ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учебное пособие
для студентов ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Москва-2012
2
Учебное пособие
утверждено и рекомендовано
Экспертно-методическим советом
РГУФКСиТ
Протокол № 10 от «27» мая 2009 г.
УДК: 378.679.5(07)
П 48
Составители:
Мельникова Н.Ю. – к.п.н., профессор
Петракова В.Е. – к.п.н., доцент
Трескин А.В. – к.п.н., профессор
Леонтьева Н.С. – ст. преподаватель
Рецензенты:
Родиченко В.С., профессор, д.п.н
Карпушко Н.А., доцент, к.п.н. <...> Бойкоты игр и использование игр в политических целях……………….. <...> 134
4
ВВЕДЕНИЕ
Олимпийское образование относится к числу гуманитарных теоретикопедагогических дисциплин, изучаемых в вузах физической культуры РФ, в том
числе и в РГУФКСМиТ. <...> Опираясь на приказ Министерства образования РФ и Олимпийского комитета
России от 05.03.1994 № 51/84ф «Об организации изучения вопросов
олимпийского движения и Олимпийских игр», спецкурс ориентирован на
реализацию
гуманистических
концепций
олимпийского
образования. <...> Олимпийская хартия предлагает международным и национальным спортивным
организациям сделать основополагающие принципы олимпизма достоянием
всей молодежи, способствовать их распространению во всех учебных
программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах,
поддерживать институты, посвящающие себя этой проблеме. <...> Этот факт
способствует привлечению внимания политиков, общественности, средств
массовой информации к проблемам и образованию молодежи, в том числе
5
Олимпийскому образованию.
является
Дисциплина «Олимпийское образование»
дополнительным фактором развития молодежи, способствует
созданию всесторонне развитого, широко образованного специалиста для
России и мира в области физической культуры и спорта. <...> Олимпизм – феномен мировой культуры
Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся
комплекс накопленных человеческих знаний, норм, ценностей, смыслов,
образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской хартии,
философии <...>
Олимпийское_образование.pdf
2
Учебное пособие
утверждено и рекомендовано
Экспертно-методическим советом
РГУФКСиТ
Протокол № 10 от «27» мая 2009 г.
УДК: 378.679.5(07)
П 48
Составители:
Мельникова Н.Ю. – к.п.н., профессор
Петракова В.Е. – к.п.н., доцент
Трескин А.В. – к.п.н., профессор
Леонтьева Н.С. – ст. преподаватель
Рецензенты:
Родиченко В.С., профессор, д.п.н
Карпушко Н.А., доцент, к.п.н.
Учебное пособие для студентов ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Олимпизм – феномен мировой культуры…………………………………..7
2. Приоритетные принципы олимпизма………………………………...........11
3. Олимпийский идеал здоровья и здоровый образ жизни…………............22
4. Борьба с загрязнением окружающей среды. Экология на Олимпийских
играх……………………………………………………………………………….38
5. Роль спорта в профилактике алкоголизма, наркомании, курения……..42
6. Основные положения «Фэйр Плэй»………………………………………….52
7. Роль Пьера де Кубертена в «Фэйр Плэй»…………………………………...58
8. «Фэйр Плэй» для России………………………………………………………61
9. Бойкоты игр и использование игр в политических целях………………..64
10. Актуальные проблемы олимпийского движения………………………..70
11. Хронология и герои Игр Олимпиад………………………………………..83
12. Выступление спортсменов Российский Империи, СССР и Российской
Федерации на Играх Олимпиад. Выдающиеся спортсмены Российский
империи, СССР и РФ……………………………………………………………109
13. Международный спорт людей с ограниченными возможностями……129
Литература………………………………………………………………………..134
Стр.3