Вопросы экономических наук, № 1, 2012
Экономическая теория
Смирнов Ф.В., аспирант Российского государственного социального университета
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР
ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В РОССИЙСКОЙ
КОРПОРАТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В качестве одного из главных факторов оптимизации экономических интересов внутренних и внешних стейкхолдеров в России в последнее время все чаще используется такой инструмент корпоративного управления, как корпоративная социальная ответственность. <...> Корпоративная социальная ответственность – ответственное выстраивание партнерских
отношений компании со всеми заинтересованными сторонами – как внутренними, так
и внешними, – которые затрагивает ее деятельность с целью наиболее полного соответствия законодательно-правовым нормам, требованиям и ожиданиям социума, инвестирования, как в собственный человеческий и социальный капитал, так и человеческий, и социальный капитал всего общества в целом. <...> Внутренние инвестиции – это развитие персонала, повышение профессиональноквалификационного уровня работников; формирование корпоративной культуры; рекреация
6
Вопросы экономических наук, № 1, 2012
и оздоровление работников и членов их семей; привлечение и поддержка молодежи, в том
числе и в образовательных программах; организация спортивных мероприятий; оказание
материальной помощи; помощь пенсионерам и ветеранам; реализация разнообразных детских программ и так далее. <...> Неформальная социальная ответственность основывается на гражданской и этической
позиции предпринимателя и добровольном отвлечении ресурсов бизнеса на социальные
программы в виде благотворительности, меценатства, спонсорства. <...> Современные концепции корпоративной социальной ответственности требуют, чтобы
бизнес взял на себя ответственность за социальные приоритеты, цели, проблемы и нужды;
чтобы он стал эффективным инструментом нейтрализации части <...>
Вопросы_экономических_наук_№1_2012.pdf
Вопросы экономических наук, № 1, 2012
Экономическая теория
Смирнов Ф.В., аспирант Российского государственного
социального университета
КОРПОРАТИВНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР
ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В РОССИЙСКОЙ
КОРПОРАТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В качестве одного из главных факторов оптимизации экономических интересов внутренних
и внешних стейкхолдеров в России в последнее время все чаще используется такой инструмент
корпоративного управления, как корпоративная социальная ответственность. Положительную
практику в данном направлении уже можно отметить в некоторых крупнейших
российских корпорациях:
– создание и развитие корпоративных систем негосударственного пенсионного обеспечения
в ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «ГМК «Норильский никель»;
– в 2000-м году руководство ОАО «Татнефть» инициировало создание корпоративной
молодежной организации, главной целью которой стало развитие профессионального
и творческого потенциала молодых работников в возрасте до 33-х лет;
– ОАО «Северсталь» совместно с «CAF Россия» (от англ. Charities Aid Foundation – организация
благотворительной помощи) реализует программу поддержки деятельности
музеев изобразительного искусства в российской провинции «Музеи Русского Севера»;
– руководством ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» для оценки влияния
на окружающую среду деятельности угольного разреза Бородинский в Красноярском
крае и планирования этапов реализации соответствующих экологических программ
разработан и осуществляется специальный проект горно-экологического мониторинга;
–
и другие. [5]
Корпоративная социальная ответственность – ответственное выстраивание партнерских
отношений компании со всеми заинтересованными сторонами – как внутренними, так
и внешними, – которые затрагивает ее деятельность с целью наиболее полного соответствия
законодательно-правовым нормам, требованиям и ожиданиям социума, инвестирования,
как в собственный человеческий и социальный капитал, так и человеческий, и социальный
капитал всего общества в целом. Основным критерием социально-ответственного поведения,
является наличие нерыночных элементов в воспроизводственном поведении фирмы,
связанных с формированием партнерских отношений.
Социальный капитал – структурно оформленные социальные отношения, основанные
на сознательном и целесообразном пользовании (индивидом, организацией, социальной
группой или всем социумом) социальными ресурсами, социальными сетями, связями, контрактами,
которые благодаря доверию, установленным нормам, правилам, ценностям
и убеждениям становятся средствами достижения поставленных целей. [10]
Корпоративные социальные инвестиции – это материальные, технологические, управленческие,
финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных
социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает
получение компанией определенного экономического эффекта.
Необходимо также сказать о корпоративной социальной политике, и ее разделении в соответствие
с воздействием на те или иные группы субъектов на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя корпоративная социальная политика ограничена рамками компании и проводится
для работников и членов их семей. Внешняя корпоративная социальная политика – социальная
политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании.
Внутренние
инвестиции – это развитие персонала, повышение профессиональноквалификационного
уровня работников; формирование корпоративной культуры; рекреация
6
Стр.1