Особое внимание было уде
лено специфике работы воен
ных прокурорав в так называе
мых горячих
ПРОКУРАТУРА ФПС:
точ ках,в частности
- на Северном Кавказе. <...> Как
итоrи
полvrодия
заявили
организаторы
nресс-конференции,
приоритетные
сейчас
наnравления
де
ятельности военных nрокуратур
/
ФПС России таковы:
обеспечение средствами про
курарекого
надзора
защиты
прав и интересов военнослужа
щих и членов их семей, сохран
гость высвобождаемого военно
го имущества (с учетом вывода
пограничных контингентов ФПС
России из ряда стран СНГ);
осуществление надзора за ис
nолнением Федерального закона
"О государственной границе ФР"
(особое внимание будет обраще
но на деятельность должностных
лиц,
призваннь~
контрабанду
предотвращать
оружия, боеприnа
сов,взрывчатых веществ,наркоти
ков и незаконную миграцию);
В военной nрокуратуре Фе
совершенствование надзорной
деральной пограничной служ
деятельности, наnравленной
бы России состоялась пресс
борьбу с уклонениями от воен
на
конференция. <...> Перед предста
ной службы и неуставными про
RИТР.n~ми r.ми
явлениями в nоднадзорных орга-
"'-'"'т"n•~ли во"ал-
нах и войсках, травматизмом, хи-
1У-
щениями имущества всех форм
<и
собственности, оружия, боеnри
е-
пасов и взрывчатых веществ·,
у-
продолжение совершенствова-
ния работы в сфере исполнения
,Jx
законодательства по охране мор
е-
ских биологических ресурсов;
1й
е-
пов ы шение
наго
уровня
1,
става
а
ключение
профессиональ
оперативного
военных
со-
прокуратур , ис
фа ктов
1
нарушений
законности в их деятельности ;
завершение организацио н ных
в
мероприятий , связанных с
'·
разованием
военных
об
прокура
тур К)го-Восточного региональ-
ного уnравления ФПС России и
т
оперативной груnпы ФПС Рос
сии в Республике Беларусь. <...> (780)
4
\ 8.5АЛАКШИН
-
ПРОКУРАТУРА РФ,
2
Постановление прокурара
о возбуждении производства
об административном правонарушении
6
Раэъ~~енке~~.,комментмруем, аналмэ11руем
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
f110aн.ui редактор
ЗАИКИН Н.П. <...> А.ЭРДЕЛЕВGКИЙ
-
за фальсификацию <...>
Законность_№10_1999.pdf
Новые задачи возникли в связи
с участием nогранслужбы в
защите nриродных ресурсов.
Особое внимание было удеПРОКУРАТУРА
ФПС:
итоrи
полvrодия
лено специфике работы военных
прокурорав в так называемых
горячих точках,в частности
- на Северном Кавказе.
Как заявили организаторы
nресс-конференции,
сейчас
приоритетные наnравления деятельности
военных nрокуратур
В военной nрокуратуре Федеральной
пограничной службы
России состоялась прессконференция.
Перед предстаRИТР.n~ми
r.ми "'-'"'т"n•~ли во/
ФПС России таковы:
обеспечение средствами прокурарекого
надзора защиты
прав и интересов военнослужащих
и членов их семей, сохрангость
высвобождаемого военного
имущества (с учетом вывода
пограничных контингентов ФПС
России из ряда стран СНГ);
осуществление надзора за исnолнением
Федерального закона
"О государственной границе ФР"
(особое внимание будет обращено
на деятельность должностных
лиц, призваннь~ предотвращать
контрабанду оружия, боеприnасов,взрывчатых
веществ,наркотиков
и незаконную миграцию);
совершенствование надзорной
деятельности, наnравленной на
борьбу с уклонениями от военной
службы и неуставными проявлениями
в nоднадзорных орга"ал-
нах и войсках, травматизмом, хи1У-
щениями имущества всех форм
<и собственности, оружия, боеnрие-
пасов и взрывчатых веществ·,
у,Jx
законодательства по охране море-
ских биологических ресурсов;
1й
продолжение совершенствования
работы в сфере исполнения
повышение профессиональе-
наго уровня оперативного со1,
става военных прокуратур, иса
ключение фактов нарушений
законности в их деятельности;
завершение организационных
в мероприятий, связанных с об'·
разованием военных прокуратур
К)го-Восточного регионального
уnравления ФПС России и
т оперативной груnпы ФПС России
в Республике Беларусь.
Фото Е.МАСЛОВА.
1
1
Стр.1
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ
ПРАВОВОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКИЙЖУРНАЛ
,Jt
·f
ИЗдАЕТСЯ С 1934 ГОДА.
4
J.
•• '
'~ "
(.
,(
,;,.·
,.
1!,
•..
t
..
wонноа~
N2 10
(780)
УчреАМтепм:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ
ПРОКУРАТУРА РФ,
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
f110aн.ui редактор
ЗАИКИН Н.П.
РеАакцмонноа кCNUterмe:
КАРЛИН А.Б ..
,. КОНДРАШКОВ Н.Н.,
~КЕХЛЕРОВ
С.Г.,
КОБЗАРЬ В.д.,
СМИРНОВ Г.П.,
ТдРАНЕНКО В.В.
Дмректор no -ркетмнrу
РОГОЗИН Ю.П.
Aмиitt
хомяков в.в.
Техническмй редактор_
ЕВСТИГНЕЕВА Н.К.
Koppeenypo
НИЗАМОВАТ.И.
Но6ор
ВОРОНИНАТА
AAfиlc pctAakЦIIИ:
103868, г сп.
Москва, К-9,
Б.Дмитровка, д. 9
строен111е б
Телефон: 229-01-06
Подnисано в nечать
27.08.99
Формат 70 х 108 1/16.
Бумага кн.·журн.
ОфсетнаА nечать.
Усл.nеч. л. 5,6.
Усл.кр.-отт.5,93.
Зак. 225S.
Орцена.Тру~
Красноrо Знамени
Чехоесi<Ий 11011иrрафичес:жий
комбинат
Г ocyдapcmetiliOГO I(()Мj.!Т8ТЗ
Роо;ийской федераuии
по f1e'ICm1
142ЗОО,г.Чехое
Московской CJ6лacn.1
тел.(272) 71-336,
факс (272) 62-536
© нЗаконносn.", 1999
~ -
Наука м nрактмка
А. ПРОТОПОПОВ
Воавращаt1с., к Н8nечатанному
А.ВАСИН
\
П11са.мо • peAВIЩIIIO
Н. КОСЯКОВА
\И. ИВАНОВ
-Права человека и призрак евгеники
• Сколько "стоит" жизнь свидетеля?
- Какова ответственность за незаконный
оборот охотничьего оружия?
- Ложный путь криминалистики
Исследования nоnеммка,nреАдоженмя
·В. БЕССАРАБОВ
·
-~ В.ЛАРИЧЕВ,
.'Н. СИТКОВЕЦ
м. костюк
П.КУЗНЕЦОВ
В. ЕМЕЛЬЯНОВ
Детектив
А.ПОРДЖЕС
-Место прокуратуры в государственном
механизме современной России
- Примененив ст.210 УК
- Объект уголовно-правовой охраны в
исправительных учреждениях
31
34
35
36
40
46
48
- Субъекты должностных преступлений 5О
- Запрет злоупотребления
гражданскими правами
- Абсолютный слух
Из nрактикм nрокурорскоrо надаора
52
56
61
~ .. ,~
io·l':\i\~
\
Обмен оnытом
А. ЕФРЕМОВ
\В.ГОРЕЛИК
• Охрана прав несовершеннолетних
-Обеспечение безопасности
СОДЕРЖАНИЕ
Те()рмя и nрактика nрокурорскоrо надзора
\ Л.БУТОРИН
\ 8.5АЛАКШИН
- Прокурарекий надзор за ОРД
- Постановление прокурара
о возбуждении производства
об административном правонарушении 6
Раэъ~~енке~~.,комментмруем, аналмэ11руем
Ю.ЩИГОЛЕts
А.ЭРДЕЛЕВGКИЙ
-Ответственность
за фальсификацию доказательств
- Право на имя и его защита
В nомоща. прокурору, следователю
. Ф.БАГАУТДИНОВ
-Опознание
2
11
15
19
военнослужащих - жертв преступлений,
свидетелей и других лиц
Слоао губернатору
В.ШЕРШУНОВ
Отвечаем на воnросы
-
- Обеспокоенность есть
- Отпуска осужденным
24
27
29
30
Стр.2
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРД
Законодательством nредусмотрены особые условия осуществления оперативно-розыскной
деятельности (ст.2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной
деятельности"), задачи которой, в частности, выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление и
розыск лиц, их подготовляющих, совершающих или совершивших. По·
скольку оперативно-розыскная деятельность может проводиться гласными
и негласными методами и средствами, в ст .3 Закона об ОРД особо отмечается,
что она основывается на конституционных принципах законности,
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
в
качестве одной из гарантий соблюдения
этих прав законом nредусматривается
осуществление за ОРД
прокурарекого надзора. Однако до недавнего
времени в его реализации на
практике были существенные ограничения,
суть которых нашла яркое выражение
в деятельности органов внутренних
дел и налоговой nолиции.
Дело в том, что прокурор исnользует
для выявления нарушений закона предусмотренные
законодательством и апробированные
nрактикой методы. Достаточно
усnешно для этой цели применяются:
ознакомление с nодлинными материалами
оперативно-розыскной деятельности
и оnеративно-служебными
документами; nроверка nостуnивших из
органов дознания и nредварительного
следствия уголовных дел, документов,
материалов и иных сведений о совершенных
nрестуnлениях, ходе дознания,
предварительного следствия и установления
лиц, совершивших nреступление;
проверка исnолнения закона о приеме,
регистрации и разрешении заявлений и
сообщений о совершенных либо rотовящихся
преступлениях и т.д.
При действовавшей до недавнего времени
редакции ст.21 Закона об ОРД руководители
оnеративных служб нередко
nреnятствовали ознакомлению nрокуроров
с nодлинными материалами ОРД,по·
лагая, что nрокурор может осуществлять
свои полномочия исключительно по постуnлении
к нему жалобы или заявления
гражданина о нарушении законов nри
nроведении оперативно-розыскных мероnриятий,
а представление ему nодлинных
оnеративно-служебных документов
зависит от их усмотрениR. Поскольку ОРД
осуществляется, как nравило, негласно, об
ограничении nрав и тем более о допущенных
при этом нарушениях гражданам
становится известно лишь в редких слу·
чаях. В отношении получения длR ознакомления
nодлинных материалов ОРД у
оnытных прокуроров, как nравило, вопросов
не возникало. Тем не менее были и
nреnятствия нормативного характера.
Принциnиальные сложности в осуществлении
надзора за ОРД органов внутренних
дел имели место в nериод с января
по июль 1996 г.
По изданной МВД России не основанной
на законе директиве, уnолномоченному
nрокурору по его запросу предлагалось
предъявлять не подлинные материалы
дел оперативного учета, а лишь
справки-меморандумы, составление которых
возлагалось на оnеруполномоченных.
Предnолагалось, что ведомственный
контроль, осуществляемый рука·
водителями оnеративных служб или назначаемыми
для этого сотрудниками, в
достаточной мере обеспечивает исполнение
требований законодательства,
регламентирующих порядок проведения
ОРД и соблюдения при этом nрав и свобод
граждан. На деле никаких достаточных
гарантий по обесnечению соблюдения
основополагающих прав граждан
nри этом не было, реальных мер в этом
направлении не nринималось. Законодательству
такое ограничение nрокурарекого
надзора не соответствовало.
Совместным указанием Генеральной
прокуратуры и МВД России от 29 июля
1996 г. "О порядке предоставления органами
внутренних дел материалов для осуществления
прокурарекого надзора за исполнением
Федерального закона "Об оперативно-розыскной
деятельности" установлен
nорядок nредоставления подлин·
ных документов, послуживших основанием
для заведения дел оnеративного учета
Стр.3