Учебное пособие
Новосибирск
2011
УДК 782
ББК 85.313я73
Я 86
Одобрено Ученым советом
Новосибирского государственного театрального института
Яськевич И.Г. История искусства музыкального театра: Лекции. <...> А.М. Тамашевский
Настоящее учебное пособие совмещает курс лекций автора
по дисциплине «История искусства музыкального театра», своеобразный ридер (в приложениях к лекциям), составленный из
фрагментов книг, статей, учебников, посвященных проблемам
и истории музыкальных театров, а также справочные разделы. <...> Пособие охватывает все разновидности музыкального театра:
оперу, оперетту, мюзикл и балет – и представляет их в историческом развитии. <...> И.Г. Яськевич
ОТ АВТОРА
Музыкальный театр – явление сложное и многоликое. <...> Кроме того, музыкальный театр, любая его разновидность –
самые синтетичные из всех театральных форм. <...> ; в учебниках по истории музыки представлены различные периоды в развитии оперы, описаны партитуры наиболее значимых из них,
однако в них опера практически не рассматривается с точки зрения сценического воплощения. <...> Этой целью продиктована его структура – в пособии пять разделов: «Специфика музыкального театра и его разновидности»,
«Искусство оперы», «Искусство оперетты», «Искусство мюзикла»
и «Искусство балета». <...> В связи с тем, что многие оперы изучаются студентами в курсе «История музыки» как музыкальные произведения, в разделе
«Искусство оперы» сделан акцент на проблемах оперного театра, его творческом устройстве, актерском исполнительстве и
постановочных приёмах; в него включены лекции, посвященные
оперному либретто и оперной режиссуре ХХ века, в то время как
эволюция собственно музыкальной драматургии представлена в
сжатом виде. <...> В разделе «Искусство балета» дается наиболее общая характеристика основных стилистических направлений в развитии танца и
балетной музыки. <...> Именно французский язык создал терминологический аппарат классического
танца. <...> В XVIII-XIX веках особенно ценились <...>
История_искусства_музыкального_театра._Лекции._Материалы..pdf
И.Г. Яськевич
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора ................................................................................................................9
РАЗДЕЛ I. Специфика музыкального театра и его
разновидности.
Лекция I. Музыкальный театр в ряду
других видов театра ................................................................................... 11
Синтетическая природа музыкального театра ....................13
Истоки музыкального театра ........................................................13
Лекция II. Разновидности музыкального театра ......................... 15
Опера ...........................................................................................................17
Оперетта .................................................................................................20
Мюзикл .......................................................................................................22
Балет ..........................................................................................................24
Лекция III. Особенности зданий и сценического устройства
музыкальных театров ............................................................................... 27
Приложение. В. Артшулер
«Компромиссы оркестровой ямы. История миграции
оркестра в театральном пространстве» ....................................... 30
Лекция IV. Принципы организации творческой жизни
в музыкальных театрах ............................................................................ 36
Крупнейшие музыкальные театры мира и России ..................38
РАЗДЕЛ II. Искусство оперы.
Лекция I. Происхождение оперы .......................................................... 52
«Коронация Поппеи» К. Монтеверди ..............................................54
3
Стр.3
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Лекция II. Театральные постановки ранних опер ....................... 56
Приложение 1. В. Горович «Оперный театр» .............................. 57
Приложение 2. Предисловие Марко де Гальяно
к опере «Дафна» ....................................................................................... 61
Лекция III. Оперный театр конца XVII – первой половины
XVIII веков ......................................................................................................... 62
Кризис итальянской оперы конца XVII века.
Оперный театр позднего барокко .................................................66
Оперный театр Г. Ф. Генделя.............................................................69
Приложение 1. Р. Роллан «Гендель» ................................................ 72
Приложение 2. К. Розеншильд «История зарубежной
музыки», вып.1 .......................................................................................... 72
Лекция IV. Оперный театр классицизма ........................................... 74
Комическая опера ...................................................................................74
Оперная реформа К.В. Глюка ..............................................................78
Оперные «войны» середины XVIII века .............................................82
Приложение. Л. Данько «Комическая опера в ХХ веке» ....... 84
Лекция V. Оперная эстетика В.А. Моцарта ...................................... 85
Приложение. В. Горович «Оперный театр» ................................. 89
Лекция VI. Немецкая романтическая опера ................................... 93
Оперная эстетика Р. Вагнера ...........................................................94
Приложение 1. В. Ферман «Немецкая романтическая
опера»........................................................................................................... 98
Приложение 2. Р. Вагнер «Опера и драма» .................................. 99
Лекция VII. Итальянская опера в XIX веке ......................................101
Музыкальная драма Дж. Верди ....................................................... 105
Приложение. М. Друскин «История зарубежной
музыки», вып. 4 .......................................................................................109
4
Стр.4
И.Г. Яськевич
Лекция VIII. Иные явления западно-европейской
оперы XIX века .............................................................................................111
«Большая» историческая французская опера ......................... 111
Реалистические тенденции в творчестве Ж. Бизе .............. 115
Итальянский оперный веризм ....................................................... 117
Лекция IX. Специфика русской национальной оперы ...........119
Открытия М.И. Глинки ..................................................................... 120
Реализм А.С. Даргомыжского и
фантастика Н.А. Римского-Корсакова ...................................... 123
Народная музыкальная драма М.П. Мусоргского ................... 126
Лирико-психологическая драма П.И. Чайковского ................. 128
Сценическое воплощение русских опер в XIX веке ................... 133
Приложение. Б. Асафьев «Народные основы стиля
русской оперы» ......................................................................................135
Лекция Х. Опера в ХХ веке ......................................................................136
Импрессионистски-символистские тенденции
в западно-европейской опере ...........................................................138
Экспрессионистская опера ............................................................. 141
Неоклассицистические тенденции в опере ХХ века ............. 143
Пути советской оперы ..................................................................... 144
Приложение 1. Г. Еременко «Музыкальный театр Запада
в первой половине ХХ века» ............................................................149
Приложение 2. «История современной отечественной
музыки», вып. 1 .......................................................................................151
Лекция XI. Эволюция и типы оперного либретто .....................152
Лекция XII. Режиссура в оперном театре ХХ века .....................157
Оперная режиссура начала и середины ХХ века ...................... 157
«Оперный бум» на Западе.
«Режиссерский» оперный театр ................................................... 168
5
Стр.5
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Отечественный «режиссерский» оперный театр ............... 173
Приложение. «Станиславский – реформатор
оперного театра»...................................................................................177
РАЗДЕЛ III. Искусство оперетты.
Лекция I. Зарождение оперетты .........................................................180
Театр Ф. Эрве ........................................................................................ 182
Театр Ж. Оффенбаха .......................................................................... 183
Французская оперетта 70-80-х годов XIX века ....................... 188
Приложение 1. М. Янковский «Искусство оперетты» ...........189
Приложение 2. Г. Черная «Зарождение жанра оперетты» .192
Лекция II. Венская оперетта ...................................................................193
Оперетты Ф. Зуппе ............................................................................ 195
Оперетты И. Штрауса .................................................................... 197
Приложение. А. Орелович «Что такое оперетта» ...................200
Лекция III. Неовенская оперетта .........................................................202
Приложение. А. Орелович «Что такое оперетта» ...................204
Лекция IV. Отечественная оперетта ..................................................208
Оперетта в России ............................................................................ 208
Советская оперетта........................................................................ 209
Оперетты И. Дунаевского .............................................................. 211
Театры оперетты и исполнительское искусство
в советский период ............................................................................ 212
Приложение 1. Т. Кудинова «От оперетты до мюзикла»......215
Приложение 2. М. Янковский «Искусство оперетты» ...........217
Приложение 3. М. Янковский «Искусство оперетты» ...........219
РАЗДЕЛ IV. Искусство мюзикла.
Лекция I. Истоки и зарождение мюзикла ......................................222
6
Стр.6
И.Г. Яськевич
Приложение 1. Т. Кудинова «От оперетты до мюзикла»......226
Приложение 2. Краткий словарь мюзикла ................................228
Лекция II. Шедевры и «звезды» американского мюзикла ...230
Лекция III. Европейский мюзикл. Мюзикл в России .................234
Мюзикл в Великобритании ............................................................. 234
Мюзикл во Франции ............................................................................ 236
Мюзикл в России ................................................................................... 238
РАЗДЕЛ V. Искусство балета.
Лекция I. Происхождение балета как сценического
хореографического зрелища. Балет барокко ...........................241
Лекция II. Балет классицизма ................................................................243
Балетная реформа Ж.-Ж. Новерра ............................................... 246
Приложение. В. Красовская «Западноевропейский
балетный театр. Эпоха Новерра» ...................................................248
Лекция III. Романтический балет .........................................................249
Исполнительское искусство в балете эпохи
романтизма.......................................................................................... 254
Приложение. В. Гаевский «Дивертисмент» ................................257
Лекция IV. Балет в России.........................................................................258
Балетная музыка П. Чайковского ................................................. 261
«Симфонический танец» Л.Иванова ............................................ 262
Балетный театр М. Петипа ......................................................... 263
Приложение. В. Гаевский «Дивертисмент» ................................264
Лекция V. Балет ХХ века. Новые тенденции .................................267
Реформа балета М. Фокина ............................................................ 268
Танец модерн ......................................................................................... 272
Неоклассицистические тенденции в балете ХХ века.
Дж. Баланчин ......................................................................................... 275
7
Стр.7
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
«Свободный танец» М. Бежара ...................................................... 277
Приложение 1. «Революция в балете»
(интервью М. Фокина) .........................................................................280
Приложение 2. Н. Каварина «Морис Бежар» ............................281
Лекция VI. Советский балет ....................................................................283
Приложение 1. Н. Чернова «Балет 30-40-х годов»..................293
Приложение 2. В. Ванслов «Статьи о балете» ...........................294
Краткий словарь балетных терминов ..................................................299
Использованная литература и другие источники .........................301
8
Стр.8
И.Г. Яськевич
ОТ АВТОРА
Музыкальный театр – явление сложное и многоликое. Можно
сказать, что театр вообще зарождался как театр музыкальный –
вспомним Древнюю Грецию, где сценические представления сопровождались
игрой на музыкальных инструментах, а артисты
декламировали текст нараспев, или Древний Рим, где разыгрывались
веселые сценки с музыкальными куплетами. Примерно
тогда же – в период становления и расцвета древних цивилизаций
– происходит и профессионализация танца, складываются
его ритуальные формы. Именно в этом историческом времени
мы находим истоки всех разновидностей музыкального театра,
которые знаем сегодня – оперы, оперетты, мюзикла и балета,
хотя понадобились многие века и даже тысячелетия, чтобы они
сформировались в своем законченном и устойчивом виде.
Кроме того, музыкальный театр, любая его разновидность –
самые синтетичные из всех театральных форм. В них непременно
соединяются такие виды искусств, как литература, музыка и
театр (актерская игра, режиссерские мизансцены), чаще всего
присутствуют танец (в балете он обязателен), живопись, дизайн,
причем синтез этот чрезвычайно сложный и неустойчивый, о
чем всегда необходимо помнить.
Все это делает курс «История искусства музыкального театра»
весьма объемным и насыщенным информацией из самых разных
областей искусствоведения, а процесс его изучения – достаточно
сложным и продолжительным. Между тем пока не существует
полного учебника по дисциплине, охватывающего все разновидности
музыкального театра1
.
Цель данного учебного пособия – помочь студенту в освоении
обширных и многоплановых знаний, научить ориентироваться в
основных теоретических проблемах и исторических процессах
всех разновидностей музыкального театра, сконцентрирован1
Наиболее подробно исследована история балета, в частности, в многотомных
трудах В. Красовской; в учебниках по истории музыки представлены различные
периоды в развитии оперы, описаны партитуры наиболее значимых из них,
однако в них опера практически не рассматривается с точки зрения сценического
воплощения.
9
Стр.9
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
ную обильную информацию под одной обложкой.
Этой целью продиктована его структура – в пособии пять разделов:
«Специфика музыкального театра и его разновидности»,
«Искусство оперы», «Искусство оперетты», «Искусство мюзикла»
и «Искусство балета». В каждом из них представлены краткое
изложение лекций автора по темам, а также фрагменты книг,
статей, учебников, материалы веб-сайтов, которые, по мнению
автора, должны обязательно прочесть студенты. Пособие содержит
справочный материал, в частности, сведения о крупнейших
музыкальных театрах мира, краткий словарь мюзикла, словарь
балетных терминов.
В связи с тем, что многие оперы изучаются студентами в курсе
«История музыки» как музыкальные произведения, в разделе
«Искусство оперы» сделан акцент на проблемах оперного театра,
его творческом устройстве, актерском исполнительстве и
постановочных приёмах; в него включены лекции, посвященные
оперному либретто и оперной режиссуре ХХ века, в то время как
эволюция собственно музыкальной драматургии представлена в
сжатом виде. В разделах «Искусство оперетты» и «Искусство мюзикла»
подчеркивается специфика сценического существования
артиста-вокалиста, исполнительских манер, даются краткие характеристики
отдельных ярких исполнителей разных эпох – это
объясняется тем, что студенты квалификации «артист музыкального
театра», скорее всего, будут работать именно в этих жанрах.
В разделе «Искусство балета» дается наиболее общая характеристика
основных стилистических направлений в развитии танца и
балетной музыки.
Автор полагает, что целесообразно сопровождать теоретическое
изучение дисциплины обязательными видеоиллюстрациями
из фрагментов спектаклей, что так же может оказать существенную
помощь в изучении дисциплины.
Список использованной при подготовке пособия литературы,
представленный в конце издания, может быть рекомендован
студентам как список дополнительной литературы при изучении
курса «История искусства музыкального театра».
И.Г. Яськевич
10
Стр.10