Ш8
На правах рукописи
БАКАНОВ МАКСИМ ВИКТОРОВИЧ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
КОНЬКОБЕЖЦЕВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С УЧЁТОМ
ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной трени
ровки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2005
Диссертационная работа выполнена на кафедре теории и методики
физической культуры и спортивных дисциплин Коломенского государствен
ного педагогического института
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
доцент Титлов Александр Юрьевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
старший научный сотрудник
Квашук Павел Валентинович;
Т000005128
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
кандидат педагогических наук,
профессор Кубаткин Виктор Петрович. <...> Систематические занятия конькобежным спортом спо
собствуют разностороннему развитию психофизических
качеств, которые
гармонизируют личность спортсмена. <...> Создание программ физической под
готовки конькобежцев, соответствующих морфофункциональным возмож
ностям спортсменов, является одной из важных проблем теории и методики
конькобежного спорта. <...> Прирост физической работоспособности достигается
как при рационализации методов тренировки, так и за счет регуляции физи
ческого состояния спортсменов. <...> В этом процессе одним из наиболее важных
является вопрос оперативного управления развитием физических качеств,
которые способствуют повышению уровня специальной подготовленности
конькобежцев (Б.П. Барышев, 1972; Б.М. Васильковский, 1979; Б.А. Стенин,
1994; В.П. Кубаткин, 2003). <...> Основные задачи, которые решаются спортсме
ном в течение определенного периода времени, решаются при программиро
вании тренировочного процесса. <...> Реализуются программы тренировки во
время выполнения оперативных задач, когда воздействия регулируются в
соответствии с возможностями спортсмена и уровнем <...>
Программирование_тренировочного_процесса_конькобежцев_высокой_квалификации_с_учетом_факторной_структуры_подготовленности.pdf
Ш8
На правах рукописи
БАКАНОВ МАКСИМ ВИКТОРОВИЧ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
КОНЬКОБЕЖЦЕВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С УЧЁТОМ
ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2005
Стр.1
Диссертационная работа выполнена на кафедре теории и методики
физической культуры и спортивных дисциплин Коломенского государственного
педагогического института
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
доцент Титлов Александр Юрьевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
старший научный сотрудник
Квашук Павел Валентинович;
Т000005128
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация: Московская государственная академия
физической культуры
кандидат педагогических наук,
профессор Кубаткин Виктор Петрович.
Защита состоится " 1(0_" декабря
2005 г. в 13.00 часов на заседании
диссертационного совета Д 311.002.02 при Всероссийском научноисследовательском
институте физической культуры и спорта, по адресу:
105005, г. Москва, Елизаветинский переулок, 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИФК.
Автореферат разослан " 21 "
ноября
2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Л.В. Тарасова
Стр.2
3
Актуальность. Систематические занятия конькобежным спортом способствуют
разностороннему развитию психофизических качеств, которые
гармонизируют личность спортсмена. Создание программ физической подготовки
конькобежцев, соответствующих морфофункциональным возможностям
спортсменов, является одной из важных проблем теории и методики
конькобежного спорта. Прирост физической работоспособности достигается
как при рационализации методов тренировки, так и за счет регуляции физического
состояния спортсменов. В этом процессе одним из наиболее важных
является вопрос оперативного управления развитием физических качеств,
которые способствуют повышению уровня специальной подготовленности
конькобежцев (Б.П. Барышев, 1972; Б.М. Васильковский, 1979; Б.А. Стенин,
1994; В.П. Кубаткин, 2003). Основные задачи, которые решаются спортсменом
в течение определенного периода времени, решаются при программировании
тренировочного процесса. На этом этапе анализируется и сопоставляется
начальное состояние с моделью конечного состояния, намечаются пути
достижения поставленной цели. Реализуются программы тренировки во
время выполнения оперативных задач, когда воздействия регулируются в
соответствии с возможностями спортсмена и уровнем его подготовленности.
Система спортивной тренировки включает следующие основные параметры:
величину и характер двигательных действий, средств, методов, условий, которые
обеспечивают необходимую степень готовности спортсмена к соревновательной
деятельности; условия деятельности спортсмена и факторы, определяющие
эффективность 1ренировки (Ю.А. Барышников, 1984; Б.А. Стенин,
1994; В.Г. Никитушкин, П.В. Квапгук, 1998). В понятие спортивной
тренировки составной частью входит процесс адаптации к меняющимся условиям
подготовки. Информация, получаемая в процессе изучения тренировок
и соревнований, позволяет объективно контролировать процесс развития
индивидуальных характеристик, на которые направлен тренировочный процесс.
Анализ результатов сложной ъ-исте-МБГэгффй8тнвен только в том случае,
Й»!'--.. .>'*> .1 |гД » М 5~й! Л|
если используются многомерные" статастйчёскйЕ'мё*оды обработки данных.
Стр.3
4
При этом одним из важных аспектов выступает анализ соотношения между
начальным и конечным уровнем функционального состояния спортсмена,
выявляющий эффективность применяемых тренировочных средств. Завершающим
звеном будет коррекция тренировочного процесса, которая обеспечит
достижение конечной цели на основных соревнованиях сезона (Ю.В.
Верхогаанский,1994; Б.Ф. Драбкин, 1977).
При совершенствовании системы управления индивидуальной подготовкой
спортсменов эффективен принцип систематизации таких типологических
признаков, которые учитывают врожденные и приобретенные конституциональные
особенности, стратегию адаптации и поведения при воздействии
различных внешних факторов в период роста и развития спортсмена.
Физические упражнения приводят к активизации органов и систем организма,
что приводит к адаптационным перестройкам при определенной независимости
от топографии мышечного сокращения и биомеханического характера
упражнений. На ранних этапах подготовки индивидуализация обусловлена
морфологическими и функциональными особенностями и двигательными
способностями, темпами развития в сенситивные периоды, способностью
к обучению различным упражнениям и формированию двигательных
навыков (А.Л. Гуминский,1973; П. Филин, 1995).
Тренированность является частным случаем переноса адаптационного
эффекта, в основе которого лежит неспецифическое повышение функциональных
возможностей организма как функция общего механизма адаптации.
При оценке переноса физических качеств принято выделять категории
однородного и разнородного процессов. В последнем случае улучшение какого-либо
качества происходит под воздействием тренировки в другом. Эффекты
переноса подробно разработаны и используются в практике спортивной
деятельности. Эффективность переноса определяется факторами наличия
сходных структур двигательной координации и степенью развития вегетативных
функций.
Стр.4
5
Цель работы - построение тренировочной программы конькобежцев,
специализирующихся в спринтерском и классическом многоборье на этапе
спортивного совершенствования.
Научная гипотеза. При постановке настоящего исследования предполагалось,
что учет морфологических особенностей конькобежцев высокой
квалификации способствует эффективности тренировочного процесса на
этапе углубленной тренировки.
Объект исследования - процесс круглогодичной подготовки квалифицированных
конькобежцев.
Предмет исследования - структура специальной работоспособности
квалифицированных конькобежцев различной спортивной специализации и
возраста.
Задачи: 1. Определить значимость морфологических и функциональных
показателей у квалифицированных конькобежцев, специализирующихся
в спринтерском и классическом многоборье.
2. Изучить структуру работоспособности конькобежцев в зависимости
от возраста и спортивной квалификации, определить динамику ведущих физических
показателей.
3. Выявить эффективность тренировочных программ круглогодичной
подготовки с разным распределением последовательности и нагрузочное™
микроциклов.
4. Разработать и экспериментально обосновать методы совершенствования
подготовки квалифицированных конькобежцев путем статистического
анализа распределения микроциклов на этапах тренировочного цикла.
Методы исследования. При проведении исследований применялся
комплекс педагогических, эргометрических и биологических методов,
включавших: анализ специальной литературы по теме исследований,
педагогические методы: педагогический эксперимент; хронометраж и анализ
тренировочного процесса; контрольные испытания, биологические методы:
антропометрия, газометрия, биохимия крови; электрокардиография;
Стр.5