Sosf
На правах рукописи
Горина Елена Владимировна
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13. 00. 04 - Теория и методика
физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре Теории и методики физического воспитания
Волгоградской государственной академии физической культуры
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, доцент Фомина Наталья Александровна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Менхин Юрий Владимирович
доктор медицинских наук, доцент Захарьева Наталья Николаевна
Ведущая организация — Кубанский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма
Защита состоится «о» ОЛ 200 Гг. в /•?.#> часов на заседании
диссертационного совета К. 311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва,
Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослал « »_
200
•ft00005085
ЦОБ по ФКиС
Ученый секретарь
диссертационного совета
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность.
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России —
первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его
будущее процветание.
Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения
в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о
приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка,
повышением его функциональных возможностей, уровнем физического,
психического развития и двигательной подготовленности (Ю.К. Чернышенко,
1998; А.И. Кравчук, 1999; Н.И. Дворкина, 2002; В.А. Родионов, 2003; НЛО.
Мищенко, 2003; М.А. Правдов, 2004 и др.).
Однако современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном
- растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с
рождения, раннего или дошкольного возраста (Ю.К. Чернышенко, 1998; Н.А.
Фомина, 1996, 2004; Л.А. Добрынина, 2002; СЮ. Максимова, 2002; Е.П.
Прописнова, 2003 и др.).
В этой ситуации одним из главных средств профилактики заболеваемости
выступают доступные и экологически чистые средства — физические
упражнения, значение которых зачастую недооценивается как медицинскими
работниками, так педагогами и родителями (Н.М. Амосов, 1987; В.Я.
Меныциков, 2001 и др.).
Оздоровительная физическая культура предлагает сегодня достаточно
много методик, технологий, оздоровительных систем, проверенных практикой и
обоснованных научно.
В то же время в процессе физического воспитания дошкольников
физкультурно-оздоровительные методики, адаптированные к возрастным
особенностям детей, используются крайне редко, фрагментарно и мало
эффективно. Прямой перенос известных оздоровительных технологий в
практику работы с детьми не всегда уместен и даже опасен.
дыхательным упражнениям)(С':Н; Кучкин*/ 19914; И.Н. Солопов, 1996; СВ.
Известно, что важное-место-в-программе оздоровления принадлежит
i f ! *г~ г-: 5 f.r\ '•• "Л Л /VI
Стр.3
4
Вишнякова, 1999; А.А. Мартынов, 2004 и др.), способствующим становлению и
укреплению кардиоресиираторной системы, и на этом фоне повышению
работоспособности, общему оздоровлению организма.
Среди их многообразия своей высокой эффективностью выделяется
дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, удачно сочетающая в себе
тренировку дыхания и опорно-двигательного аппарата (А.Н. Стрельникова,
1987; М.Н. Щетинин, 2000; Н.А. Фомина 2001 и др.).
Однако до сих пор этот метод не получил широкого распространения в
системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Внедрение существующих методических рекомендаций по проведению занятий
дыхательной гимнастикой со взрослыми в практику работы с детьми не совсем
корректно.
состоянии
Ребенок, в силу, особенностей своей психической организации не в
выполнять многочисленные
повторения
вдохов/движений,
рекомендуемых А.Н. Стрельниковой и регламентированных строгими
дозировками (общее количество до 1200 раз). Монотонность выполнения
традиционных комплексов приводит к быстрому психологическому утомлению
детей, снижению их работоспособности, мотивации к дальнейшей деятельности
в результате эффективности занятий в целом (Н.А. Фомина, 2001).
Вместе с тем, известен широкий диапазон воздействия средств
ритмической гимнастики на психические процессы и функциональное состояние
организма ребенка (Н.А. Фомина, 1996, 2004; Л.М. Мирхайдарова, 1997; Л.Б.
Дзержинская, 1997; Е.В. Чернобыльская, 1999; СЮ. Максимова, 2002; Е.ППрописнова,
2003; В.А. Первеева, 2003 и др.).
Ритмически упорядоченное построение комплексов гимнастических и
дыхательных упражнений является связующим началом и создает определенные
предпосылки для разработки новой методики, базирующейся на интеграции
дыхательной гимнастики со средствами музыкально-двигательного воспитания,
обеспечивающими благоприятный эмоциональный фон занятий, регламентацию
двигательной деятельности музыкой, расширение базы движений.
Таким образом, для преодоления противоречий между практикой
использования дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в физкультурно
Стр.4
5
оздоровительной работе с дошкольниками и недостаточным методическим
обеспечением этого процесса, а также с целью улучшения эффективности
педагогического воздействия и создания новой оздоровительной методики, нами
была предпринята исследовательская работа.
Все выше сказанное определило актуальность и явилось основанием для
научного поиска.
Объект исследования — процесс физического воспитания детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования - средства, методы и формы организации занятий
музыкально-ритмической дыхательной гимнастикой с детьми дошкольного
возраста.
Гипотеза:
предполагалось,
что
эффективность
физкультурнооздоровительной
работы в дошкольном образовательном учреждении,
выражающаяся в улучшении двигательной подготовленности, функционального
состояния и снижении заболеваемости детей, значительно повысится в
результате применения
авторской методики
музыкально-ритмической
дыхательной гимнастики, что обусловлено:
- ее содержанием, как результатом интеграции ритмической гимнастики со
средствами парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой на
основе принципа сопряженного воздействия на двигательную и дыхательную
системы организма ребенка и применения метода согласования двигательных
действий с дыханием и музыкой;
- разработанной, в рамках методики, научно обоснованной технологии
поэтапного освоения комплексов трех уровней сложности, характеризующихся
разной интенсивностью вдохов/движений в соответствии с заданным темпом,
ритмом и характером музыкального произведения;
- музыкальным сопровождением, позволяющим создать благоприятный
эмоциональный фон занятий и решить тем самым проблему монотонности
выполнения вдохов/движений по методике А.Н. Стрельниковой;
- точной регламентацией структурными компонентами музыки темпоритмического
построения отдельных серий вдохов/движений и комплекса в
целом, что освобождает педагога и ученика от постоянного подсчета количества
упражнений и серий;
Стр.5