9!ftмernap.uu 8ce:z стран., соеiJиJiяйтесб!
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ЗАКОН I-1 ОСТЬОРГАН
ПРОКУРАТУРЫ СССР
34-й rOA
ИЗДАНИЯ
NQ12
ПрокурорекнИ
за исполнением
в .промышленности
Закон о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью
и строите.1ьстiюм nредоставляет соr:.нархозам большие права
и самостоятельность в решении воnросов хозяйспJешюго строительства;
в то же время всю свою деятеJiьность они осущсстnляют в nолном соответствии
с законами Саnетекого государства. Закон устанавливает, что
совет народного хозяйства экономического административного района в
nределах своей компетенции вправе издавать nостановления и распоряжения,
но они должны соответствовать законам СССР и союзных республик,
а также nостановлениям и распоряжениям Совета Министров СССР и Советов
Министров союзных республик.
Из 3акона о дальнейшем соnершенствованин организации уnравления
промышленностью и строительством вытекают важные задачи для органов
прокуратуры. Систематически осуществляя на.lJ,зор за соблюдением законности
на предnриятиях и стройках, прокуратура присущими ей методами
содействует усnешному проведению в жизнь закона, ибо любое государственное
мероприятие может быть успешно осуществJiено лишь при
условии строжайшего соблю.D.ения социалистической законности.
Отдельные лrю"уроры обращаются с запросами относитс.пьно форм и
методов осуществления прокурарекого надзора за соблюдением законности
в связи с реорганизацией уnравления nромышленносrью и строительством.
Некоторые из них считают, что сейчас уже нет необходимости систематически
осуществлять nрокурарекий надзор за законностью в области
промышлешrости и строительства.
С этим согласиться нельзя. Организационные формы уnравJiения
nромышJtешюстью и строитеJiьством деiiствительно подверглись коренной
перестройке. Но из этого вовсе не вытекает, что в данной сфере хозяйственной
жизни nрокурарекий надзор может быть ослаблен. Он должен
быть усиJiен, стать более кваJIИфицированным, соответствовать изменившимен
условиям.
АЕI<АБРЬ
t 9 5 7
Стр.2
2
Передовая
Сформулированная в Положении о прокурареком надзоре в СССР
основная задача органов прокуратуры-следить за правильным и единообразным
применением за1юнов, несмотря ни на какие местные различия
и вопреки I<аким бы то ни было местным nлиянинм,- имеет исключительно
важное значение. Партия и правитеJiьство прсдупрсдиJIИ о необходимости
вести решительную борьбу с любыми nроявлениями местничества,
с тенденциями к автаркии, борьбу за соблюдение строжайшей государственной
дисциплины, за неуклонное выполнение директив центральных
органов, за то, чтобы общегосударственные, т. е. общенародные, интересы
всегда стояли на первом месте. Известно, что соr-етский хозяйственник
всегда и во всем должен исходить из интересов государства.
До последнего времени вонрос о надзоре за зююшюстью актов, издаваемых
совнархозами, решался на местах по-разному. В Казахской ССР,
например, надзор за законностью решений и распоряжений совнархозов
возJiожен прокураром реелубдики т. Набатовым на областных прокуро·
ров. По его представлению Совет Министров Казахской ССР обяза.1
. лредседателей совнархозов направлять издаваемые последними акты прокурарам
соответствующих областей. В УкраинекоИ ССР надзор за законностью
постановлений и распоряжений совнархозов осуществляется непосредственно
nрокуратурой республики, а за законностью актов, издаваемых
управлениями совнархозов,- прокурарами соответствующих областей.
В
целях установления единообразной практики в осуществлении
надзора за соб.пюдением законности в области управления про;\tЫШденностью
и строительством даны соответствующие указания л;юкурорам
республик, краев и областей.
Согласно этим указаниям надзор за законностыо лравовых аi<тов,
издаваемых совнархозами, образованными на терр1пории одной областм
(края, ресnублики), осуществляет прокурор обJiасти (края, республики),
а надзор за законностью nравоных актов, издаваемых совнархозом ЭI<ОНО·
мического административного района, образованного на территории нескольких
областей, осуществляет nрокурор союзной ресnублики.
Что же касается прокурарекого надзора за собJiюдением законности
на предприятиях, в организациях и учреждениях совнархоза, то он осу·
ществляется в общеустановленном порядке прокурарами rорdдов и районов.
Протесты и представления по общему надзору должны вноситься
прокурсрами в установленном лорндке с учетом nодчиненности nредприятий,
учреждений и организаций, nодведомственных совнархозам, а также
подчиненности самих совнархозов и их функций, прав и обязанностей.
В частности, протесты и представления в совнархозы вносятся как прокураром
республики, так и прокурарами обдастей (краев). При этом прокурары
областей, входящих в один экономический административный
район, вносят протесты и представJiения IJ совнархоз об устранении нарушений
законности, выявленных на предприятиях. в организа1щях и учреждениях
совнархозов, расположенных на территории данной области
Если же требуется вмешательство Совета Министров респуб.rшки, то в
таких случаях представления и nротесты в Совет Миннетров ресnублики
вносятся только через прокурара республики (наnример, при несбоснованном
отклонении совнархозом протеста или представ.тения nрокурора
области (края).
Могут быть и другие с.1учаи, когда тот и.1и иной волрос решается
только прокуратурой республики. Возь:мсм, к примеру, совнархоз адми··
нистративного эiюномическоrо района. который обслуживает несколько
областей. Прокуратура республики, располагая сигналами о нарушениях
того или иного закона на ряде предприятий, подведомственных этому совнархозу,
приходит к выводу о необходимости проверить исполнение за·
Стр.3