Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические рекомендации для студентов и преподавателей
по проведению семинарских и практических занятий
Часть 1. <...> «Общая экология»
Иркутск, 2012
1
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Иркутского государственного лингвистического университета
Рецензенты: докт.биол.наук., профессор кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного
лингвистического университета А.Я. Никитин, канд.биол.наук., доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного лингвистического университета О.А. Молокова
Экология и безопасность жизнедеятельности. <...> «Общая экология» Текст : Методические рекомендации для студентов и преподавателей по проведению семинарских и практических занятий / сост. <...> ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИИ
Цель: Рассмотреть структуру экологии, историю ее развития и методы исследований. <...> 7
Контрольные вопросы по теме 1
«Предмет, задачи и методы экологии» <...> СРЕДА ЖИЗНИ, СРЕДА ОБИТАНИЯ,
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Цель: Разграничить понятия: «Окружающая среда», «Среда обитания»,
«Среда жизни». <...> Понятия: «окружающая среда», «среда обитания» и
«среда жизни»
Окружающая среда – сумма всех природных и социальных факторов, воздействующих на человека. <...> Экологические факторы и их классификация
Задание 4. <...> Переписать таблицу «Экологические факторы»
Таблица 2
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Абиотические
Биотические
Антропогенные
Метеорологические
Фитогенные
Хозяйственные
температура
непосредственное
удовлетворение
влажность
воздействие растений
потребностей
воздуха
потребностей
жизнеобеспечежизне-
давление
Геофизические
космическое <...>
Экология_и_безопасность_жизнедеятельности._Методические_указания_для_студентов_и_преподавателей_по_проведению_семинарских_и_практических_занятий._Часть_1._Общая_экология.pdf
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические рекомендации для студентов и преподавателей
по проведению семинарских и практических занятий
Часть 1. «Общая экология»
Иркутск, 2012
1
Стр.1
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Иркутского государственного лингвистического университета
Рецензенты: докт.биол.наук., профессор кафедры психологии, конфликтологии
и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного
лингвистического университета А.Я. Никитин, канд.биол.наук., доцент кафедры
психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского
государственного лингвистического университета О.А. Молокова
Экология и безопасность жизнедеятельности. Часть 1. «Общая экология»
Текст : Методические рекомендации для студентов и преподавателей
по проведению семинарских и практических занятий / сост. А.Ф. Булнаева,
М.В. Погодаева. Иркутск: ИГЛУ, 2012. 68 с.
©Иркутский государственный
лингвистический университет
2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................ 4
ЗАНЯТИЕ 1 .............................................................................................................. 4
Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИИ .................................... 4
ЗАНЯТИЕ 2 .............................................................................................................. 8
Тема 2. СРЕДА ЖИЗНИ, СРЕДА ОБИТАНИЯ, ................................................... 8
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ............................ 8
ЗАНЯТИЕ 3 ............................................................................................................ 17
Тема 3. ЭКОСИСТЕМЫ. БИОЦЕНОЗ. БИОТОП. БИОГЕОЦЕНОЗ ............... 17
ЗАНЯТИЕ 4 ........................................................................................................... 31
Тема 4. ПОНЯТИЕ ПОПУЛЯЦИИ В ЭКОЛОГИИ. ........................................... 31
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОПУЛЯЦИЙ .................................................................. 31
ЗАНЯТИЕ 5 ........................................................................................................... 46
Тема 5. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ. СВОЙСТВА БИОСФЕРЫ. .......................... 46
ФУНКЦИИ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ............................................. 46
ЗАНЯТИЕ 6 ............................................................................................................ 52
ТЕМА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК..................................... 52
СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ .................... 52
ЗАНЯТИЕ 7 ............................................................................................................ 56
Тема 7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ................................ 56
3
Стр.3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На проведение семинарских (практических) занятий по курсу «Экология и
безопасность жизнедеятельности» по учебному плану отводится 64 часа (32
часа – практические занятия).
Задача настоящих методических рекомендаций – помочь преподавателям и
студентам при проведении семинарских (практических) занятий по 14 темам
курса.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИИ
Цель: Рассмотреть структуру экологии, историю ее развития и методы исследований.
План
занятия
Информационное обеспечение:
1 вопрос. Определение экологии
Термин «экология» введен в обращение в 1866 году немецким биологом Эрнестом
Геккелем как «общая наука об отношениях организмов со средой обитания»
в труде «Всеобщая морфология организмов». Как наука экология начала
развиваться в 70-80-е годы ХХ века.
Сегодня известно более 100 определений экологии как науки. Современное
определение: «Экология – междисциплинарная область знаний об устройстве
и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи».
2
вопрос. Предмет и основные задачи экологии
Предметом изучения экологии являются объекты организменного, популяционно-видового,
биоценотического и биосферного уровней.
Основные задачи экологии:
4
Стр.4
изучение взаимоотношений организмов, популяций разных видов между собой
и с факторами неживой природы;
использование выявленных экологических закономерностей в народном хозяйстве
и в деле охраны природы.
3 вопрос. Разделы экологии, ее связь с другими науками
Задание 1. Зарисовать схему «Структура современной экологии».
ЭКОЛОГИЯ
Общая (биоэкология), по уровням организации
1. Аутэкология (организм и среда):
а) экология растений;
б) экология животных;
в) экология микроорганизмов;
г) экология водных организмов.
2. Демэкология (популяционная экология)
3.
4.
Биогеоценология (синэкология)
Глобальная (учение о биосфере)
Геоэкология, по типам среды
1.
2.
3.
4.
5.
Экология суши
Экология пресных вод
Экология моря
Экология Крайнего Севера
Экология высокогорий и др.
1. Промышленная
2. Технологическая
Прикладная экология, по сферам деятельности человека
5. Промысловая
6. Рекреационная
5
Стр.5