sow
На правах рукописи
Жерносек Анна Михайловна
Технологии применения занятий степ-аэробикой в
оздоровительной тренировке
13.00.04 -Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2007
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики гимнастики Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Ростовцева Марина Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Цыганков Эрнест Сергеевич
кандидат педагогических наук
Ыикитушкина Наталья Николаевна
Т000005076
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта
Защита состоится «20» марта 2007 года в 14 часов 30 минут на заседании
диссертационного совета К. <...> В
настоящее
время
оздоровительная
аэробика (ОЛ) является одной из самых популярных форм занятий физической
культурой, в особенности среди женщин. <...> О А спортивно-гимнастического
стиля, выполняемые
комплексы
поточным
упражнений
способом
под
музыкальную фонограмму, где основная часть занятия представлена серией
упражнений
аэробного
характера,
имеющие
специфическую
технику
выполнения (базовые шаги, бег, прыжки и их комбинации). <...> Как известно,
имеются различные виды аэробики: степ-аэробика, танцевальная аэробика,
слайд-аэробика и др. <...> В.В. Матов, 1985; М.Ю. Ростовцева, Е.А. Ширковец, 1987; Л.М. Дикаревич,
1996; Е.С. Крючек, 2001; Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2002 и др.) позволяет
предположить,
что,
оздоровительной
фундаментальных,
несмотря
аэробики,
научных
на
развитие
научно-методической
ощущается
исследований
недостаток
вновь
базы
глубоких,
предлагаемых
фитнес-
программ. <...> Предполагалось, что в результате комплексного
исследования, будут получены данные, позволяющие разработать методику <...>
Технологии_применения_занятий_степ-аэробикой_в_оздоровительной_тренировке..pdf
sow
На правах рукописи
Жерносек Анна Михайловна
Технологии применения занятий степ-аэробикой в
оздоровительной тренировке
13.00.04 -Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2007
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики гимнастики Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Ростовцева Марина Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Цыганков Эрнест Сергеевич
кандидат педагогических наук
Ыикитушкина Наталья Николаевна
Т000005076
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта
Защита состоится «20» марта 2007 года в 14 часов 30 минут на заседании
диссертационного совета К. 311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122,
Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
Автореферат разослан «
Ученый секретарь
диссертационного совета
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
1»
2007 года
/
Чеботарева И.В
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. В настоящее время оздоровительная
аэробика (ОЛ) является одной из самых популярных форм занятий физической
культурой, в особенности среди женщин. О А - комплексы упражнений
спортивно-гимнастического стиля, выполняемые поточным способом под
музыкальную фонограмму, где основная часть занятия представлена серией
упражнений аэробного характера, имеющие специфическую технику
выполнения (базовые шаги, бег, прыжки и их комбинации). Как известно,
имеются различные виды аэробики: степ-аэробика, танцевальная аэробика,
слайд-аэробика и др. С каждым годом возрастает популярность степ-аэробики,
пополняется арсенал используемых средств, возникают всё новые и новые виды
степ-аэробики (степ-латина, степ-хип-хоп, степ-фанк). Появился новый вид
спорта
-
фитнес-аэробика,
где
фитнес-степ-аэробика
-
одна из
соревновательных номинаций. Анализ научно-методической литературы по
данному вопросу (J. Fonda, 1983; L. Francis, 1992; М.П. Ивлев, Т.С. Лисицкая,
В.В. Матов, 1985; М.Ю. Ростовцева, Е.А. Ширковец, 1987; Л.М. Дикаревич,
1996; Е.С. Крючек, 2001; Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2002 и др.) позволяет
предположить, что, несмотря на развитие научно-методической базы
оздоровительной
аэробики,
ощущается
недостаток
глубоких,
фундаментальных, научных исследований вновь предлагаемых фитнеспрограмм.
Исследования в области степ-аэробики на сегодняшний день особо
необходимы. Среди имеющейся научной литературы, посвященной аэробным
упражнениям и оздоровительной степ-аэробике, нет достаточного количества
исследований программ по степ-азробике, включая широкий ряд медикобиологических
измерений. То есть инструктор по степ-аэробике должен знать:
на какие методические подходы, разработанные на основе данных
педагогического и физиологического исследований, он может опираться при
грамотном управлений)[фагрузкой .занижающихся. Это обуславливает
I ..... .
.
актуальность данного исследования. -; ;
'
Стр.3
4
Объектом исследования является педагогический процесс проведения
занятий степ-аэробикой с женщинами (21-35 лет).
Предметом исследования является содержание и методика основных
компонентов занятий по оздоровительной степ-аэробике.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что в результате комплексного
исследования, будут получены данные, позволяющие разработать методику
управления и индивидуализации физической нагрузки в оздоровительной степаэробике.
Цель
работы - определить закономерности реакции организма женщин
разного уровня подготовленности на изменения параметров физической
нагрузки в оздоровительной степ-аэробике с помощью комплексного педагогофизиологического
исследования; разработать технологию регулирования
физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике на основе анализа
полученных результатов.
Задачи исследования:
1. Разработать экспериментальные тест-комплексы по оздоровительной
степ-аэробике на основе анализа литературы, видеоматериалов, мастерклассов
и уроков по степ-аэробике.
2. Определить эффективность нагрузки в степ-аэробике и провести
сравнение с классической базовой аэробикой по характеру и уровню
ударной нагрузки.
3. Определить степень воздействия нагрузки в зависимости от трех
факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального
сопровождения, включения движений рук. И разработать практические
рекомендации по технологии регулирования нагрузки.
Стр.4
5
Методологической основой диссертационного исследования являются
теоретические и методические аспекты оздоровительной физической культуры,
основу которым создали отечественные и зарубежные исследователи, а также
инновационные тенденции в оздоровительных системах тренировки.
Методы исследования
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов
исследования:
1. Исследование литературных источников.
2. Анализ материалов по практическому проведению занятий степаэробикой:
видеоматериалов, уроков, мастер-классов, материалов
конвенций по степ-аэробике.
3. Комплекс медико-биологических методов исследования:
• Метод объемной плетизмографии;
• Измерение ЧСС при помощи монитора сердечного ритма «Полар»;
• Тензодинамография.
4. Методы математической статистики.
Организация исследования
Эксперимент проходил на базе кафедры теории и методики гимнастики,
совместно с кафедрой физиологии в период с 2001 по 2005 год. Исследование
проходило в два этапа:
•
первый этап — проведение исследований по гемодинамике и
тензодинамографии;
•
второй этап - технология изменения физической нагрузки в степаэробике
с помощью трех факторов: изменение высоты степплатформы,
темпа музыкального сопровождения и включения
движений рук и верхнего плечевого пояса.
Стр.5