МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к практическим и семинарским занятиям
для студентов дисциплины
«Ттхэквондо (ВТФ)»
Москва-2012
Стр.1
Методические рекомендации
утверждены и рекомендованы
Экспертно-методическим советом
Института спорта и физического воспитания
ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ
Протокол № 1 от «12» января 2012 г.
Составитель:
Эпов Олег Георгиевич – кандидат педагогических наук, профессор
кафедры ТиМ единоборств ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ.
Рецензент:
Левушкин Сергей Петрович – доктор биологических наук, профессор,
директор НИИ спорта ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ.
Методические рекомендации дисциплины компонента цикла ОПД
составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования второго поколения по дисциплине
«Ттхэквондо (ВТФ)».
2
Стр.2
Содержание:
I. ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................................... 4
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ........................................ 4
II.1 Практические занятия для этапа начальной подготовки ..................................................... 4
II.2 Практические занятия для учебно-тренировочных групп ................................................... 5
II.3 Практические занятия для этапа спортивного совершенствования и групп высшего
спортивного мастерства ...................................................................................................................... 7
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА....................................................................................... 9
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ................................... 16
V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ....................................................................................................... 18
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................................... 18
3
Стр.3
I. ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации являются приложением к учебной программе
«Теория и методика тхэквондо ВТФ» и предназначены для освоения студентами
основных знаний, умений и навыков в области планирования и проведения
практических и семинарских занятий, а также помощи в оформлении выпускной
квалификационной работы.
В методических указаниях приведен алгоритм проведения практических и
семинарских занятий с применением полученных теоретических знаний;
приобретения студентами навыков исполнения различных профессиональных
заданий; обучения верному выбору средств и методов работы, способов
разрешения конкретных ситуаций, задач; приобретения навыков разработки
отдельных образцов документов, используемых в управленческой деятельности и
в практической работе тренера.
Цель курса – сформировать у студентов навыки практической работы
тренера-преподавателя, вооружить их знаниями о методах ведения и способах
оформления результатов практических исследований. В результате освоения
данных методических рекомендаций студенты должны научиться организовывать
и проводить практические и семинарские занятия, правильно определять
основные средства и методы, направленные на достижение результата в
тренировочной и преподавательской деятельности.
Организация и проведение
семинарских, практических занятий
способствуют выявлению и восполнению пробелов, оставшихся после аудиторных
и самостоятельных занятий, подготовке студентов к промежуточной аттестации и
предстоящим зачетам и экзаменам, вооружают их навыками и умениями
самостоятельно и правомерно выполнять любые профессиональные функции.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
II.1 Практические занятия для этапа начальной подготовки
Овладение значительным объемом необходимых в жизни движений.
Обеспечение роста физических качеств.
Овладение стойками и передвижениями в тхэквондо.
Привитие интереса к избранному виду спорта.
Для этого предлагаются следующие упражнения:
1. 1. Интенсивные, но не длительные, активизирующие деятельность всего
4
Формат: С писок
Стр.4
организма (ходьба, бег, подскоки, прыжки со скакалкой, эстафеты, игры
подвижные и спортивные и т.д.).
2. 2. Упражнения для рук, плечевого пояса, шеи туловища, ног,
направленные преимущественно на развитие подвижности в суставах, ловкости
и быстроты, выполняемые со сравнительно небольшим количеством
повторений (гимнастические упражнения на месте и в движении, а также
равновесия, старты, жонглирование, упражнения с гимнастическими полками,
булавами и т.д.).
3. 3. Упражнения, направленные преимущественно на развитие силы и
специальных качеств тхэквондиста, выполняемые со сравнительно большим
количеством повторений, но не вызывающие заметного утомления (прыжковые
упражнения, одиночные и серийные удары по боксерским лапам, выполняемые
преимущественно в прыжках).
4. 4. Упражнения, восстанавливающие нормальные ритм дыхания,
повышающие организованность и внимательность занимающихся (ходьба с
перестроениями и изменениями направления движения по траекториям
основных маневров, упражнения на координацию, в парах на
взаимокоординацию, имитирующие взаимодействия в бою).
5. 5. На практических занятиях студенты должны усвоить основные
закономерности, лежащие в основе рабочего плана тренера и содержащиеся в
конспектах занятий, чтобы при необходимости включить определенные
изменения в документы и при этом не допустить грубых ошибок. Главное, на
что следует обращать внимание: каждый тхэквондист, независимо от уровня
мастерства, должен упражняться в выполнении основных формальных
движений. Разумеется, ни на одном последующем занятии эти упражнения не
должны быть простым повторением программы предыдущих занятий: вопервых,
каждый раз упражнения следует выполнять на более высоком
двигательном уровне; во-вторых, к одному и тому же приему или действию
каждый раз следует предъявлять все большие требования (в отношении
правильности формы движения, точности, быстроты, сочетаемости с другими
движениями, вариативности, выполнения в условиях, постоянно приближенных
к условиям соревнований).
II.2 Практические занятия для учебно-тренировочных групп
Основное время в учебно-тренировочных занятиях специальной
5
Стр.5