Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Этика в сфере информационных технологий (500,00 руб.)

0   0
Первый авторМалюк А. А.
АвторыПолянская О. Ю., Алексеева И. Ю.
ИздательствоМ.: Горячая линия – Телеком
Страниц345
ID202837
АннотацияВ книге описывается эволюция компьютерной этики, начиная с 1940-х годов, и характеризуются взгляды ее основных представителей: Н. Винера, Д.Б. Паркера, Д. Вейценбаума, У. Мэнера, Д. Мура, Д. Джонсон, Т.У. Бинума. Современный этап развития этики в сфере информационных технологий раскрывается на примере деятельности таких философов, как Д Готтербарн, С. Роджерсон, X. Ниссенбаум, Р. Капурро, Д. Ван ден Ховен, Г.Т. Тавани, Р.А. Спинелло и др. Акцентируется внимание на проблемах информационной и коммуникационной приватности, этичности поведения в Интернете, интеллектуальной собственности, профессиональной этики и ответственности ИТ-специалистов. Рассматриваются этические ситуации, связанные с несанкционированным копированием личных данных, злоупотреблением информацией, созданием персональных "досье". Разбираются реальные инциденты проблемного поведения в Интернете, случаи хищения и вымогательства в киберпространстве, киберпреследования, а также этические дилеммы, возникающие при копировании и дальнейшем использовании компьютерных программ. Исследуется проблема социальной справедливости в отношении доступности информационно-коммуникационных технологий и излагаются взгляды современных философов на права доступа к ИКТ.
Кому рекомендованоДля широкого круга читателей, интересующихся проблемами этики в сфере информационных технологий, будет полезна студентам и аспирантам высших учебных заведений, слушателям курсов повышения квалификации.
ISBN978-5-9912-0197-1
УДК004:174
ББК32.97
Малюк, А.А. Этика в сфере информационных технологий / О.Ю. Полянская, И.Ю. Алексеева; А.А. Малюк .— Москва : Горячая линия – Телеком, 2011 .— 345 с. — ISBN 978-5-9912-0197-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/202837 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Акцентируется внимание на проблемах информационной и коммуникационной приватности, этичности поведения в Интернете, интеллектуальной собственности, профессиональной этики и ответственности ИТ-специалистов. <...> Разбираются реальные инциденты проблемного поведения в Интернете, случаи хищения и вымогательства в киберпространстве, киберпреследования, а также этические дилеммы, возникающие при копировании и дальнейшем использовании компьютерных программ. <...> Личные действия граждан по защите своей приватности ........ 127 Глава 4. <...> Информационные и интерактивные сервисы (ftp-сервис, World Wide Web, чаты, многопользовательские миры)...................... 184 <...> «Сетикет» (сетевой этикет) – весьма отдаленный «потомок» французского придворного этикета, не имеющий почти ничего общего со своим аристократическим предком. <...> Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны с нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком своей нравственной позиции и практической линии поведения. <...> Прикладная этика применяет принципы общей этики для решения конкретных проблем и исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности. <...> Прикладная этика направлена на анализ нравственных проблем, возникающих между людьми в особенных практических ситуациях, как правило, профессионально и предметно определенных. <...> Прикладная этика характеризуется стремлением к максимальной конкретизации и соединению с практикой. <...> Сегодня наиболее активно разрабатываются такие направления прикладной этики, как биоэтика, экологическая этика, политическая и юридическая этика, военная этика, компьютерная этика, этика искусства, этика бизнеса, корпоративная этика и т. п. <...> Прикладная этика в отличие от профессиональной этики занимается общезначимыми проблемами и рассматривает конкретные моральные ситуации. <...> Важность этих проблем столь велика, что их изучением, сознательной <...>
Этика_в_сфере_информационных_технологий.pdf
Стр.1
Этика_в_сфере_информационных_технологий_(1).pdf
Стр.1
УДК 004:174 ББК 32.97 М21 Малюк А. А., Полянская О. Ю., Алексеева И. Ю. М21 Этика в сфере информационных технологий. – М.: Горячая линия–Телеком, 2011. – 344 с.; ил. ISBN 978-5-9912-0197-1. В книге описывается эволюция компьютерной этики, начиная с 1940-х годов, и характеризуются взгляды ее основных представителей: Н. Винера, Д. Б. Паркера, Д. Вейценбаума, У. Мэнера, Д. Мура, Д. Джонсон, Т. У. Бинума. Современный этап развития этики в сфере информационных технологий раскрывается на примере деятельности таких философов, как Д. Готтербарн, С. Роджерсон, Х. Ниссенбаум, Р. Капурро, Д. Ван ден Ховен, Г. Т. Tавани, Р. А. Спинелло и др. Акцентируется внимание на проблемах информационной и коммуникационной приватности, этичности поведения в Интернете, интеллектуальной собственности, профессиональной этики и ответственности ИТ-специалистов. Рассматриваются этические ситуации, связанные с несанкционированным копированием личных данных, злоупотреблением информацией, созданием персональных «досье». Разбираются реальные инциденты проблемного поведения в Интернете, случаи хищения и вымогательства в киберпространстве, киберпреследования, а также этические дилеммы, возникающие при копировании и дальнейшем использовании компьютерных программ. Исследуется проблема социальной справедливости в отношении доступности информационно-коммуникационных технологий и излагаются взгляды современных философов на права доступа к ИКТ. Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами этики в сфере информационных технологий, будет полезна студентам и аспирантам высших учебных заведений, слушателям курсов повышения квалификации. ББК 32.97 Научное издание Малюк Анатолий Александрович, Полянская Ольга Юрьевна, Алексеева Ирина Юрьевна Этика в сфере информационных технологий Обложка художника В. Г. Ситникова Подписано в печать 17.04.11. Формат 60×88/16. Усл.-печ. л. 22. Тираж 500 экз. (1-й завод 200 экз.) Изд. № 11197. ISBN 978-5-9912-0197-1 © А. А. Малюк, О. Ю. Полянская, И. Ю. Алексеева, 2011 © Издательство «Горячая линия–Телеком», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. Этика как часть культуры.................................................................8 1.1. Что такое этика ..........................................................................................8 1.2. О трактовках культуры............................................................................12 1.3. Особенности этических и правовых норм.............................................15 1.4. Этические воззрения................................................................................18 1.5. Виды этики...............................................................................................22 1.6. Этика в сфере информационных технологий........................................26 Глава 2. Этапы развития и основные проблемы компьютерной этики .........................................................................................30 2.1. Возникновение компьютерной этики ....................................................30 2.1.1. Норберт Винер как основоположник компьютерной этики.......30 2.1.2. Методология Норберта Винера.....................................................31 2.1.3. Норберт Винер о человеческих ценностях и смысле жизни ......34 2.1.4. Ключевые этические принципы Норберта Винера .....................36 2.1.5. Стратегии этического анализа Норберта Винера ........................37 2.1.6. Предвидение Норбертом Винером появления этических проблем, связанных с глобальными сетями...........................................40 2.2. Этапы развития компьютерной этики....................................................41 2.2.1. 1940-е годы .....................................................................................42 2.2.2. 1960-е годы .....................................................................................42 2.2.3. 1970-е годы .....................................................................................44 2.2.4. 1980-е годы .....................................................................................46 2.2.5. 1990-е годы .....................................................................................51 2.2.6. 2000-е годы .....................................................................................54 2.3. Определения компьютерной этики ........................................................59 2.4. Эволюция компьютерной этики.............................................................63 2.5. Основные проблемы компьютерной этики ...........................................64 2.5.1. Информационная и коммуникационная приватность.................66 2.5.2. Этичность поведения в Интернете................................................67 2.5.3. Интеллектуальная собственность .................................................68 2.5.4. Социально-правовые проблемы ИКТ...........................................69 2.5.5. Профессиональная ответственность.............................................71 Глава 3. Информационная и коммуникационная приватность................73 3.1. Философские теории и определения приватности ...............................73 3.1.1. Теории невмешательства и уединенности ...................................75 3.1.2. Теории контроля и ограничения ...................................................76 3.1.3. Теория ограниченного доступа/контроля ....................................77
Стр.3
4 Этика в сфере информационных технологий 3.2. Причины возникновения проблем информационной и коммуникационной приватности ..................................................................78 3.2.1. Влияние информационных технологий на обращение с персональными данными......................................................................78 3.2.2. Конфликт интересов в сфере отношений между людьми и организациями.......................................................................................81 3.3. Информационная приватность ...............................................................83 3.3.1. Внедрение и использование идентификационных карт и объединение баз персональных данных..............................................83 3.3.2. Применение биометрических средств идентификации ..............84 3.3.3. Нецелевое использование персональных данных .......................86 3.4. Коммуникационная приватность............................................................94 3.4.1. Приватность в Интернете ..............................................................94 3.4.2. Мониторинг интернет-трафика.....................................................95 3.4.3. Применение «черных ящиков» .....................................................95 3.4.4. Фильтрация информационных потоков .......................................96 3.4.5. Способы сбора персональных данных в Интернете....................98 3.4.6. Ограничение использования криптографических средств защиты.....................................................................................................104 3.4.7. Приватность на рабочем месте....................................................105 3.5. Пути решения проблем защиты информационной и коммуникационной приватности .............................................................114 3.5.1. Международные нормы приватности граждан..........................114 3.5.2. Правовые гарантии приватности граждан в России..................117 3.5.3. Деятельность ИТ-профессионалов .............................................121 3.5.4. Личные действия граждан по защите своей приватности ........127 Глава 4. Этика поведения в Сети..................................................................129 4.1. Основные свойства коммуникации посредством Интернета............129 4.1.1. Глобальный масштаб коммуникации «многие со многими» ...130 4.1.2. Воспроизводимость электронных «следов» коммуникации ....131 4.1.3. Анонимность.................................................................................132 4.2. Проблемное поведение пользователей в Сети....................................140 4.3. Деструктивное поведение в Сети.........................................................141 4.3.1. Деятельность хакеров...................................................................141 4.3.2. Распространение сетевых червей и вирусов..............................142 4.4. Противоправное поведение в Сети ......................................................144 4.5. Неэтичное поведение в Сети ................................................................148 4.5.1. Флейм ............................................................................................149 4.5.2. Разновидности флейма.................................................................150 4.5.3. Правила реагирования на флейм.................................................155 4.5.4. Спам...............................................................................................157 4.5.5. Виды спама ...................................................................................161 4.5.6. Нежелательная почта ...................................................................164
Стр.4
Содержание 5 4.5.7. Этическая правомерность спама.................................................165 4.5.8. Правила регулирования спама ....................................................168 4.6. Серьезные нарушения сетевого этикета ..............................................169 4.6.1. Обман под маской виртуальной личности.................................170 4.6.2. Подделка электронных писем и сообщений ..............................171 4.6.3. Рассылка «цепочечных писем» ...................................................172 4.6.4. Мистификации и розыгрыши в Сети..........................................172 4.6.5. Распространение слухов ..............................................................172 4.6.6. Домогательства посредством Интернета и электронной почты..............................................................................174 4.6.7. Шпионаж на рабочем месте.........................................................175 4.6.8. Бомбардирование письмами........................................................175 4.7. Основные этические принципы и нормы взаимодействия в Интернете ...................................................................................................176 4.7.1. Документ RFC 1855 Netiquette Guidelines..................................176 4.7.2. Коммуникации «один с одним»..................................................176 4.7.3. Коммуникации «один со многими» (списки рассылки, группы новостей) ...................................................180 4.7.4. Информационные и интерактивные сервисы (ftp-сервис, World Wide Web, чаты, многопользовательские миры)......................184 4.7.5. Правила нетикета, предложенные Вирджинией Ши.................186 4.7.6. Современные подходы к формированию поведения в Сети....................................................................................187 Глава 5. Интеллектуальная собственность в сфере информационных технологий........................................................................190 5.1. Философские теории собственности....................................................190 5.1.1. Утилитаризм .................................................................................191 5.1.2. Теория естественного права ........................................................192 5.1.3. Теория индивидуальности...........................................................193 5.2. Понятие и виды интеллектуальной собственности ............................194 5.2.1. Авторское право ...........................................................................195 5.2.2. Патенты.........................................................................................197 5.2.3. Товарные знаки.............................................................................199 5.2.4. Право коммерческих тайн ...........................................................200 5.3. Философские и нравственные аспекты собственности на программное обеспечение.......................................................................201 5.3.1. Проблемы собственности на программное обеспечение..........201 5.3.2. Аргументы за и против собственности на программное обеспечение.............................................................................................202 5.3.3. Этичность копирования собственнического программного обеспечения ...................................................................209 5.3.4. Этические аспекты обратной разработки программного обеспечения ...................................................................222
Стр.5
6 Этика в сфере информационных технологий 5.4. Интеллектуальная собственность в Интернете...................................227 5.4.1. Последствия миграции интеллектуальной собственности в Интернет...............................................................................................227 5.4.2. Международное законодательство об интеллектуальной собственности в цифровой форме.........................................................229 5.4.3. Проблемы использования патентов, относящихся к цифровым технологиям ......................................................................235 5.4.4. Проблемы использования товарных знаков в цифровой среде....................................................................................239 5.4.5. Проблема плагиата в Сети...........................................................243 5.4.6. Проблемы нарушения авторских прав создателей веб-сайтов............................................................................247 5.4.7. Эволюция системы прав интеллектуальной собственности.........................................................................................255 Глава 6. Равенство доступа к информационно-коммуникационным технологиям и ресурсам..................................................................................257 6.1. Взгляды современных философов на права доступа к информационно-коммуникационным технологиям...............................257 6.1.1. Проблема социальной справедливости в отношении прав доступа к ИКТ .......................................................................................257 6.1.2. Трактовка «заслуженного» доступа к компьютерным ресурсам....................................................................259 6.1.3. Право на компьютерный доступ .................................................261 6.1.4. Важность доступа к информационно-коммуникационным технологиям и ресурсам ........................................................................264 6.2. Понятие цифрового неравенства..........................................................266 6.3. Показатели доступности ИКТ ..............................................................268 6.4. Виды цифрового неравенства...............................................................272 6.5. Цифровое неравенство по экономическому и социальному статусу .................................................................................273 6.6. Гендерное цифровое неравенство ........................................................275 6.6.1. Гендерные особенности использования ИКТ............................275 6.6.2. Гендерные проблемы в развитых странах..................................276 6.6.3. Гендерные проблемы в развивающихся странах.......................278 6.6.4. Гендерные проблемы в сфере занятости, связанной с ИКТ.....................................................................................279 6.7. Электронная демократия.......................................................................283 6.8. Преодоление цифрового неравенства в глобальном масштабе.........285 Глава 7. Этика профессионалов в области информационных технологий.........................................................................................................289 7.1. Профессиональная этика.......................................................................289 7.1.1. Характеристики профессий.........................................................289 7.1.2. Профессиональные отношения...................................................292
Стр.6
Содержание 7 7.2. Кодексы этики и профессиональное поведение..................................298 7.2.1. Функции профессионального кодекса этики.............................299 7.2.2. Примеры кодексов этики в сфере информационных технологий ..............................................................................................300 7.2.3. Необходимость единого кодекса этики в сфере информационных технологий...............................................................308 7.2.4. Кодекс этики ACM/IEEE-CS как основа международного кодекса этики профессионалов в сфере ИТ.........................................309 7.2.5. Международный кодекс этики ИТ-профессионалов.................310 7.3. Подходы к преподаванию этики при подготовке специалистов вобласти информационных технологий .....................................................311 7.3.1. Трудности преподавания этики и социальных последствий применения информационных технологий..........................................311 7.3.2. Введение отдельного курса компьютерной этики.....................313 7.3.3. Введение модулей компьютерной этики в курсы компьютерных дисциплин.....................................................................313 7.3.4. Включение этических вопросов в обобщающий курс по компьютерным дисциплинам...........................................................314 7.3.5. Комплексный подход...................................................................317 Приложение 1. Кодексы этики профессионалов в области информационных технологий........................................................................320 Приложение 2. Кодексы этики профессиональных организаций в области безопасности информационных систем.....................................323 Приложение 3. Кодекс этики ACM/IEEE-CS.............................................326 Список литературы..........................................................................................331
Стр.7
ГЛАВА 1. ЭТИКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ 1.1. ЧТО ТАКОЕ ЭТИКА Слово «этика» происходит из Древней Греции. Греческое слово ethos (этос) означает обычай, обыкновение, характер, нрав, а «этикос» – относящийся к нраву, характеру, привычным формам поведения. Термин «этика» был введен Аристотелем в IV веке до нашей эры. «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика» – так называются труды Аристотеля, трактующие о добродетелях и поступках человека, о понятии блага и представлениях людей о благе, о складах человеческой души. Аристотель считал, что «создание» граждан добродетельных и совершающих прекрасные поступки является условием блага государства и главной заботой науки о государстве; этическое учение этого философа теснейшим образом связано с учением о государстве и с психологией (учением о душе). В Книге первой «Никомаховой этики» сказано: «…настоящее учение как своего рода наука о государстве имеет это [т. е. достижение и сохранение блага государства] своей целью»; «…мы полагали целью науки о государстве наивысшее благо, потому что именно эта наука больше всего уделяет внимания (epimeleian poieitai) тому, чтобы создать граждан определенного качества, т. е. добродетельных и совершающих прекрасные поступки (praktikoi ton kalon)» [8]. В дальнейшем философы, создававшие этические учения, по-разному трактовали и соотношение этики с психологией, и обусловленность блага государства моральными качествами граждан, и нравственные основы общества. И. Кант, например, дал образец чистой этики, отделяющей нравственные мотивы от «чувственных склонностей» и в этом смысле противопоставляемой психологии. Этика как наука со времен Аристотеля не ограничивалась только лишь описанием нравов и форм поведения, представленных в обществе, современном исследователю (или же в обществах прошлого), но стремилась вырабатывать критерии оценки поступков, выдвигать нравственные идеалы, формулировать общие правила нравственности, обосновывать те или иные этические системы. Предметом изучения этики является и область нравственности как таковая, ее связь с другими сферами личностного и общественного бытия. Соотношение сущего и должного, происхождение и структура морали, смысл жизни и характеристики достойной жизни – эти и многие другие проблемы относятся к области интереса этики. Этика как наука о нравственности является важным разделом философского знания. Ее характеризуют также как нравственную философию или философию морали. В этических исследованиях, как и в исследованиях других философских наук, велик удельный вес работ, посвященных историческому наследию, анализу основных понятий, сопоставлению различных теорий, подходов и позиций, осмыслению положения собственной дисциплины в системе дисциплинарно организованного знания.
Стр.8