Н
МАССАЖ
Методические рекомендации
для подготовки к теоретическим и практическим занятиям и для
самостоятельного изучения дисциплины по специальности 050720.65
«Физическая культура»
Москва-2012
Утверждены и рекомендованы
Экспертно-методическим советом Института туризма, рекреации
реабилитации и фитнеса ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Протокол № 20 от «03» июля 2012 г.
Бахарева А.А. – доцент, кандидат педагогических наук; Власова Н.А. –
доцент, кандидат педагогических наук; Левашов П.Н. – доцент, кандидат
педагогических наук. <...> Массаж: Методические рекомендации для подготовки к теоретическим и
практическим занятиям и для самостоятельного изучения дисциплины по
специальности 050720.65 «Физическая культура». <...> В настоящее время трудно назвать такую область медицины, физической
культуры, спорта, туризма и быта цивилизованного человека, в которой
массаж не получил бы широкого распространения. <...> Роль и место курса в структуре учебного плана. <...> Задачи курса
- ознакомить с историей развития массажа, анатомо-физиологических
и гигиенических основ массажа, показаний и противопоказаний к массажу,
систем, форм и методов массажа;
- изучение физиологических механизмов влияния массажа на системы,
ткани, органы и организм человека в целом;
- изучение техники и методики приемов классического массажа;
- изучение частных методик
массажа отдельных частей тела и
овладение методикой сеанса общего массажа;
- изучение особенностей различных видов массажа и основ методики
применения массажа в лечебной и спортивной практике, а также в
повседневной жизни человека;
- изучение организационно-методических особенностей использования
массажа при травмах, повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного
аппарата;
- изучение использования термо-, гидро-, физиопроцедур в сочетании с
массажем;
- изучение методики и техники самомассажа и использование его в
рекреации и спортивно-оздоровительном туризме. <...> История развития массажа и теоретические <...>
Массаж.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
доцент Бахарева А.А., доцент Власова Н.А., доцент Левашов П.Н
МАССАЖ
Методические рекомендации
для подготовки к теоретическим и практическим занятиям и для
самостоятельного изучения дисциплины по специальности 050720.65
«Физическая культура»
Москва-2012
Стр.1
Утверждены и рекомендованы
Экспертно-методическим советом Института туризма, рекреации
реабилитации и фитнеса ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Протокол № 20 от «03» июля 2012 г.
Бахарева А.А. – доцент, кандидат педагогических наук; Власова Н.А. –
доцент, кандидат педагогических наук; Левашов П.Н. – доцент, кандидат
педагогических наук.
Массаж: Методические рекомендации для подготовки к теоретическим и
практическим занятиям и для самостоятельного изучения дисциплины по
специальности 050720.65 «Физическая культура». – М.: ФГБОУ ВПО
«РГУФКСМиТ», 2012. – 50 с.
Рецензент: профессор, к.м.н. Валеев Н.М.
Методические рекомендации содержат задания и учебный материал по
основным темам учебной программы для подготовки к теоретическим и
практическим занятиям и для самостоятельного изучения дисциплины по
специальности 050720.65 «Физическая культура»
2
Стр.2
Актуальность и социальная значимость курса в подготовке кадров.
В настоящее время трудно назвать такую область медицины, физической
культуры, спорта, туризма и быта цивилизованного человека, в которой
массаж не получил бы широкого распространения. Особенно большое
значение имеет массаж в учебно-тренировочном и соревновательном
процессах спортсменов высокого класса. Своевременное и умелое
применение массажа, являющегося неотъемлемой основной частью
реабилитации после повреждений и заболеваний, связанных с занятиями
спортом, физкультурой и в значительной степени способствует ускорению
срока восстановления здоровья и работоспособности.
Современный спорт предъявляет очень большие требования к организму
спортсмена. Для роста спортивных достижений (одновременно сохранения
здоровья) необходимо постоянное совершенствование тренировочного
процесса с использованием всего арсенала средств, направленных на
повышение работоспособности спортсменов. Массаж является одним из
наиболее эффективных и доступных средств, направленных на экспрессподготовку
к старту, профилактику травматизма и заболеваний, связанных с
различными видами спорта, восстановлению (в более короткие сроки) и
повышению спортивной работоспособности.
Роль и место курса в структуре учебного плана.
Массажа относится к дисциплинам общепрофессионального цикла и
занимает важное место в подготовке педагогов по физической культуре, так
как он является неотъемлемой частью специальных рекреационнооздоровительных
режимов, направленных на профилактику и устранение
психических и физических перенапряжений, повышение работоспособности
и физическое воспитание личности.
3
Стр.3
Цель курса
Сформировать у студентов понятия об общих принципах и
методических правилах использования массажа и самомассажа в системе
физической культуры, активного и здорового образа жизни, а также
профилактики здоровья учащихся и на этой основе научить их навыкам и
умениям для практической реализации массажа в сфере педагогической
деятельности.
Задачи курса
- ознакомить с историей развития массажа, анатомо-физиологических
и гигиенических основ массажа, показаний и противопоказаний к массажу,
систем, форм и методов массажа;
- изучение физиологических механизмов влияния массажа на системы,
ткани, органы и организм человека в целом;
- изучение техники и методики приемов классического массажа;
- изучение частных методик массажа отдельных частей тела и
овладение методикой сеанса общего массажа;
- изучение особенностей различных видов массажа и основ методики
применения массажа в лечебной и спортивной практике, а также в
повседневной жизни человека;
- изучение организационно-методических особенностей использования
массажа при травмах, повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного
аппарата;
- изучение использования термо-, гидро-, физиопроцедур в сочетании с
массажем;
- изучение методики и техники самомассажа и использование его в
рекреации и спортивно-оздоровительном туризме.
Структура учебного плана:
Раздел I. История развития массажа и теоретические основы массажа.
Раздел II. Приемы массажа, физиологическое влияние на организм,
техника и методика их выполнения.
4
Стр.4
Раздел III. Классификация видов массажа, их разновидностей, формы и
особенности методики их проведения.
Изучение курса массажа тесно связано с такими дисциплинами, как
анатомия, физиология, биология, биомеханика, биохимия, педагогика,
психология, гигиена, спортивная медицина, ЛФК, а также со спортивнопедагогическими
дисциплинами.
Программный материал в основном изучается в форме лекций,
практических занятий и самостоятельной работы. В лекциях студентам
сообщают сведения по истории, анатомо-физиологическому обоснованию
массажа, гигиеническим основам и классификации массажа. Весь остальной
теоретический материал разбирается на практических занятиях параллельно
с освоением студентами конкретного практического материала.
Основную часть курса составляет обучение технике и методике
проведения приемов классического массажа, массажа различных частей тела;
частным методикам спортивного, гигиенического, лечебнопрофилактического
массажа; освоение техники и методики аппаратных
средств массажа и самомассажа; ознакомление их и с другими системами
массажа: точечным, сегментарно-рефлекторным, баночным, криомассажем и
др.
В порядке самостоятельной работы студенты выполняют задания
преподавателя по основам теории и практике массажа. Проверка
самостоятельной работы студентов осуществляется во время занятий путем
опроса и демонстрации приемов и частных методик массажа отдельных
частей тела.
Учебная программа разработана на основе Государственного
образовательного стандарта по направлению «Физическая культура»
специальности 050720.65 базовые виды физической культуры (Учитель
физической культуры) и составляет 110 часов, из них 76 часов аудиторных,
34 часа самостоятельной работы.
5
Стр.5