Индивидуальный стиль профессионального общения как
психолого-педагогическая проблема .. <...> Индивидуальный
стиль
общения,
как
основа
профессионального становления субъекта в социономических сферах
деятельности ……………………………………………………………………11 <...> Структура
личности
и
индивидуальный
стиль
профессионального общения ……………………………………………… 37
Глава 2. <...> Повышаются требования общества, предъявляемые к личности специалиста, важной становится задача изучения сложной совокупности потенциальных
характеристик человека, которые обеспечат формирование индивидуального
стиля общения (ИСО) специалиста, адаптивное вхождение его в профессию. <...> Особую значимость этот вопрос имеет для социономических профессий, в которых значительная доля мастерства приходится как раз на область построения
процессов общения (педагог, психолог, социальный работник и др.) <...> .
Профессиональное общение - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные отношения. <...> Особенно важным является выяснение с общепсихологических и педагогических позиций содержания, структуры, форм проявления у личности при ее реальном взаимодействии с людьми
блока качеств, от которых зависит формирование стиля профессионального
общения, что во многом определяет успешность деятельности. <...> 7
В нашей работе личностные качества, влияющие на процесс формирования индивидуального стиля общения в период обучения, рассматриваются как
схожие для ряда социономических специальностей (педагогов, руководителей,
социальных работников и психологов). <...> Принципы личностно-ориентированной педагогики заключаются в осознании уникальности личности профессионала, в необходимости ее индивидуального развития; определяют личность человека, как высшую ценность, позволяют обнаружить пути более эффективного осуществления процесса профессионального становления будущих учителей. <...> Использовались:
тест-опросник <...>
Формирование_индивидуального_стиля_общения_специалистов_социономической_сферы._Монография.pdf
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..………………………… 6
Глава 1. Индивидуальный стиль профессионального общения как
психолого-педагогическая проблема ..….………………………..…….…...11
1.1. Индивидуальный стиль общения, как основа
профессионального становления субъекта в социономических сферах
деятельности ……………………………………………………………………11
1.2. Структура личности и индивидуальный стиль
профессионального общения ……………………………………………… 37
Глава 2. Технологии профессиональной подготовки специалистов
социономической сферы деятельности……………………………………. 65
2.1. Диагностика исходных характеристик обследуемой группы . 65
2.2. Исследование личностных характеристик, влияющих на
процесс формирования индивидуального стиля общения ……………...79
2.3. Технологии профессиональной подготовки специалистов
социономической сферы деятельности…………………………………... 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………..…………..……..……………... 130
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………...………… 136
ПРИЛОЖЕНИЯ ……...……………………...……………….………….. 158
Стр.1
6
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе актуально совершенствование профессиональной
подготовки специалистов социономической сферы деятельности, т.е. сферы
«человек – человек», имеющей основные модификации: воспитание, обучение,
организация и др. В настоящее время отдается предпочтение внедрению в
практику педагогических технологий, сочетанию диагностической, учебной и
воспитательной работы по формированию индивидуального стиля профессионального
общения специалиста.
Повышаются требования общества, предъявляемые к личности специалиста,
важной становится задача изучения сложной совокупности потенциальных
характеристик человека, которые обеспечат формирование индивидуального
стиля общения (ИСО) специалиста, адаптивное вхождение его в профессию.
Особую значимость этот вопрос имеет для социономических профессий, в которых
значительная доля мастерства приходится как раз на область построения
процессов общения (педагог, психолог, социальный работник и др.).
Профессиональное общение - это всегда взаимодействие людей, при котором
они познают друг друга, вступают в те или иные отношения. Суть этого
явления нужно анализировать как систему «человек – человек» во всей многоаспектной
динамике ее функционирования. Особенно важным является выяснение
с общепсихологических и педагогических позиций содержания, структуры,
форм проявления у личности при ее реальном взаимодействии с людьми
блока качеств, от которых зависит формирование стиля профессионального
общения, что во многом определяет успешность деятельности.
В основе профессиональной компетентности любого современного специалиста
лежит личностный компонент. Становление личности в профессиональном
контексте происходит уже в процессе обучения, который является
начальным этапом профессиональной деятельности. Нам представляется важным
изучение процесса формирования профессиональных компетенций, навыков
и умений, коммуникативных качеств, направленности личности, ценностных
ориентаций, адекватной самооценки, эмпатии именно на данном этапе.
Стр.2
7
В нашей работе личностные качества, влияющие на процесс формирования
индивидуального стиля общения в период обучения, рассматриваются как
схожие для ряда социономических специальностей (педагогов, руководителей,
социальных работников и психологов).
Уровень знаний, умений, навыков у выпускников психологических и педагогических
факультетов университетов и факультетов профессиональной переподготовки
по ряду причин (продолжительность обучения, содержание учебных
планов и образовательных программ, профессорско-преподавательский состав,
учебно-методическая и материально-техническая база) различен. На современном
этапе недостаточное внимание уделяется рассмотрению составляющих
процесса профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов
и психологов, а также слушателей ФПК, особенно активным технологиям обучения,
позволяющим решать задачи по целенаправленному формированию индивидуального
стиля общения специалистов социономической сферы деятельности.
Ведущие
концепции индивидуальных стилей общения и деятельности основаны
на теориях психологической индивидуализации личности: В.С. Мерлина,
К.А. Альбухановой-Славской., Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, Э. Шострома,
К.Г. Юнга. Основная идея данного направления заключается в том, что индивидуальность,
как всякая система, больше суммы своих элементов, свойств и
состояний. Особенности формирования индивидуального стиля общения в современной
педагогической и психологической литературе представлены теориями:
деятельности Климова Е.А., Ломова Б.Ф., Петровой Н.И., Рубинштейна
С.Л., Леонтьева А.Н., Асмолова А.Г., Андреева Г.М.; и общения Бодалева А.А.,
Мясищева В.Н., Петровской Л.А.
Психолого-педагогические особенности формирования индивидуального
стиля общения специалиста социономической сферы деятельности и технологии
формирования ИСО, профессиональной направленности личности и готовности
к работе студентов представлены в работах: В.П. Бедерхановой, А.А.
Вербицкого, М.В. Кларина, Р. Кочюнаса, А.С. Прутченкова, К. Рудестама, Н.Е.
Стр.3