Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Символизм в обычном праве саамов (лопарей) (80,00 руб.)

0   0
Первый авторХалтурин Анатолий Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц13
ID201072
АннотацияРабота посвящена обобщению правовых обычаев лопарей (саамов) в компиляционном ключе. Дается подробное описание символических действий при переделе морских и речных угодий. Обобщается символика родовой, семейной и личной собственности. Особое внимание уделяется использованию клейма как юридического символа в хозяйственной деятельности лопарей. Описывается способ исчисления коренового родства как правового обычая.
Халтурин, А. Н. Символизм в обычном праве саамов (лопарей) / А. Н. Халтурин .— : [Б.и.], 2011 .— 13 с. — URL: https://rucont.ru/efd/201072 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Символизм в обычном праве саамов (лопарей) 1 Проблема символизма в обычном праве получила свое всестороннее оформление во второй половине XIX века. <...> Но наиболее значительный вклад в исследования символической системы российского обычного права внесли Ф.Л. Морошкин, П.Г. Колмыков, Д.И. Мейер, С.М. Шпилевский, А.Г. Станиславский, И.М. Снегирев, Н.П. ПавловСильванский, И.О. Данилов, М.О. Кулишер, С.В. Пахман, Е. <...> На огромных пространствах Европейского Севера сохранились различные системы обычного права северных этносов – ненцев (самоедов) и саамов (лопарей), коми – ижемцев и коми-зырян, карелов и вепсов, северорусских крестьян и поморских промышленников, которые содержат богатейший фактологический материал, местами еще не исследованый в философско-правовом и культурологическом дискурсах. <...> Задачей этой статьи является обобщение в компиляционном ключе правовых обычаев саамов, которые разбросаны по многочисленным научным, научно-популярным и беллетристическим источникам, начиная с XVII века и до наших дней. <...> Исследование символа невозможно без исследования самой культуры этноса, в том числе и правовой. <...> Сформулировать культурные основы обычного правосознания северных этносов через различные формы символизма в условиях современной глобализации – цель, достижению которой мы посвятим эту и последующие работы. <...> Наибольшее распространение в обычно-правовой символической организации пространства получили естественные ориентиры – символы границ территорий. <...> Например, в рядной грамоте важского старосты Азики и его братии с новгородским боярином Василием Матвеевичем начала XIV в. символами границ владений выступают озера, реки, ручьи, большие камни. <...> «А боле Шенкурский погост и земли Шенкурского погоста до Ростовских меж до Ваимуги вверх до Яноозера а от Яноозера прямо в Пезу... <...> Символизм в обычном праве саамов (лопарей ) // Право и общество: сб. научн. трудов. <...> . Список московских владений на Двине середины XV в <...>
Символизм_в_обычном_праве_саамов_(лопарей).pdf
УДК – 101.1:316 А.Н. Халтурин, кафедра философии САФУ. в обычном праве саамов (лопарей)1 Символизм Проблема символизма в обычном праве получила свое всестороннее оформление во второй половине XIX века. Ознакомление с фундаментальными трудами «золотого века» российской юриспруденции показало, что практически все правоведы в большей или меньшей степени касались проблем возникновения и развития символических форм в обычном праве. Но наиболее значительный вклад в исследования символической системы российского обычного права внесли Ф.Л. Морошкин, П.Г. Колмыков, Д.И. Мейер, С.М. Шпилевский, А.Г. Станиславский, И.М. Снегирев, Н.П. ПавловСильванский, И.О. Данилов, М.О. Кулишер, С.В. Пахман, Е.И Якушкин и ряд других юристов, историков права и этнографов. Русский Север не стал исключением из общероссийской программы исследования обычно-правовых норм. На огромных пространствах Европейского Севера сохранились различные системы обычного права северных этносов – ненцев (самоедов) и саамов (лопарей), коми – ижемцев и коми-зырян, карелов и вепсов, северорусских крестьян и поморских промышленников, которые содержат богатейший фактологический материал, местами еще не исследованый в философско-правовом и культурологическом дискурсах. Задачей этой статьи является обобщение в компиляционном ключе правовых обычаев саамов, которые разбросаны по многочисленным научным, научно-популярным и беллетристическим источникам, начиная с XVII века и до наших дней. Причем, конечной целью наших исследований является не только обощение символического элемента в правовых обычаях саамов (лопарей). Исследование символа невозможно без исследования самой культуры этноса, в том числе и правовой. Сформулировать культурные основы обычного правосознания северных этносов через различные формы символизма в условиях современной глобализации – цель, достижению которой мы посвятим эту и последующие работы. 1. Символизм отношений собственности. Наибольшее распространение в символической организации пространства получили обычно-правовой естественные ориентиры – символы границ территорий. Например, в рядной грамоте важского старосты Азики и его братии с новгородским боярином Василием Матвеевичем начала XIV в. символами границ владений выступают озера, реки, ручьи, большие камни. «А боле Шенкурский погост и земли Шенкурского погоста до Ростовских меж до Ваимуги вверх до Яноозера а от Яноозера прямо в Пезу... А завод тым землям по 1 Халтурин А.Н. Символизм в обычном праве саамов (лопарей ) // Право и общество: сб. научн. трудов. – Архангельск: Изд-во САФУ им. М.В. Ломоносова, 2011. С. 90-104 1
Стр.1