 1996; Г.И.Кокова, 1997; Т.М.Михайлина,
1997 и др.) <...> Ю.К.Чернышенко, Р.И.Соленова, 1998; и др.) отмечается, что летний канику
лярный период сопряжен с понижением уровня физического развития и фи
зической подготовленности детей и подростков. <...> Вместе с тем учреждения детского отдыха и оздоровления (УДОО),
бывшие пионерские лагеря, являются важной формой повышения двигатель
ной активности (ДА) детей в летний каникулярный период (В.П.Байков,
,1993; Т.А.Банникова, 1995 и др.) <...> .
В настоящее время условия функционирования УДОО значительно из
менились. <...> Научно-методические и практические рекомендации по организа
ции физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в летних
УДОО применительно к современным условиям разработаны недостаточно. <...> В частности, мало внимания уделяется вопросам <...>
Дифференциация_двигательных_режимов_детей_с_учетом_особенностей_физического_и_психофизиологического_статуса.pdf
5УЗУ
На правах рукописи
ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ
ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО
СТАТУСА
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Краснодар - 2006
Стр.1
Диссертация выполнена на кафедре дошкольного образования в Кубанском
государственном университете физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Баландин Валерий Александрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
РыбачукНаталья Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор
Погребной Анатолий Иванович
Т000005131
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация: Санкт-Петербурский университет физической культуры
им. П.Ф.Лесгафта
Защита диссертации состоится " 27 " июня 2006 г. в /учасов на заседании
диссертационного совета Д.311.009.01 при Кубанском государственном университете
физической культуры, спорта и туризма (350015, г. Краснодар,
ул.Буденного, 161).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного
университета физической культуры.
Автореферат разослан "£&"
CZ&7J£'
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук,
профессор
2006 г.
JI / г
'
ШестаковММ.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Ухудшение здоровья подрастающего поколения связано
не только с действием неблагоприятных факторов в социальноэкономическом
развитии страны, но и с реальным снижением приоритета
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в различных
социальных секторах (А.И.Погребной, 1995; Л.И.Лубышева, 1997;
В.К.Бальсевич, 2002).
Существующая система физического воспитания учащихся общеобразовательных
школ не в полной мере решает задачу оздоровления и повышения
уровня физической подготовленности подрастающего поколения в течение
учебного года (Н.А.Рыбачук, 1996; Г.И.Кокова, 1997; Т.М.Михайлина,
1997 и др.).
Более того, в научно-методической литературе (В.А.Баландин,
Ю.К.Чернышенко, Р.И.Соленова, 1998; и др.) отмечается, что летний каникулярный
период сопряжен с понижением уровня физического развития и физической
подготовленности детей и подростков.
Вместе с тем учреждения детского отдыха и оздоровления (УДОО),
бывшие пионерские лагеря, являются важной формой повышения двигательной
активности (ДА) детей в летний каникулярный период (В.П.Байков,
,1993; Т.А.Банникова, 1995 и др.).
В настоящее время условия функционирования УДОО значительно изменились.
Научно-методические и практические рекомендации по организации
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в летних
УДОО применительно к современным условиям разработаны недостаточно.
В частности, мало внимания уделяется вопросам:
- дифференциации ДА детей в условия УДОО с учетом особенностей
их физической подготовленности и психологического статуса;
- организации ДА детей в летний каникулярный период с учетом периода
их адаптации к новым климатогеографическим условиям;
Стр.3
4
- учета мотивов и потребностей детей в различных формах ДА в летний
каникулярный период;
- динамики уровня физической подготовленности детей в летний каникулярный
период в условиях УДОО.
Вышеизложенное свидетельствует о противоречии, которое заключается
в том, что, с одной стороны, в УДОО в летний период возможна рациональная
организация режима ДА детей, с другой - практическая реализация
различных режимов, не дифференцированных с учетом физического и психофизиологического
статуса детей, не позволяет в полной мере эффективно
оказывать влияние на их физическую подготовленность, физическую работоспособность,
потенциальные возможности адаптации сердечно-сосудистой
системы к новым климатогеографическим условиям.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей 10-12
лет в условиях УДОО в период летних каникул.
Предмет исследования - методика, организация и содержание дифференциации
ДА детей 10-12 лет в условиях УДОО.
Цель исследования - разработать и обосновать методику дифференциации
двигательных режимов детей 10-12 лет в период пребывания в учреждениях
летнего отдыха и оздоровления.
Гипотеза исследования. В основе рабочей гипотезы лежали известные
научно-теоретические положения, свидетельствующие о возможности эффективного
управления процессом физической подготовки детей в результате
целенаправленных педагогических воздействий, учитывающих особенности
и специфические условия, в которых они осуществляются
(В.Н.Платонов, К.П.Сахновский, 1988; Л.П.Матвеев, 1999; В.К.Бальсевич,
2002 и др.).
В этой связи мы предположили, что изучение специфических особенностей
работы УДОО в современных условиях позволит разработать комплекс
организационных, методических и содержательных аспектов дифференциации
ДА детей, включающих широкий набор традиционных и нетрадиционных
средств физической культуры, используемых в процессе физкуль
Стр.4
5
турно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Было также предположено,
что внедрение данного комплекса во время пребывания детей в летнем
оздоровительном лагере будет способствовать позитивному росту уровня
их физической подготовленности, психофизиологических показателей и
сокращению срока адаптации к новым климатогеографическим условиям.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности динамики параметров физической подготовленности,
психофизиологических показателей и эмоциональных свойств
личности детей 10-12 лет, а также их мотивы и потребности в физической
культуре в летний каникулярный период.
2. Разработать дифференцированные режимы ДА детей 10-12 лет в условиях
УДОО с учетом их физического и психофизиологического статуса.
3. Экспериментально оценить эффективность разработанных режимов
ДА детей, функционирующих в условиях УДОО в летний каникулярный период.
При
решении поставленных задач использовались следующие методы
исследования: анализ научно-методической литературы; антропометрия; педагогическое
тестирование; психологическое тестирование; психофизиологические
изменения; анкетирование; педагогический эксперимент; методы
математической статистики.
Методологическую основу исследования составляют современные научные
представления о закономерностях развития функциональных систем
(П.К.Анохин, 1975); онтокинезиологии человека (В.К.Бальсевич, 2000), а
также научные положения теорий оптимизации обучения и адекватности педагогических
воздействий
(В.В.Давыдов,
1986;
В.Н.Платонов,
К.П.Сахновский,
1988); сенситивных (чувствительных) периодов онтогенеза
личности (А.А.Гужаловский, 1984); физической культуры (В.К.Бальсевич,
1996; Л.И.Лубышева, 1997; Г.Г. Наталов, 1998; Л.П.Матвеев, 1999).
Стр.5