№}
На правах рукописи
БОРИСЕНКОВ Денис Юрьевич
МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИЦ
СЕЛЬСКИХ ШКОЛ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТЕП-АЭРОБИКИ
13.00.04-Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Авторефера т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Смоленск 2006
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре спортивной медицины и адаптивной
физической культуры Смоленской государственной академии физической
культуры, спорта и туризма
Научные руководители: доктор медицинских наук, профессор
БАХРАХ И.И.;
кандидат педагогических наук, доцент
БАРКОВ СВ.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
ПОПОВ О.И.;
кандидат медицинских наук, профессор
КОСТЮЧЕНКОВ В.Н.
Ведущая организация: Московская государственная академия
физической культуры
аз.об
Защита состоится « »
Я^
2006 г. в часов на заседании диссертационного
совета К 311.008.01 в Смоленской государственной академии физической
культуры, спорта и туризма по адресу: 214018, г. Смоленск, проспект
Гагарина, 23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленской
государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан
2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
с
ПАВЛОВ А.И.
Т000005067
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Стр.2
з
Актуальность. Высокая заболеваемость, нарушение процессов роста и
развития, снижение адаптационного потенциала детей школьного возраста в
различных регионах Российской Федерации, кроме неблагоприятных экологических
и социально — экономических факторов, обусловлены нарушением
норм здорового образа жизни и низкой эффективностью преподавания физической
культуры в общеобразовательной школе (А.А.Баранов,2003;
В.Р.Кучма, Л.М.Сухарев,2003; Ю.А. ЯмпольскаяДООЗ; В.К.Бальсевич,2004;
Л.И. Лубышева,2005). В общеобразовательной школе недостаточно формируется
установка на здоровый образ жизни, не используются в должной мере
возможности физической культуры для сохранения и укрепления здоровья,
повышения интереса и мотивации к предмету «Физическая культура»,
овладения и поддержания на оптимальном уровне двигательных навыков и
умений,
высокой
умственной
и
физической
работоспособности
(В.К.Бальсевич, 1996,2004; И.В.Журавлева,2002; Л.И.Лубышева,2004,2005;
А.И.Федоров, С.Б.Шарманова,2004). В результате значительная часть школьников,
особенно старшеклассников, безразлично или даже негативно относится
к урокам физической культуры.
Важным условием положительного решения проблемы охраны здоровья
детей школьного возраста является региональный подход к модернизации
систем
здравоохранения
и
образования
(А.А.Баранов,2003;
В.И.Стародубцев,2004; О.В.Шарапова,2005). Концепция регионального подхода
к физическому воспитанию в общеобразовательной школе предполагает
переосмысление цели, задач и содержания педагогического процесса в зависимости
от местных условий и образа жизни, состояния здоровья, возрастно-половых
морфофункциональных особенностей, интереса и мотивации к
урокам физической культуры. Для этого также необходимы разработка и научное
обоснование новых организационно-методических форм учебного
процесса, технологий обучения, использование популярных у школьников
нетрадиционных видов двигательной деятельности (Л.И.Лубьшіева,2002;
А.Костин,2005; О.В.Шарапова,2005; А.ВТришин, Д.С.Речапов,2005). Особенно
важна модернизащ£яй{ѵ5Піч1і^оговоспитания детей школьного возрасРГУОК
і
Стр.3
4
та, проживающих в сельской местности, так как их заболеваемость выше по
сравнению со сверстниками-горожанами (В.К.Спирин,2002; А.Г.Ильин,
2006).
Цель исследования-разработка и научное обоснование методики
степ-аэробики оздоровительно-развивающей направленности и ее применения
в учебном процессе для повышения эффективности физического воспитания
учениц 9-11 классов сельских школ.
Научная гипотеза. Предполагалось, что направленное применение в
базовом и, особенно, в вариативном компоненте предмета «Физическая
культура» методики степ-аэробики оздоровительно-развивающей направленности,
разработанной с учетом психосоматических особенностей, условий
и образа жизни учениц 9-11 классов сельских школ Центрального федерального
округа России, обеспечит повышение объема организованной двигательной
деятельности и уровня проявления двигательных качеств, интереса
и мотивации по отношению к здоровому образу жизни, в том числе к занятиям
физическими упражнениям, создаст предпосылки для укрепления
здоровья и повышения адаптационного потенциала.
Объект исследования — процесс физического воспитания учениц 9 -
11 классов сельских общеобразовательных школ.
Предмет исследования — педагогические условия реализации методики
степ- аэробики оздоровительно — развивающей направленности на уроках
физической культуры и при выполнении домашних заданий ученицами
9-11 классов сельских школ.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние здоровья, физическое развитие, уровень двигательной
подготовленности, мотивацию и отношение к урокам физической
культуры учениц 9-11 классов сельских общеобразовательных школ.
2.Определить влияние используемых в учебном процессе общепринятых
средств и методов физического воспитания на организм учениц 9-11
классов сельских школ, выявить основные недостатки в методике преподавания
физической культуры.
3.Разработать и экспериментально обосновать инновационную методику
физического воспитания учениц 9-11 классов сельских школ, основанную
на применении степ - аэробики в учебном процессе.
Стр.4
5
Методы исследования: изучение и обобщение специальной научно —
методической литературы, анализ медицинской документации, анкетирование,
соматоскопия и антропометрия, педагогические контрольные испытания,
Гарвардский степ-тест, ортостатическая проба, кардиоинтервалография,
педагогический эксперимент, математико-статистические методы.
Организация исследования. Исследование проводились на базе центральной
районной муниципальной больницы и муниципальных общеобразовательных
учреждений (МОУ) Новодугинского района Смоленской области
в 2003-2005 гг. в четыре этапа.
На первом этапе (январь-июль 2003г) осуществлен теоретический анализ
и обобщение данных специальной научно-методической литературы,
определены цель, научная гипотеза, предмет и объект, задачи исследования,
освоены избранные методы исследования.
На втором этапе (сентябрь 2003 - май 2004гг.) проведен констатирующий
педагогический эксперимент, в течение которого изучены условия и
образ жизни, мотивация и отношение к урокам физической культуры, состояние
здоровья, физическое развитие и двигательная подготовленность,
физическая работоспособность учениц 9-11 классов. По комплексной программе
(анкетирование, изучение медицинской документации, соматоскопия
и антропометрия, педагогические контрольные испытания, гарвардский
степ-тест, ортостатическая проба) обследовано 150 девушек в возрасте 15-17
лет в начале и конце учебного года. В сентябре-октябре 2003 года проведено
анкетирование учителей физической культуры МОУ Новодугинского района
Смоленской области.
На третьем этапе (сентябрь 2004-май 2005 гг.) в процессе формирующего
педагогического эксперимента апробирована инновационная методика
степ-аэробики оздоровительно-развивающей направленности в 9 - 11 классах
МОУ №1.и №3 Новодугинского района Смоленской области. В сентябреоктябре
2004 года и в апреле-мае 2005 года обследовано 62 девушки 15-17
лет, из них 32 (контрольная группа) и 30 ( экспериментальная группа). Программа
исследования включала анализ медицинской документации, анкетирование,
соматоскопию и антропометрию, кардиоинтервалографию, Гарвардский
степ-тест, ортостатическую пробу, педагогические контрольные
испытания.
На четвертом этапе (июль-декабрь 2005г) проведены анализ и интерпретация
результатов проведенного исследования, сформулированы выводы
и практические рекомендации,- литературное оформление диссертации.
Стр.5