Символизм
в обычном праве саамов (лопарей) 1
Проблема символизма в обычном праве получила свое всестороннее
оформление во второй половине XIX века. <...> Но наиболее значительный вклад в исследования символической системы
российского обычного права внесли Ф.Л. Морошкин, П.Г. Колмыков, Д.И.
Мейер, С.М. Шпилевский, А.Г. Станиславский, И.М. Снегирев, Н.П. ПавловСильванский, И.О. Данилов, М.О. Кулишер, С.В. Пахман, Е. <...> На
огромных
пространствах
Европейского Севера
сохранились различные системы обычного права
северных этносов – ненцев (самоедов) и саамов (лопарей), коми – ижемцев и
коми-зырян, карелов и вепсов, северорусских крестьян и поморских
промышленников, которые содержат богатейший фактологический материал,
местами еще не исследованый в философско-правовом и культурологическом
дискурсах. <...> Задачей этой статьи является обобщение в компиляционном ключе
правовых обычаев саамов, которые разбросаны по многочисленным научным,
научно-популярным и беллетристическим источникам, начиная с XVII века и до
наших дней. <...> Исследование символа невозможно без исследования самой культуры этноса, в
том числе и правовой. <...> Сформулировать культурные основы обычного
правосознания северных этносов через различные формы символизма в условиях
современной глобализации – цель, достижению которой мы посвятим эту и
последующие работы. <...> Наибольшее распространение в
обычно-правовой
символической
организации
пространства
получили
естественные ориентиры – символы границ территорий. <...> Например, в рядной грамоте важского старосты Азики и его братии с
новгородским боярином Василием Матвеевичем начала XIV в. символами
границ владений выступают озера, реки, ручьи, большие камни. <...> «А боле
Шенкурский погост и земли Шенкурского погоста до Ростовских меж до
Ваимуги вверх до Яноозера а от Яноозера прямо в Пезу... <...> Символизм в обычном праве саамов (лопарей ) // Право и общество: сб. научн. трудов. <...> . Список московских владений на Двине середины XV в <...>
Символизм_в_обычном_праве_саамов_(лопарей).pdf
УДК – 101.1:316
А.Н. Халтурин,
кафедра философии САФУ.
в обычном праве саамов (лопарей)1
Символизм
Проблема символизма в обычном праве получила свое всестороннее
оформление во второй половине XIX века. Ознакомление с фундаментальными
трудами «золотого века» российской юриспруденции показало, что практически
все правоведы в большей или меньшей степени касались проблем возникновения
и развития символических форм в обычном праве.
Но наиболее значительный вклад в исследования символической системы
российского обычного права внесли Ф.Л. Морошкин, П.Г. Колмыков, Д.И.
Мейер, С.М. Шпилевский, А.Г. Станиславский, И.М. Снегирев, Н.П. ПавловСильванский,
И.О. Данилов, М.О. Кулишер, С.В. Пахман, Е.И Якушкин и ряд
других юристов, историков права и этнографов.
Русский Север не стал исключением из общероссийской программы
исследования обычно-правовых норм. На огромных пространствах
Европейского Севера сохранились различные системы обычного права
северных этносов – ненцев (самоедов) и саамов (лопарей), коми – ижемцев и
коми-зырян, карелов и вепсов, северорусских крестьян и поморских
промышленников, которые содержат богатейший фактологический материал,
местами еще не исследованый в философско-правовом и культурологическом
дискурсах.
Задачей этой статьи является обобщение в компиляционном ключе
правовых обычаев саамов, которые разбросаны по многочисленным научным,
научно-популярным и беллетристическим источникам, начиная с XVII века и до
наших дней. Причем, конечной целью наших исследований является не только
обощение символического элемента в правовых обычаях саамов (лопарей).
Исследование символа невозможно без исследования самой культуры этноса, в
том числе и правовой. Сформулировать культурные основы обычного
правосознания северных этносов через различные формы символизма в условиях
современной глобализации – цель, достижению которой мы посвятим эту и
последующие работы.
1. Символизм отношений собственности. Наибольшее распространение в
символической организации пространства получили
обычно-правовой
естественные ориентиры – символы границ территорий.
Например, в рядной грамоте важского старосты Азики и его братии с
новгородским боярином Василием Матвеевичем начала XIV в. символами
границ владений выступают озера, реки, ручьи, большие камни. «А боле
Шенкурский погост и земли Шенкурского погоста до Ростовских меж до
Ваимуги вверх до Яноозера а от Яноозера прямо в Пезу... А завод тым землям по
1 Халтурин А.Н. Символизм в обычном праве саамов (лопарей ) // Право и общество: сб. научн. трудов.
– Архангельск: Изд-во САФУ им. М.В. Ломоносова, 2011. С. 90-104
1
Стр.1