6(776)
Учредители:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ
ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
ЗАКОННОСТЬ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НАУЧНО
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ИЗДАЕТСЯ С
1934
ГОДА
Главный редактор ЗАИКИН Н. П. <...> Эта особенность главным
образом заключается в том, что рос
сийская прокуратура выступает важ
нейlllим элементом системы сдержек
и
противовесов,
притом
как
в
сис
теме разделения властей, так и
между федеральными структурами
и органами власти субъектов СDеде
рации . <...> Необходимость такого федераль
ного закона диктуется особениостью
ти
и
название
которого
правоnорядка,
содержало
nрокурарекие
органы даже не были упомянуты. <...> г.
Договоре .о разграничении предме
ности российского федерализма,
большей частью основанного не на
тов ведения и взаимном делегирова
территориальном, а на национально·
нии полномочий между органами го
сударственной власти Российской
Федерации и Республики Башкорто
государственном характере субъектов
Федерации. <...> Таким образом, стороны, не выра
ботав в рамках Договора взаимопри
емлемую позицию относительно ста
туса органов прокуратуры Республи
ки Башкортостан, остались на своих
прежних позициях, что и было отра
жено
в
рассмотренных
положениях
Договора. <...> В условиях несовершен
ства и несогласаванности федераль
ного
законодательства
и
законода
тельства субъектов Федерации каж
дая из сторон исходила из собствен
ной правовой базы: РФ - из Кон
ституции и Закона о прокуратуре
РФ, а Ресnублика Башкортастан Декларации о государственном суве
ренитете, Приложепия к Федератив
ному Договору и Конституции рес
публики. <...> 71 Конституции России
прокуратура
находится
в
исключи
тельном ведении РФ. <...> 14 2
Конституции
Республики Башкортастан содержит
точную ре г ламентацию функций ор
ганов
nрокуратуры.
здания, как в ряде федеративных
стран, параллельной системы феде
ральной и региональной nрокуратур. <...> Весьма немаловажным nредставля
ется и то обстоятельство, что феде
дения и взаимном делегировании пол
ральным <...>
Законность_№6_1999.pdf
СКОРАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ
В Российской государственной
библиотеке создан
и усnещно действует
центр правоной информации.
Когда
в октябре минувщего
года состоялась nрезентация
центра, сомнений
в его необходимости высказано
не было. Определенные
оnасения вызьшало
иное: лишенное добротной
рекламы, это начинани
е мог л о бы остаться незамеченным
теми,
кто
нуждается в правовой информации.
н: счастью, и
здесь скептицизм не подтвердился.
За пять месяцев
работы центр подrотоВI!Л
11 тыс. сnравок (no
70-100 в день).
щий правовые акты высших
органов государственной
власти Российской
Федерации 1991 ·--1998 гr.
Эта информациоJшо-поисковая
система обеспечивает:
-
выбор нормативноправоных
актов по условиям
поиска;
- nросмотр выбранных
актов на мониторе компьютера;
-
копирование актов на
дискету;
- получение копий актов
на бумажной основе.
Теперь, полагаем, понятно,
nочему сnродукция•
центра пользуется
сnросом. Причем как у
профеесионалов-юристов,
ря на наличие у каждого
высшего образования, а то
и двух. Здесь человека отсылают
к нужной ему правовой
норме, и делается
это исключительно оперативно,
благо центр основательно
оборудован компьютерной
техникой. Но и
его сотрудникам nриходится
поневоле брать на себя
функции консультантов,
когда, схажем, nосетитель
ленеионного возраста не в
состоянии оnлатить неимоверно
подорожавщие советы
в юридической консультации.
Работают
в центре (не
хотелось бы быть банальныt-IИ,
ио это именно так)
на чистом энтузиаэt-Jе. Откроем
пеболъщой секрет:
оклад руководителя - ЗSО
руб. Сколько получают
друrие сотрудники, язык
не повернулся спросить. И
тем не менее нареканий к
работе центра не nоступало.
Поэтому считаем необходимым
персчислить тех,
кто здесь тру дитсл.
Руководят
центром
Вкус к такой работе
ощутили и на местах: аналогичные
нентры фушщи<;_нируют
в Смоленске и
так и у самых щироких
слоев населения. Особую,
и наиболее массовую, категорию
посетителей со-
•rяют студенты юриди-чузов.
11ьтирование
не
обязанности соцентра,
среди
юдчеркнем, нет
юриста, несмот(официальная
должность
- заведующая отделом)
Эмма Восканян и ее заместитель
Татьяна Ярцанкина
( 1). Назовем наиболее
опытных сотрудников, чей
стаж работы в бывшей
«Леннике~ измеряется не
одним десятилетием: главные
библиографы - Татьяна
Верхоланцева, Ольга
Червонкина и Лариса
Бочкова (2), а также главный
библиотекарь Татьяна
Оноприенко. Наконец,
те, с кем связывают завтращиий
день и центра, и
i '
1
~
1•
1
(Окончание - на стр. 57)
Стр.1
N!! 6(776)
Учредители:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
ЗАКОННОСТЬ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
ИЗДАЕТСЯ С 1934 ГОДА
Главный редактор ЗАИКИН Н. П.
1
1 f
1
Технический редактор ЕВСТИГНЕЕВА Н. К.
Корректор НИЗАМОВА Т. И.
Адрес редакции: 103868, ГСП, Москва, К-9,
Б. Дмитровка, д. 9, строение 6
Телефон: 229-01-06
Сдано в набор 21.04.99.
Подnисано в nечать 03.06.99.
Формат 7Ох108 1/16. Бумага кн.·:журн. Офсетная
nечать. Уел. nеч. л. 5,6. Уел. кр.-отт. 5,93.
Зак. 931
Ордена Трудового Красного Знамени Чеховекий
nолиграфический комбинат Государственного
комитета Российской Федерации no nечати
142300, г. Чехов Московской области
Тел. {272) 71-336, факс (272) 62-536
1999
Редакционная коллегия:
КАРЛИН д. Б., КЕХЛЕРОВ С. Г.,
КОБЗАРЬ В. д
.. КОНДРАШКОВ Н. Н .•
СМИРНОВ Г. П., ТАРАНЕНКО В. В.
@ «ЗаКОННОСТЬ», 1999.
Стр.2
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ
ФЕДЕРАЛИЗМА
Ю. ТИТОВ
Ilpoкypop Республики
Башкортостан
В начале 90-х годов в системе российской
государственности произоmли
важные изменения форм связей
субъектов Федерации с центром. Этот
процесс обусловил существенное разнообразие
·конституций и систем законодательства
в регионах России,
включая и закоиодательство в области
г осу дарственно-иравового уnравления,
в частности прокурорекай
деятельности.
Поэтому сегодня, в условиях новых
федеративных отноmений, основным
аспектом дальнейlllего развития
и соверlllенствования прокурорекай
системы России является необходимость
надлежащего правового оформления
всей совокупности функций
прокуратуры, организации и деятельности
прокуратур всех уровней как
единого органа.
Сложность и актуальность такой
задачи обусловлена и другим обстоятельством.
Современная реальность
российского федерализма такова, что
субъекты Федерации, в частности
Республика Баlll!юртостан, вряд ли
откажутся от положений Федеративного
Договора.
Поэтому, с точки зрения п. •о•
ст. 71 Конституции РФ, представляется,
что наиболее приемлемым направлением
дальнейlllего развития законодательства
о прокуратуре может
стать разработка взаимосвязанных и
со г ласаванных законов о прокуратуре
в виде Основ законодательства о
прокуратуре РФ, Закона о Генеральной
прокуратуре, Закона о прокуратуре
субъекта Федерации и т. д.
Другим возможным и, с нallleЙ
точки зрения, наиболее предпочтительным
наnравлением стало бы создание
единого кодифицированного
федерального закона о лрокуратуре.
Необходимость такого федерального
закона диктуется особениостью
функций самой российской прокуратуры.
Эта особенность главным
образом заключается в том, что российская
прокуратура выступает важнейlllим
элементом системы сдержек
противовесов, притом
в системе
разделения властей, так и
между федеральными структурами
и органами власти субъектов СDедерации.
Между
тем четко определенное
разграничение по совместным предметам
ведения центра и субъектов
Федерации в различных сферах правоохранительной
деятельности до сих
пор отсутствует.
Так, в числе подписанных в мае
г. между Ресnубликой Баlllкортостан
и РФ О cor лаlllений в различных
областях взаимодействия федеральных
и местных республиканских
органов власти было и •Соглашение
по взаимодействию в борьбе с
преступностью, обеспечению законности
и правопорядка, общественной
безопасности•. Возможность его заключения
прямо предусмотрена п. •6•
с т.
Конституции России.
Однако сохранившаяся к этому
времени несогласованность позиций
между РФ и Республикой Баlllкортостан
вокруг статуса последней обусловила
формальность и условность
Cor лаlllения.
Поэтому в тексте этого важнейlllего
для координации правоохранительной
деятельности Со г лаlllения,
само название которого содержало
такие исключительно nрокурорские
функции, как обеспечение законности
правоnорядка,
nрокурарекие
органы даже не были упомянуты.
В этой связи нелиlllне будет напомнить,
что обеспечение законности всегда
было специфической функцией
лишь органов nрокуратуры, исторически
и законодательно nрисущей
только им. Иными словами, ни один
из существующих государственных
органов не может принять на себя
надзорные функции прокуратуры.
---------1
как
и
1
1994
72
и
2
Стр.3