Пособие
предназначено для решения одной из актуальных проблем высшего образования –
подготовки выпускников с учетом требований современных международных
образовательных стандартов и современных технологий обучения, повышения у
выпускников вуза уровня речевой культуры и выработки практических навыков
владения современным русским языком. <...> Применительно к преподаванию культуры речи и основ риторики, эти
проблемы в самом общем виде рассматриваются в пособии как проблемы
обучения речевой культуре, причем преобладающей является ориентация не
только на усвоение языковых единиц и категорий, но и на овладение навыками
звучащей речи. <...> Изложение теоретического материала в пособии подчинено цели научить
будущих выпускников университета физической культуры основам речевого
общения, повысить их речевую культуру, привить любовь к хорошей, правильной
русской речи и нетерпимость к порче языка, штампам, неоправданному снижению
речевого стиля. <...> В пособии описываются основные свойства современного русского
литературного языка, излагаются основы ораторского искусства, мастерства
публичного выступления. <...> ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его
над миром всего живого и делающая собственно человеком. <...> Предметом изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
является речевое общение, или речевая коммуникация. <...> Она
выражается либо в звуковой форме (устная речь), либо в письменной (письменная
речь). <...> Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: речевое
взаимодействие (высказывания, текст), речевую ситуацию, речевое событие. <...> Речевое взаимодействие предусматривает участие следующих компонентов:
- адресант;
- адресат;
6
- предмет взаимодействия;
- речевой акт;
- средства взаимодействия. <...> Предмет речи – то, о чем говорят или по поводу чего происходит обмен
информацией <...>
Пособие_для_самостоятельной_работы_по_культуре_речи_и_риторике.pdf
Пособие утверждено и рекомендовано
Экспертно-методическим советом Гуманитарного института РГУФКСМиТ
Протокол №____от «____»_____________2011 г.
УДК: 811(07)
В 67
Составители:
Волкова Марина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент
кафедры филологии и спортивной журналистики РГУФКСМиТ;
Гордиенко Вера Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент
кафедры филологии и спортивной журналистики РГУФКСМиТ.
Рецензент:
Комова Елена Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, зав.
кафедрой иностранных языков РГУФКСМиТ.
Пособие для самостоятельной работы по культуре речи и риторике
составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и
ПрООП ВПО.
2
Стр.2
Содержание:
Часть I. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ .................................................................................................. 5
Речевое взаимодействие в межличностных и общественных отношениях .................................... 5
Культура речи как наука и учебный предмет .................................................................................. 15
Современный русский литературный язык, его основные признаки ............................................ 17
Функциональные разновидности языка ........................................................................................... 29
Коммуникативные качества речи ..................................................................................................... 33
Орфоэпическая норма современного русского литературного языка .......................................... 42
Морфологическая норма современного русского литературного языка ...................................... 50
Синтаксическая норма современного русского литературного языка .......................................... 62
Лексическая норма современного русского литературного языка ................................................ 76
Личный словарь языковых трудностей .......................................................................................... 101
Задания для самостоятельной работы ............................................................................................ 102
Тесты, связанные с орфоэпической нормой .................................................................................. 112
Тесты, связанные с морфологической нормой .............................................................................. 115
Тесты, связанные с синтаксической нормой ................................................................................. 120
Тесты, связанные с лексической нормой ....................................................................................... 123
Тесты .................................................................................................................................................. 130
Ключи к тестам ................................................................................................................................. 138
Часть II. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА ....................................................................... 140
Ораторское искусство как социальное явление ............................................................................ 140
Античная риторика ........................................................................................................................... 145
Оратор как центральное понятие риторики ................................................................................... 147
Риторические навыки и умения ...................................................................................................... 148
Умение слушать ................................................................................................................................ 151
Публичная речь в современном мире ............................................................................................. 154
Почему устная речь эффективнее письменной? ............................................................................ 155
Общие требования к публичному выступлению ........................................................................... 155
Ораторская речь: ее роды и виды ................................................................................................... 159
Логика в ораторской речи ................................................................................................................ 161
Композиция речи .............................................................................................................................. 164
Методы изложения и объяснения материала................................................................................. 171
Оратор и аудитория .......................................................................................................................... 174
Невербальные средства общения .................................................................................................... 179
Общие правила успешного выступления ....................................................................................... 183
Риторические фигуры в публичном выступлении ........................................................................ 187
Полезные рекомендации .................................................................................................................. 192
Задания для самостоятельной работы ............................................................................................ 193
Перечень вопросов по риторике ..................................................................................................... 213
Тесты по риторике ............................................................................................................................ 214
Ключи к тестам ................................................................................................................................. 216
Словарь терминов ............................................................................................................................. 216
ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................................................................... 234
3
Стр.3