Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История искусства музыкального театра. Лекции. Материалы. (290,00 руб.)

1   0
АвторыЯськевич Ирина Георгиевна
ИздательствоНовосибирский государственный театральный институт
Страниц308
ID203880
Аннотацияучебное пособие совмещает курс лекций автора по дисциплине" История искусства музыкального театра" и хрестоматию, составленную из фрагментов книг, статей, учебников, посвященных проблемам и истории музыкальных театров, а также справочные разделы. Пособие охватывает все разновидности музыкального театра: оперу, оперетту, мюзикл и балет - и представляет их в историческом развитии.
Кем рекомендованоУченым советом Новосибирского государственного театрального института
Кому рекомендовано студентам театральных вузов квалификации "артист музыкального театра".
УДК782
ББК85.313я73
История искусства музыкального театра. Лекции. Материалы. / И.Г. Яськевич .— Новосибирск : Новосибирский государственный театральный институт, 2011 .— 308 с. — URL: https://rucont.ru/efd/203880 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учебное пособие Новосибирск 2011 УДК 782 ББК 85.313я73 Я 86 Одобрено Ученым советом Новосибирского государственного театрального института Яськевич И.Г. История искусства музыкального театра: Лекции. <...> А.М. Тамашевский Настоящее учебное пособие совмещает курс лекций автора по дисциплине «История искусства музыкального театра», своеобразный ридер (в приложениях к лекциям), составленный из фрагментов книг, статей, учебников, посвященных проблемам и истории музыкальных театров, а также справочные разделы. <...> Пособие охватывает все разновидности музыкального театра: оперу, оперетту, мюзикл и балет – и представляет их в историческом развитии. <...> И.Г. Яськевич ОТ АВТОРА Музыкальный театр – явление сложное и многоликое. <...> Кроме того, музыкальный театр, любая его разновидность – самые синтетичные из всех театральных форм. <...> ; в учебниках по истории музыки представлены различные периоды в развитии оперы, описаны партитуры наиболее значимых из них, однако в них опера практически не рассматривается с точки зрения сценического воплощения. <...> Этой целью продиктована его структура – в пособии пять разделов: «Специфика музыкального театра и его разновидности», «Искусство оперы», «Искусство оперетты», «Искусство мюзикла» и «Искусство балета». <...> В связи с тем, что многие оперы изучаются студентами в курсе «История музыки» как музыкальные произведения, в разделе «Искусство оперы» сделан акцент на проблемах оперного театра, его творческом устройстве, актерском исполнительстве и постановочных приёмах; в него включены лекции, посвященные оперному либретто и оперной режиссуре ХХ века, в то время как эволюция собственно музыкальной драматургии представлена в сжатом виде. <...> В разделе «Искусство балета» дается наиболее общая характеристика основных стилистических направлений в развитии танца и балетной музыки. <...> Именно французский язык создал терминологический аппарат классического танца. <...> В XVIII-XIX веках особенно ценились <...>
История_искусства_музыкального_театра._Лекции._Материалы..pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
История_искусства_музыкального_театра._Лекции._Материалы..pdf
И.Г. Яськевич СОДЕРЖАНИЕ: От автора ................................................................................................................9 РАЗДЕЛ I. Специфика музыкального театра и его разновидности. Лекция I. Музыкальный театр в ряду других видов театра ................................................................................... 11 Синтетическая природа музыкального театра ....................13 Истоки музыкального театра ........................................................13 Лекция II. Разновидности музыкального театра ......................... 15 Опера ...........................................................................................................17 Оперетта .................................................................................................20 Мюзикл .......................................................................................................22 Балет ..........................................................................................................24 Лекция III. Особенности зданий и сценического устройства музыкальных театров ............................................................................... 27 Приложение. В. Артшулер «Компромиссы оркестровой ямы. История миграции оркестра в театральном пространстве» ....................................... 30 Лекция IV. Принципы организации творческой жизни в музыкальных театрах ............................................................................ 36 Крупнейшие музыкальные театры мира и России ..................38 РАЗДЕЛ II. Искусство оперы. Лекция I. Происхождение оперы .......................................................... 52 «Коронация Поппеи» К. Монтеверди ..............................................54 3
Стр.3
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА Лекция II. Театральные постановки ранних опер ....................... 56 Приложение 1. В. Горович «Оперный театр» .............................. 57 Приложение 2. Предисловие Марко де Гальяно к опере «Дафна» ....................................................................................... 61 Лекция III. Оперный театр конца XVII – первой половины XVIII веков ......................................................................................................... 62 Кризис итальянской оперы конца XVII века. Оперный театр позднего барокко .................................................66 Оперный театр Г. Ф. Генделя.............................................................69 Приложение 1. Р. Роллан «Гендель» ................................................ 72 Приложение 2. К. Розеншильд «История зарубежной музыки», вып.1 .......................................................................................... 72 Лекция IV. Оперный театр классицизма ........................................... 74 Комическая опера ...................................................................................74 Оперная реформа К.В. Глюка ..............................................................78 Оперные «войны» середины XVIII века .............................................82 Приложение. Л. Данько «Комическая опера в ХХ веке» ....... 84 Лекция V. Оперная эстетика В.А. Моцарта ...................................... 85 Приложение. В. Горович «Оперный театр» ................................. 89 Лекция VI. Немецкая романтическая опера ................................... 93 Оперная эстетика Р. Вагнера ...........................................................94 Приложение 1. В. Ферман «Немецкая романтическая опера»........................................................................................................... 98 Приложение 2. Р. Вагнер «Опера и драма» .................................. 99 Лекция VII. Итальянская опера в XIX веке ......................................101 Музыкальная драма Дж. Верди ....................................................... 105 Приложение. М. Друскин «История зарубежной музыки», вып. 4 .......................................................................................109 4
Стр.4
И.Г. Яськевич Лекция VIII. Иные явления западно-европейской оперы XIX века .............................................................................................111 «Большая» историческая французская опера ......................... 111 Реалистические тенденции в творчестве Ж. Бизе .............. 115 Итальянский оперный веризм ....................................................... 117 Лекция IX. Специфика русской национальной оперы ...........119 Открытия М.И. Глинки ..................................................................... 120 Реализм А.С. Даргомыжского и фантастика Н.А. Римского-Корсакова ...................................... 123 Народная музыкальная драма М.П. Мусоргского ................... 126 Лирико-психологическая драма П.И. Чайковского ................. 128 Сценическое воплощение русских опер в XIX веке ................... 133 Приложение. Б. Асафьев «Народные основы стиля русской оперы» ......................................................................................135 Лекция Х. Опера в ХХ веке ......................................................................136 Импрессионистски-символистские тенденции в западно-европейской опере ...........................................................138 Экспрессионистская опера ............................................................. 141 Неоклассицистические тенденции в опере ХХ века ............. 143 Пути советской оперы ..................................................................... 144 Приложение 1. Г. Еременко «Музыкальный театр Запада в первой половине ХХ века» ............................................................149 Приложение 2. «История современной отечественной музыки», вып. 1 .......................................................................................151 Лекция XI. Эволюция и типы оперного либретто .....................152 Лекция XII. Режиссура в оперном театре ХХ века .....................157 Оперная режиссура начала и середины ХХ века ...................... 157 «Оперный бум» на Западе. «Режиссерский» оперный театр ................................................... 168 5
Стр.5
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА Отечественный «режиссерский» оперный театр ............... 173 Приложение. «Станиславский – реформатор оперного театра»...................................................................................177 РАЗДЕЛ III. Искусство оперетты. Лекция I. Зарождение оперетты .........................................................180 Театр Ф. Эрве ........................................................................................ 182 Театр Ж. Оффенбаха .......................................................................... 183 Французская оперетта 70-80-х годов XIX века ....................... 188 Приложение 1. М. Янковский «Искусство оперетты» ...........189 Приложение 2. Г. Черная «Зарождение жанра оперетты» .192 Лекция II. Венская оперетта ...................................................................193 Оперетты Ф. Зуппе ............................................................................ 195 Оперетты И. Штрауса .................................................................... 197 Приложение. А. Орелович «Что такое оперетта» ...................200 Лекция III. Неовенская оперетта .........................................................202 Приложение. А. Орелович «Что такое оперетта» ...................204 Лекция IV. Отечественная оперетта ..................................................208 Оперетта в России ............................................................................ 208 Советская оперетта........................................................................ 209 Оперетты И. Дунаевского .............................................................. 211 Театры оперетты и исполнительское искусство в советский период ............................................................................ 212 Приложение 1. Т. Кудинова «От оперетты до мюзикла»......215 Приложение 2. М. Янковский «Искусство оперетты» ...........217 Приложение 3. М. Янковский «Искусство оперетты» ...........219 РАЗДЕЛ IV. Искусство мюзикла. Лекция I. Истоки и зарождение мюзикла ......................................222 6
Стр.6
И.Г. Яськевич Приложение 1. Т. Кудинова «От оперетты до мюзикла»......226 Приложение 2. Краткий словарь мюзикла ................................228 Лекция II. Шедевры и «звезды» американского мюзикла ...230 Лекция III. Европейский мюзикл. Мюзикл в России .................234 Мюзикл в Великобритании ............................................................. 234 Мюзикл во Франции ............................................................................ 236 Мюзикл в России ................................................................................... 238 РАЗДЕЛ V. Искусство балета. Лекция I. Происхождение балета как сценического хореографического зрелища. Балет барокко ...........................241 Лекция II. Балет классицизма ................................................................243 Балетная реформа Ж.-Ж. Новерра ............................................... 246 Приложение. В. Красовская «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра» ...................................................248 Лекция III. Романтический балет .........................................................249 Исполнительское искусство в балете эпохи романтизма.......................................................................................... 254 Приложение. В. Гаевский «Дивертисмент» ................................257 Лекция IV. Балет в России.........................................................................258 Балетная музыка П. Чайковского ................................................. 261 «Симфонический танец» Л.Иванова ............................................ 262 Балетный театр М. Петипа ......................................................... 263 Приложение. В. Гаевский «Дивертисмент» ................................264 Лекция V. Балет ХХ века. Новые тенденции .................................267 Реформа балета М. Фокина ............................................................ 268 Танец модерн ......................................................................................... 272 Неоклассицистические тенденции в балете ХХ века. Дж. Баланчин ......................................................................................... 275 7
Стр.7
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА «Свободный танец» М. Бежара ...................................................... 277 Приложение 1. «Революция в балете» (интервью М. Фокина) .........................................................................280 Приложение 2. Н. Каварина «Морис Бежар» ............................281 Лекция VI. Советский балет ....................................................................283 Приложение 1. Н. Чернова «Балет 30-40-х годов»..................293 Приложение 2. В. Ванслов «Статьи о балете» ...........................294 Краткий словарь балетных терминов ..................................................299 Использованная литература и другие источники .........................301 8
Стр.8
И.Г. Яськевич ОТ АВТОРА Музыкальный театр – явление сложное и многоликое. Можно сказать, что театр вообще зарождался как театр музыкальный – вспомним Древнюю Грецию, где сценические представления сопровождались игрой на музыкальных инструментах, а артисты декламировали текст нараспев, или Древний Рим, где разыгрывались веселые сценки с музыкальными куплетами. Примерно тогда же – в период становления и расцвета древних цивилизаций – происходит и профессионализация танца, складываются его ритуальные формы. Именно в этом историческом времени мы находим истоки всех разновидностей музыкального театра, которые знаем сегодня – оперы, оперетты, мюзикла и балета, хотя понадобились многие века и даже тысячелетия, чтобы они сформировались в своем законченном и устойчивом виде. Кроме того, музыкальный театр, любая его разновидность – самые синтетичные из всех театральных форм. В них непременно соединяются такие виды искусств, как литература, музыка и театр (актерская игра, режиссерские мизансцены), чаще всего присутствуют танец (в балете он обязателен), живопись, дизайн, причем синтез этот чрезвычайно сложный и неустойчивый, о чем всегда необходимо помнить. Все это делает курс «История искусства музыкального театра» весьма объемным и насыщенным информацией из самых разных областей искусствоведения, а процесс его изучения – достаточно сложным и продолжительным. Между тем пока не существует полного учебника по дисциплине, охватывающего все разновидности музыкального театра1 . Цель данного учебного пособия – помочь студенту в освоении обширных и многоплановых знаний, научить ориентироваться в основных теоретических проблемах и исторических процессах всех разновидностей музыкального театра, сконцентрирован1 Наиболее подробно исследована история балета, в частности, в многотомных трудах В. Красовской; в учебниках по истории музыки представлены различные периоды в развитии оперы, описаны партитуры наиболее значимых из них, однако в них опера практически не рассматривается с точки зрения сценического воплощения. 9
Стр.9
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА ную обильную информацию под одной обложкой. Этой целью продиктована его структура – в пособии пять разделов: «Специфика музыкального театра и его разновидности», «Искусство оперы», «Искусство оперетты», «Искусство мюзикла» и «Искусство балета». В каждом из них представлены краткое изложение лекций автора по темам, а также фрагменты книг, статей, учебников, материалы веб-сайтов, которые, по мнению автора, должны обязательно прочесть студенты. Пособие содержит справочный материал, в частности, сведения о крупнейших музыкальных театрах мира, краткий словарь мюзикла, словарь балетных терминов. В связи с тем, что многие оперы изучаются студентами в курсе «История музыки» как музыкальные произведения, в разделе «Искусство оперы» сделан акцент на проблемах оперного театра, его творческом устройстве, актерском исполнительстве и постановочных приёмах; в него включены лекции, посвященные оперному либретто и оперной режиссуре ХХ века, в то время как эволюция собственно музыкальной драматургии представлена в сжатом виде. В разделах «Искусство оперетты» и «Искусство мюзикла» подчеркивается специфика сценического существования артиста-вокалиста, исполнительских манер, даются краткие характеристики отдельных ярких исполнителей разных эпох – это объясняется тем, что студенты квалификации «артист музыкального театра», скорее всего, будут работать именно в этих жанрах. В разделе «Искусство балета» дается наиболее общая характеристика основных стилистических направлений в развитии танца и балетной музыки. Автор полагает, что целесообразно сопровождать теоретическое изучение дисциплины обязательными видеоиллюстрациями из фрагментов спектаклей, что так же может оказать существенную помощь в изучении дисциплины. Список использованной при подготовке пособия литературы, представленный в конце издания, может быть рекомендован студентам как список дополнительной литературы при изучении курса «История искусства музыкального театра». И.Г. Яськевич 10
Стр.10