УДК 004:174
ББК 32.97
М21
Малюк А. А., Полянская О. Ю., Алексеева И. Ю.
М21
Этика в сфере информационных технологий. – М.: Горячая
линия–Телеком, 2011. – 344 с.; ил.
ISBN 978-5-9912-0197-1.
В книге описывается эволюция компьютерной этики, начиная с
1940-х годов, и характеризуются взгляды ее основных представителей:
Н. Винера, Д. Б. Паркера, Д. Вейценбаума, У. Мэнера, Д. Мура,
Д. Джонсон, Т. У. Бинума. Современный этап развития этики в сфере
информационных технологий раскрывается на примере деятельности
таких философов, как Д. Готтербарн, С. Роджерсон, Х. Ниссенбаум, Р.
Капурро, Д. Ван ден Ховен, Г. Т. Tавани, Р. А. Спинелло и др. Акцентируется
внимание на проблемах информационной и коммуникационной
приватности, этичности поведения в Интернете, интеллектуальной
собственности, профессиональной этики и ответственности
ИТ-специалистов. Рассматриваются этические ситуации, связанные с
несанкционированным копированием личных данных, злоупотреблением
информацией, созданием персональных «досье». Разбираются
реальные инциденты проблемного поведения в Интернете, случаи
хищения и вымогательства в киберпространстве, киберпреследования,
а также этические дилеммы, возникающие при копировании и дальнейшем
использовании компьютерных программ. Исследуется проблема
социальной справедливости в отношении доступности информационно-коммуникационных
технологий и излагаются взгляды современных
философов на права доступа к ИКТ.
Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами
этики в сфере информационных технологий, будет полезна студентам
и аспирантам высших учебных заведений, слушателям курсов повышения
квалификации.
ББК 32.97
Научное издание
Малюк Анатолий Александрович, Полянская Ольга Юрьевна,
Алексеева Ирина Юрьевна
Этика в сфере информационных технологий
Обложка художника В. Г. Ситникова
Подписано в печать 17.04.11. Формат 60×88/16. Усл.-печ. л. 22.
Тираж 500 экз. (1-й завод 200 экз.) Изд. № 11197.
ISBN 978-5-9912-0197-1
© А. А. Малюк, О. Ю. Полянская,
И. Ю. Алексеева, 2011
© Издательство «Горячая линия–Телеком», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Этика как часть культуры.................................................................8
1.1. Что такое этика ..........................................................................................8
1.2. О трактовках культуры............................................................................12
1.3. Особенности этических и правовых норм.............................................15
1.4. Этические воззрения................................................................................18
1.5. Виды этики...............................................................................................22
1.6. Этика в сфере информационных технологий........................................26
Глава 2. Этапы развития и основные проблемы
компьютерной этики .........................................................................................30
2.1. Возникновение компьютерной этики ....................................................30
2.1.1. Норберт Винер как основоположник компьютерной этики.......30
2.1.2. Методология Норберта Винера.....................................................31
2.1.3. Норберт Винер о человеческих ценностях и смысле жизни ......34
2.1.4. Ключевые этические принципы Норберта Винера .....................36
2.1.5. Стратегии этического анализа Норберта Винера ........................37
2.1.6. Предвидение Норбертом Винером появления этических
проблем, связанных с глобальными сетями...........................................40
2.2. Этапы развития компьютерной этики....................................................41
2.2.1. 1940-е годы .....................................................................................42
2.2.2. 1960-е годы .....................................................................................42
2.2.3. 1970-е годы .....................................................................................44
2.2.4. 1980-е годы .....................................................................................46
2.2.5. 1990-е годы .....................................................................................51
2.2.6. 2000-е годы .....................................................................................54
2.3. Определения компьютерной этики ........................................................59
2.4. Эволюция компьютерной этики.............................................................63
2.5. Основные проблемы компьютерной этики ...........................................64
2.5.1. Информационная и коммуникационная приватность.................66
2.5.2. Этичность поведения в Интернете................................................67
2.5.3. Интеллектуальная собственность .................................................68
2.5.4. Социально-правовые проблемы ИКТ...........................................69
2.5.5. Профессиональная ответственность.............................................71
Глава 3. Информационная и коммуникационная приватность................73
3.1. Философские теории и определения приватности ...............................73
3.1.1. Теории невмешательства и уединенности ...................................75
3.1.2. Теории контроля и ограничения ...................................................76
3.1.3. Теория ограниченного доступа/контроля ....................................77
Стр.3
4
Этика в сфере информационных технологий
3.2. Причины возникновения проблем информационной и
коммуникационной приватности ..................................................................78
3.2.1. Влияние информационных технологий на обращение
с персональными данными......................................................................78
3.2.2. Конфликт интересов в сфере отношений между людьми
и организациями.......................................................................................81
3.3. Информационная приватность ...............................................................83
3.3.1. Внедрение и использование идентификационных карт
и объединение баз персональных данных..............................................83
3.3.2. Применение биометрических средств идентификации ..............84
3.3.3. Нецелевое использование персональных данных .......................86
3.4. Коммуникационная приватность............................................................94
3.4.1. Приватность в Интернете ..............................................................94
3.4.2. Мониторинг интернет-трафика.....................................................95
3.4.3. Применение «черных ящиков» .....................................................95
3.4.4. Фильтрация информационных потоков .......................................96
3.4.5. Способы сбора персональных данных в Интернете....................98
3.4.6. Ограничение использования криптографических средств
защиты.....................................................................................................104
3.4.7. Приватность на рабочем месте....................................................105
3.5. Пути решения проблем защиты информационной
и коммуникационной приватности .............................................................114
3.5.1. Международные нормы приватности граждан..........................114
3.5.2. Правовые гарантии приватности граждан в России..................117
3.5.3. Деятельность ИТ-профессионалов .............................................121
3.5.4. Личные действия граждан по защите своей приватности ........127
Глава 4. Этика поведения в Сети..................................................................129
4.1. Основные свойства коммуникации посредством Интернета............129
4.1.1. Глобальный масштаб коммуникации «многие со многими» ...130
4.1.2. Воспроизводимость электронных «следов» коммуникации ....131
4.1.3. Анонимность.................................................................................132
4.2. Проблемное поведение пользователей в Сети....................................140
4.3. Деструктивное поведение в Сети.........................................................141
4.3.1. Деятельность хакеров...................................................................141
4.3.2. Распространение сетевых червей и вирусов..............................142
4.4. Противоправное поведение в Сети ......................................................144
4.5. Неэтичное поведение в Сети ................................................................148
4.5.1. Флейм ............................................................................................149
4.5.2. Разновидности флейма.................................................................150
4.5.3. Правила реагирования на флейм.................................................155
4.5.4. Спам...............................................................................................157
4.5.5. Виды спама ...................................................................................161
4.5.6. Нежелательная почта ...................................................................164
Стр.4
Содержание
5
4.5.7. Этическая правомерность спама.................................................165
4.5.8. Правила регулирования спама ....................................................168
4.6. Серьезные нарушения сетевого этикета ..............................................169
4.6.1. Обман под маской виртуальной личности.................................170
4.6.2. Подделка электронных писем и сообщений ..............................171
4.6.3. Рассылка «цепочечных писем» ...................................................172
4.6.4. Мистификации и розыгрыши в Сети..........................................172
4.6.5. Распространение слухов ..............................................................172
4.6.6. Домогательства посредством Интернета
и электронной почты..............................................................................174
4.6.7. Шпионаж на рабочем месте.........................................................175
4.6.8. Бомбардирование письмами........................................................175
4.7. Основные этические принципы и нормы взаимодействия
в Интернете ...................................................................................................176
4.7.1. Документ RFC 1855 Netiquette Guidelines..................................176
4.7.2. Коммуникации «один с одним»..................................................176
4.7.3. Коммуникации «один со многими»
(списки рассылки, группы новостей) ...................................................180
4.7.4. Информационные и интерактивные сервисы (ftp-сервис,
World Wide Web, чаты, многопользовательские миры)......................184
4.7.5. Правила нетикета, предложенные Вирджинией Ши.................186
4.7.6. Современные подходы к формированию
поведения в Сети....................................................................................187
Глава 5. Интеллектуальная собственность в сфере
информационных технологий........................................................................190
5.1. Философские теории собственности....................................................190
5.1.1. Утилитаризм .................................................................................191
5.1.2. Теория естественного права ........................................................192
5.1.3. Теория индивидуальности...........................................................193
5.2. Понятие и виды интеллектуальной собственности ............................194
5.2.1. Авторское право ...........................................................................195
5.2.2. Патенты.........................................................................................197
5.2.3. Товарные знаки.............................................................................199
5.2.4. Право коммерческих тайн ...........................................................200
5.3. Философские и нравственные аспекты собственности
на программное обеспечение.......................................................................201
5.3.1. Проблемы собственности на программное обеспечение..........201
5.3.2. Аргументы за и против собственности на программное
обеспечение.............................................................................................202
5.3.3. Этичность копирования собственнического
программного обеспечения ...................................................................209
5.3.4. Этические аспекты обратной разработки
программного обеспечения ...................................................................222
Стр.5
6
Этика в сфере информационных технологий
5.4. Интеллектуальная собственность в Интернете...................................227
5.4.1. Последствия миграции интеллектуальной собственности
в Интернет...............................................................................................227
5.4.2. Международное законодательство об интеллектуальной
собственности в цифровой форме.........................................................229
5.4.3. Проблемы использования патентов, относящихся
к цифровым технологиям ......................................................................235
5.4.4. Проблемы использования товарных знаков
в цифровой среде....................................................................................239
5.4.5. Проблема плагиата в Сети...........................................................243
5.4.6. Проблемы нарушения авторских прав
создателей веб-сайтов............................................................................247
5.4.7. Эволюция системы прав интеллектуальной
собственности.........................................................................................255
Глава 6. Равенство доступа к информационно-коммуникационным
технологиям и ресурсам..................................................................................257
6.1. Взгляды современных философов на права доступа
к информационно-коммуникационным технологиям...............................257
6.1.1. Проблема социальной справедливости в отношении прав
доступа к ИКТ .......................................................................................257
6.1.2. Трактовка «заслуженного» доступа
к компьютерным ресурсам....................................................................259
6.1.3. Право на компьютерный доступ .................................................261
6.1.4. Важность доступа к информационно-коммуникационным
технологиям и ресурсам ........................................................................264
6.2. Понятие цифрового неравенства..........................................................266
6.3. Показатели доступности ИКТ ..............................................................268
6.4. Виды цифрового неравенства...............................................................272
6.5. Цифровое неравенство по экономическому
и социальному статусу .................................................................................273
6.6. Гендерное цифровое неравенство ........................................................275
6.6.1. Гендерные особенности использования ИКТ............................275
6.6.2. Гендерные проблемы в развитых странах..................................276
6.6.3. Гендерные проблемы в развивающихся странах.......................278
6.6.4. Гендерные проблемы в сфере занятости,
связанной с ИКТ.....................................................................................279
6.7. Электронная демократия.......................................................................283
6.8. Преодоление цифрового неравенства в глобальном масштабе.........285
Глава 7. Этика профессионалов в области информационных
технологий.........................................................................................................289
7.1. Профессиональная этика.......................................................................289
7.1.1. Характеристики профессий.........................................................289
7.1.2. Профессиональные отношения...................................................292
Стр.6
Содержание
7
7.2. Кодексы этики и профессиональное поведение..................................298
7.2.1. Функции профессионального кодекса этики.............................299
7.2.2. Примеры кодексов этики в сфере информационных
технологий ..............................................................................................300
7.2.3. Необходимость единого кодекса этики в сфере
информационных технологий...............................................................308
7.2.4. Кодекс этики ACM/IEEE-CS как основа международного
кодекса этики профессионалов в сфере ИТ.........................................309
7.2.5. Международный кодекс этики ИТ-профессионалов.................310
7.3. Подходы к преподаванию этики при подготовке специалистов
вобласти информационных технологий .....................................................311
7.3.1. Трудности преподавания этики и социальных последствий
применения информационных технологий..........................................311
7.3.2. Введение отдельного курса компьютерной этики.....................313
7.3.3. Введение модулей компьютерной этики в курсы
компьютерных дисциплин.....................................................................313
7.3.4. Включение этических вопросов в обобщающий курс
по компьютерным дисциплинам...........................................................314
7.3.5. Комплексный подход...................................................................317
Приложение 1. Кодексы этики профессионалов в области
информационных технологий........................................................................320
Приложение 2. Кодексы этики профессиональных организаций
в области безопасности информационных систем.....................................323
Приложение 3. Кодекс этики ACM/IEEE-CS.............................................326
Список литературы..........................................................................................331
Стр.7
ГЛАВА 1. ЭТИКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ
1.1. ЧТО ТАКОЕ ЭТИКА
Слово «этика» происходит из Древней Греции. Греческое слово ethos
(этос) означает обычай, обыкновение, характер, нрав, а «этикос» – относящийся
к нраву, характеру, привычным формам поведения. Термин «этика»
был введен Аристотелем в IV веке до нашей эры. «Никомахова этика», «Эвдемова
этика», «Большая этика» – так называются труды Аристотеля, трактующие
о добродетелях и поступках человека, о понятии блага и представлениях
людей о благе, о складах человеческой души. Аристотель считал, что
«создание» граждан добродетельных и совершающих прекрасные поступки
является условием блага государства и главной заботой науки о государстве;
этическое учение этого философа теснейшим образом связано с учением о
государстве и с психологией (учением о душе). В Книге первой «Никомаховой
этики» сказано: «…настоящее учение как своего рода наука о государстве
имеет это [т. е. достижение и сохранение блага государства] своей целью»;
«…мы полагали целью науки о государстве наивысшее благо, потому что
именно эта наука больше всего уделяет внимания (epimeleian poieitai) тому,
чтобы создать граждан определенного качества, т. е. добродетельных и совершающих
прекрасные поступки (praktikoi ton kalon)» [8].
В дальнейшем философы, создававшие этические учения, по-разному
трактовали и соотношение этики с психологией, и обусловленность блага государства
моральными качествами граждан, и нравственные основы общества.
И. Кант, например, дал образец чистой этики, отделяющей нравственные
мотивы от «чувственных склонностей» и в этом смысле противопоставляемой
психологии.
Этика как наука со времен Аристотеля не ограничивалась только лишь
описанием нравов и форм поведения, представленных в обществе, современном
исследователю (или же в обществах прошлого), но стремилась вырабатывать
критерии оценки поступков, выдвигать нравственные идеалы, формулировать
общие правила нравственности, обосновывать те или иные этические
системы. Предметом изучения этики является и область нравственности
как таковая, ее связь с другими сферами личностного и общественного бытия.
Соотношение сущего и должного, происхождение и структура морали,
смысл жизни и характеристики достойной жизни – эти и многие другие проблемы
относятся к области интереса этики. Этика как наука о нравственности
является важным разделом философского знания. Ее характеризуют также
как нравственную философию или философию морали. В этических исследованиях,
как и в исследованиях других философских наук, велик удельный вес
работ, посвященных историческому наследию, анализу основных понятий,
сопоставлению различных теорий, подходов и позиций, осмыслению положения
собственной дисциплины в системе дисциплинарно организованного
знания.
Стр.8