Как
что демократические правовые и го
правило ,
сударственные институты в России,
формирован и и уголовно-репрессив ·
ной политики, в перераспределении
материальных благ при рассмотрении
гражданских и арбитражных дел,
в
том
числе
и
суды,
как
носители
суверенной судебной власти, находят
ся в стадии становления . <...> Выше
стоящий суд в силу специфики пра
восудия не вправе побудить нижесто
ящий принять какое-либо решеиие,
ственной власти в пределах имеюще
наnример, назначить заволокиченное
rося сейчас в России правовага поля,
дело к рассмотрению .
в
ные же форr.tы руководства судс6иой
та суда не
поднимут,
поскольку су
дебная система функционирует не
сам:а по себе, а в тесном взаимодей
ствии
ro
с
другими
рамках,
ветвями
и это главное,
конкретно·
общественно-политического созна
ния. <...> Однако доводов,
ные
и
несправедливые
решения
су
дей могут быть отменены вышестоя
щим
судом
в
кассационном
порядке
лишь nри наличии жалоб весьма уз
кого круга субъектов nроцесса либо
по протесту прокурора. <...> Еще более странным является част
ный протест государственного обви
нителя на определение Су джанекого
районного суда Курской области о
возврате дела по обвинению О. на
доnолнительное расследование, хотя,
предъявляя обвинение по ч . 3 ст. 188
УК РФ, следователь забыл указать
пункт обвинения . <...> Например,
nри разбирательстве гражданского
дела
о выселении
в суде кассацион
ной инстанции выяснилось, что мать,
продав принадлежащую ей и сыну
квартиру, фактически лишила его
жилья. <...> И хотя в деле помимо судьи
по
тем
или
иным
причинам
не
находит в себе сил в порядке надзо·~
ра пересмотреть явно незаконное ре·
ному принесению надзорного
проте
ста прокурсром Курской области
арнговор был отменен , дело направ
лено на новое рассмотрение,
в про·
цессе которого виновный получил
справедливое
наказание. <...> Вполне естественным при
таких обстоятельствах вы г лядело бы
мах судопроизводства, функциониро
вание которых при соблюдении прин
вступление <...>
Законность_№7_1999.pdf
'~1 '
\.' 1· ..
i 1
~:l':~лн ~.: t :lt·~ 1 щ-ин:.lн
~JЩ!J ci··н ,!•!i:;\IM- 11·
IЦJAUU. ·
!,
ОБЩЕСТВО,
ПOPЯJI'JK ПРАВОПОРЯДОК,
Jf .OБntEcтpff ЭКРАН
t:'rl'.\11 ~-·JдeriiUП 1: 111' И li.\il'i\111
но-правовой тематики)
могут и должны проводиться
не только на федеральном,
но и на региональном
уровне. Разумеется
, в масштабах,
скажем, области такое
дело можно поднять
лишь общими усилиями
органов прокуратуры,
МВД, юстиции и -
само собой -- в содружестве
с творческими
организациями на местах.
На
снимках:
1. Плакат фестиваля.
2. Торжественное открытие.
Артисты А. Анкудинов,
И. Шведова,
А. Ливанов.
3. Делегация Республики
Татарстан.
4. Гости из Узбекистана.
С>тветственного
работника из МВД
В апреле в Москве
состоялся первый Межгосударственный
кинофестиваль
«Правопорядок
и общество•, в котором
приняли участие
представители стран
СНГ и Балтии. На фестивале,
организованном
усилиями гуманитарного
фонда содружества,
Национальной ассоциации
телевещателей и
.... .....
;
~------
____ ..
__ ··-1
фильмов,
но и спектаклей,
литературных про·ий
, пу6лицистиJабот
нравственМ.
Эсанова «конвоируЮТ\)
народные артисты
республики П. Саидкасимов
и Е. Сагдиев.
Фото Е. Маслова.
Стр.1
N2 7(777)
Учредитепи:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕдАКЦИЯ ЖУРНАЛА
ЗАКОННОСТЬ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
ИЗДАЕТСЯ С 1934 ГОДА
Гпавный редактор ЗАИКИН Н. П.
Редакционная коппеrия:
КАРЛИН д. Б., КЕХЛЕРОВ С. Г.,
КОБЗАРЬ В. д., КОНДРАШКОВ Н. Н.,
СМИРНОВ Г. П., ТАРАНЕНКО В. В.
Технический редактор ЕВСТИГНЕЕВА Н. К.
Корректор НИЗАМОБА Т. И.
Адрес редакции: 103868, ГСП, Москва, К-9,
Б. Дмитровка, д. 9, строение 6
Тепефон: 229-01-06
Сдано в набор 24.05.99.
Подnисано в nечать 23.06.99.
Формат 70х108 1/16. Бумага кн.-журн. Офсетная
nечать. Уел. nеч. л. 5,6. Уел. !Ср.-отт. 5,93.
Зак. 1202
Ордена Трудового Красного Знамени Чеховекий
nолиграфический комбинат Государственного
комитета Российской Федерации no печати
142300, г. Чехов Московской области
Тел. (272) 71-336, факс (272) 62·536
1999
© •Законность•. 1999.
Стр.2
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
н. колоколов
Судья Курского областного суда,
кандидат юридических наук
В соответствии со ст. 18 Конституции
РФ права, свободы человека
и гражданина определяют смысл,
содержание и пр именение законов,
деятельность законодательной, исполнительной
власти и местного самоуправления.
Настораживает только
то, что единственным гарантом
соблюдения интересов личности законодатель
называет правосудие. Это
предполагает наличие на момент провозглашения
Копституции: сильной
судебной власти, авторитетного судейского
корпуса, глубоких правовых
традиций в обществе или, иными словами,
реально существующего nравовоrо
государства. Истекшие с тех
пор пять лет убедительно показали,
что демократические правовые и государственные
институты в России,
в том числе и суды, как носители
суверенной судебной власти, находятся
в стадии становления. Уже сейчас
очевидно, что судебная реформа по
объективным причинам давно топчется
на месте, а формирование доступных
для всех и каждого механизмов
правосудия займет многие годы.
Перечисленные обстоятельства
обуславливают необходимость функционирования
развитой nрокуратуры
как феномена российского госу·
дарственного строительства, которая
мог л а бы способствовать отправлению
правосудия и тем самым охране
конституционных прав, свобод граждан.
Речь идет не о пересмотре классической
концепции разделения властей
и не о возврате к старому. Просто
не стоит забывать, что чужой положительный
опыт государственного
обустройства не облегчает задачу
поиска оптимальных решений в родном
отечестве. А судебную реформу
(как и любую ииую) начинать следует
не со смены вывесок в революционном
порыве, а с анализа уело2
е
вий,
определяющих место и роль суда
в русском обществе.
Цель настоящей статьи - изложить
некоторые nроблемы, касающиеся
роли судебной власти в государственном
управлении, вопросов уnравляемости
в рамках самой судебной
системы, nроанализировать существующие
механизмы обеспечения
законности и обоснованности судебных
решений, взаимодействия су до в
с органами прокуратуры.
Государственное управление представляет
собой системное общественное
явление. Его специфическая черта
- многообразие форм, методов и
средств воздействия на объект управления
(общество в целом, происходящие
в нем процессы
- в частности).
Особое место в структуре государственного
управления принадлежит
органам судебной власти. Как
правило, суды активно участвуют в
формирован и и уголовно-репрессив ·
ной политики, в перераспределении
материальных благ при рассмотрении
гражданских и арбитражных дел,
задают направления деятельности для
органов законодательной и исполнительной
власти в результате осуществления
конституционного судопроизводства.
Опыт
показывает, что в демократическом
обществе роль су до в в системе
государственного управления
существенно возрастает, так как неизбежная
в таких случаях слабость
вертикальных связей между органами
власти в центре и на местах препятствует
быстрому разрешению управленческих
конфликтов чисто административными
методами. Именно
в усилении судебной власти видели
многие и перслективы развития российской
государственности. Однако
ничто само по себе не возникает, тем
более если та или иная управленческая
структура остается невостребо·
ванной обществом. Упрощенная трактовка
принципа разделения властей
привела к гиперболизации роли и
Стр.3