НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Научно-исследовательский институт прикладной культурологии
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Научный журнал
ТОМ 2 (6)
Кемерово 2008
1
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
УДК 008
ББК 71.4(2)
У91
Печатается по решению научного совета НИИ прикладной культурологии
при ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Редколлегия: <...> СТАТЬИ
Культурология и краеведение
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ <...> Однако более
перспективным, на наш взгляд, является
проект перехода россиян к новой парадигме жизнедеятельности «Регуляции
полноты жизни» Н. И. Шелейковой,
которая убеждена: «Любая неоднородность пространства жизни и его частей может быть изучена и описана на
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
основе методологии «Спектральной
логики» В. П. Грибашева» [18]. <...> Трудно не согласиться с исследователями в предположении, что возможность перехода России и человечества
к новой парадигме жизнедеятельности
напрямую зависит от участия субъекта/
субъектов в решении жизненно важных
проблем, одна из которых сегодня для
России – поиск адекватного антропологического дискурса неклассического типа в этой неклассической ситуации человека (по С. А. Смирнову), следовательно,
современная «российская нация» – это
не окончательно оформившаяся категория, у которой есть своя очень богатая
история, живущая в памяти социума. <...> НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Так, благодаря анализу возможных
перспектив развития страны и мультисубъектов национальной культуры и
поиску перспектив перехода России и
человечества к новой парадигме жизнедеятельности, становится очевидной не-
обходимость рассмотрения специфики
современной философско-исторической
и социокультурной ситуации в российской культуре конца ХХ – начала ХХI <...>
Ученые_записки_научно-исследовательского_института_прикладной_культурологии_[Текст]._Т._2_(6)_КемГУКИ;_гл._ред._П.И._Балабанов.-Кемерово,_2008.-_183_с..pdf
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Научно-исследовательский институт прикладной культурологии
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Научный журнал
ТОМ 2 (6)
Кемерово 2008
1
Стр.1
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
УДК 008
ББК 71.4(2)
У91
Печатается по решению научного совета НИИ прикладной культурологии
при ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Редколлегия:
П. И. Балабанов – доктор философских наук, профессор,
член-кор. Российской академии естественных наук,
член-кор. Российской академии естествознания,
акад. Петровской академии наук и искусств,
главный редактор;
И. Ф. Петров – доктор философских наук, профессор,
член-кор. Российской академии естественных наук,
акад. Петровской академии наук и искусств,
зам. главного редактора;
Н. Т. Ултургашева – доктор культурологии,
член-кор. Петровской академии наук и искусств,
Е. М. Бородина – кандидат культурологии,
член-кор. Петровской академии наук и искусств;
Т. В. Сафарова – кандидат филологических наук, старший
научный сотрудник НИИ прикладной культурологии
Отв. за выпуск – научный сотрудник
НИИ прикладной культурологии Н. А. Дорошенко
У91 Ученые записки НИИ прикладной культурологии [Текст]: науч.
журнал / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. –
Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2008. – Т. 2(6). – 183 с.
ISBN 978-5-8154-0147-1.
УДК 008
ББК 71.4(2)
ISBN 978-5-8154-0147-1
2
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2008
Стр.2
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
I. СТАТЬИ
Культурология и краеведение
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Е. С. Кузнецова
Анализ наиболее характерных подходов
западных и отечественных исследователей
к понятиям «этнос» и
«нация», «этническое» и «национальное
самосознание» и т. д. показал возможность
их объединения в некое подобие
типологических групп. В рамках
философско-исторического, историкоэкономического,
социально-психологического,
этнолого-культурологического
и семиотического направлений нами
были выделены следующие подходы в
трактовке указанных феноменов.
1. Философско-исторический.
2. Определения, преимущественно
экономически детерминированные,
берущие начало еще от идей М. Вебера,
представленные в отечественной
традиции последователями К. Каутского,
марксистами и неомарксистами
(А. В. Бузгалин, А. И. Колганов) [1].
3. Определения, отождествляющие
понятия «нация» и «государство», особенно
в отношении России как полиэтнического
государства, империи.
4. Социально-психологический
подход представлен в работе взглядами
Дж. Стюарт Милля и Э. Ренана.
5. Органическое направление, берущее
начало еще от Г. Лебона, и в ХХ веке
принявшее формы так называемой «фашистской»
трактовки нации как высшей
реальности, основанной на общности
крови; понимание «российской нации»,
прежде всего, как территориальной и
гражданской общности.
6. Преимущественно культурологический
подход к определениям «нации»
и «национального самосознания».
7. Процессуальный подход (Г. Штомпка),
трактующий «нацию» как сложносоставное
социальное тело, вызванное к жизни
совокупным действием всех социальных
элементов общества (П. А. Сорокин).
8. Семиотико-конструктивистский
подход.
9. Определение «нации» в качестве
синонима «культуры» как «духовной и
душевной общности» людей».
В рамках рассмотренной методологической
позиции характерный для премодерна
конфликт сознания и культуры
может быть снят, поскольку главной задачей
«российской национальной культуры»
«станет не обеспечение жизни,
не выполнение нормативных функций
и не забота о социальных гарантиях»
(например, о праве собственности –
принципиальной категории для проекта
modernity), а «стимулирование роста
сознания, включая те его уровни, в которых
биологическая жизнь не заинтересована».
Но главное – это ответственные
самостоятельные усилия всех и
каждого, направленные на становление
нового типа мышления – национальнопостмодернистского.
Оно характеризуется
тем, что, как справедливо отмечает
С. А. Кравченко, хаотичное содержание
мироздания, находящееся в процессе самоорганизации,
«не только изменяется
под воздействием внешней принудитель3
Стр.3