На правах рукописи
ДАНГ ВАН ЗУНГ
Jb-
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ
В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 2006
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики шахмат Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
кандидат военных паук, доцент
Линовицкий Евгений Павлович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Топышев Олег Павлович
доктор педагогических наук,
доцент Вершинин Михаил Александрович
Ведущая организация: Московская государственная академия физической
культуры. <...> В настоящее время в связи с тем, что мир резко
изменился политически и экономически, и шахматы почти не получают государст
венных дотаций, чтобы совершенствоваться, нужны новые формы с теми, кто мог бы
материально поддерживать шахматы; необходимо совершенствование системы про
ведения соревнований, новые способы и формы организации тренировочного процес
са. <...> Подготовка шахматистов различной квалификации к соревнованиям проводит
ся круглогодично - в подготовительном и соревновательном периодах, а также после
соревнований в отличие от олимпийских видов спорта. <...> При тренировке шахматистов существует много нерешенных вопросов,
влияющих на уровень повышения спортивного шахматного мастерства. <...> Совершенствование методики тренировки шахматистов должно проходить по
многим направлениям; одним из главных необходимо признать то, что это связано с
проблемой периодизации тренировочного процесса, и, в частности, с проблемой ди
намики нагрузок в годичном цикле подготовки. <...> Обоснование показателей планирования, определение их информативности
представляется актуальной проблемой для шахматного спорта. <...> Объект исследования <...>
Тренировочные_и_соревновательные_нагрузки_в_годичном_цикле_подготовки_шахматистов.pdf
На правах рукописи
ДАНГ ВАН ЗУНГ
JbТРЕНИРОВОЧНЫЕ
И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ
В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики шахмат Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: кандидат военных паук, доцент
Линовицкий Евгений Павлович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Топышев Олег Павлович
доктор педагогических наук,
доцент Вершинин Михаил Александрович
Ведущая организация: Московская государственная академия физической
культуры.
Защита диссертации состоится 20 июня 2006 года в 13.00 часов на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном университете
физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый
бульвар, д.4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан «
» мая 2006 года
illlllIllMIPllil
Т000005039
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент /7/^*
^
И.В.Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время в связи с тем, что мир резко
изменился политически и экономически, и шахматы почти не получают государственных
дотаций, чтобы совершенствоваться, нужны новые формы с теми, кто мог бы
материально поддерживать шахматы; необходимо совершенствование системы проведения
соревнований, новые способы и формы организации тренировочного процесса.
Подготовка
шахматистов различной квалификации к соревнованиям проводится
круглогодично - в подготовительном и соревновательном периодах, а также после
соревнований в отличие от олимпийских видов спорта.
При тренировке шахматистов существует много нерешенных вопросов,
s ^ .
^С\
v^\
влияющих на уровень повышения спортивного шахматного мастерства. И, чем выше
уровень квалификации, тем значимее влияние этих недостатков на спортивные результаты.
К
сожалению, до настоящего времени еще не разработана типовая технология
тренировочного процесса. В этом плане особую важность приобретают вопросы раз>
\ работки принципиальных положений многолетней подготовки с одной стороны и детализации
этих положений в рамках годичных макро-, мезо- и микроциклов, - с другой.
Совершенствование
методики тренировки шахматистов должно проходить по
многим направлениям; одним из главных необходимо признать то, что это связано с
проблемой периодизации тренировочного процесса, и, в частности, с проблемой динамики
нагрузок в годичном цикле подготовки. Исследований в этом направления
практически нет. Все это требует глубокого исследования соотношения тренировочных
и соревновательных нагрузок шахматистов в годичном цикле в отличие от олимпийского
цикла в других видах спорта.
Обоснование показателей планирования, определение их информативности
представляется актуальной проблемой для шахматного спорта.
Объект исследования - тренировочный и соревновательный процессы шахматистов
различной квалификации.
Предмет исследования - соотпошение-тренировочного и соревновательного
••*•*- "• -
циклов в подготовке шахматистов, \
' <•-<• •-'' -
Стр.3
4
Соотношение между тренировочным и соревновательным процессом включает
определение оптимального количества партий, которое должен сыграть шахматист за
год, количества соревнований, интервала между соревнованиями, а также выявление
структуры и содержания тренировочного процесса и определение относительных
расходов времени на каждый элемент подготовки.
Рабочая гипотеза. Предполагается, что эффективность динамики нагрузок
годичного цикла подготовки шахматистов зависит от соотношения:
• тренировочных и соревновательных нагрузок;
• специфических и неспецифических нагрузок;
• нагрузок разной сложности.
Цель исследования: выявление объема и содержания тренировочных и соревновательных
нагрузок как ориентировочной основы для определения структуры планирования
подготовки шахматистов в годичном цикле.
Исходя из гипотезы и цели, в работе решались следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ и обобщение имеющихся методик
и программ по организации тренировочного процесса шахматистов высшей квалификации.
2.
Разработать типовой график тренировочной и соревновательной нагрузки в
годичном цикле, позволяющий повысить эффективность подготовки шахматистов.
3. Определить объем и интенсивность тренировочной нагрузки и эффективность
соревновательного процесса шахматистов высшей квалификации.
4. Разработать унифицированные шахматные тесты для определения специальных
качеств шахматистов, стратегического и тактического мастерства.
5. Определить элементы тренировочного процесса и их временные затраты.
В работе применены следующие методы исследования: анализ литературных
источников, анкетирование- экспертный опрос ведущих шахматистов и шахматных
тренеров, беседа, интервьюирование, приоритетно-целевой метод, педагогическое наблюдение,
методика САН, тесты Равена, педагогический эксперимент и методы математической
статистики.
Организация исследования.
На первом этапе: в 2003-2004 г.г. была определена область исследований,
предварительно сформулированы гипотеза, цель, задачи, программа, методы и струк
Стр.4
5
тура исследования. Был проведен теоретический анализ общей и специальной литературы
по данной проблематике. Изучено 137 источников отечественной и зарубежной
научно-методической и специальной литературы. Проводился первый этан педагогического
наблюдения на кафедре теории и методики шахмат и на турнире «Аэрофлотоупен»-2004.
На
втором этапе: в 2004 - 2005г.г. проведен предварительный эксперимент по
реализации отдельных элементов разработанной программы исследования, определены
относительные объемы времени затрачиваемого на тренировочный процесс шахматистов
старших разрядов. Осуществлено педагогическое наблюдение и педагогический
эксперимент при проведении пятнадцати турниров, проанализировано более 1000 шахматных
поединков. Проведен экспертный опрос 40 респондентов.
На заключительном 3-м этапе (2006г.) проводилась статистическая обработка
полученных экспериментальных данных, осуществлялся анализ исследования, на основе
чего были сделаны выводы и выработаны практические рекомендации, разработана
примерная программа тренировочного процесса на пять лет для шахматистов старших
разрядов, скорректирован и написан окончательный вариант диссертационной работы.
Методологическую основу исследования составили труды ученых по теории
физического воспитания и спортивной тренировки Л.П.Матвеева, В.Н.Платонова,
В.М.Зациорского; шахматных специалистов В.А.Алаторцева, Б.М.Блюменфельда,
Н.В.Крогиуса, В.Б. Малкина, М.А.Вершинина и др.
Научная новизна. В результате исследования впервые удалось выявить:
- параметры тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки высококвалифицированных
шахматистов;
- динамику специальных нагрузок шахматистов в годичном цикле;
- динамику направленности и сложности нагрузок на этапах годичного цикла;
- индивидуальные различия в информативности показателей соревновательной
деятельности шахматистов;
- зависимость между характеристиками тренировочной и соревновательной
деятельности шахматистов;
- особенности комплексной оценки параметров тренировочных и соревновательных
нагрузок шахматистов различной квалификации.
Стр.5