Аналитическая записка 2009/05
Совершенствование институтов для
разработки и реализации
средне- и долгосрочных стратегий развития
Ташкент 2009
Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ
© Центр экономических исследований, 2008
Все права принадлежат Центру экономических исследований. <...> По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. <...> Усмана Носира, 1-й тупик, дом 5
2
Совершенствование институтов для разработки и реализации
средне- и долгосрочных стратегий развития
Резюме
Процесс формулирования и реализации социально-экономической политики
в Узбекистане строится на основе программно-целевых методов. <...> Вместе с тем
сложившиеся на сегодня механизмы формулирования, реализации, мониторинга и
оценки результативности программ развития не всегда гарантируют то, что результаты
проводимых мероприятий будут четко запрограммированы уже на стадии разработки,
а их выполнение будет обеспечено адекватными ресурсами, ход реализации будет
сопровождаться должным мониторингом и оценкой результативности. <...> С другой
стороны, центральным министерствам и ведомствам, органам государственной власти и
управления на местах необходимы более эффективные инструменты для осуществления
более четкой координации социально-экономических процессов. <...> Нормативно-правовые и организационные основы механизма планирования
в сфере социально-экономической политики должны обеспечивать каждый
уровень государственного управления адекватными и четко регламентированными
полномочиями и обязанностями по разработке и реализации политик, а также их
мониторингу, оценке и пересмотру. <...> Правовые основы формулирования программ развития в Узбекистане...................7 <...> Перечень документов, регулирующих процесс <...>
Аналитические_записки_и_брифы_ЦЭИ_(на_русском_языке)_№8_2009.pdf
Аналитическая записка 2009/05
Совершенствование институтов для
разработки и реализации
средне- и долгосрочных стратегий развития
Ташкент 2009
Стр.1
Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ
© Центр экономических исследований, 2008
Все права принадлежат Центру экономических исследований. Любое воспроизведение
доклада или использование выдержек из данной публикации могут быть произведены
только с письменного согласия, ссылка на источник обязательна. По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. Усмана Носира, 1-й тупик, дом 5
2
Стр.2
Совершенствование институтов для разработки и реализации
средне- и долгосрочных стратегий развития
Резюме
Процесс формулирования и реализации социально-экономической политики
в Узбекистане строится на основе программно-целевых методов. Накоплен
значительный опыт по разработке и реализации программ развития. Вместе с тем
сложившиеся на сегодня механизмы формулирования, реализации, мониторинга и
оценки результативности программ развития не всегда гарантируют то, что результаты
проводимых мероприятий будут четко запрограммированы уже на стадии разработки,
а их выполнение будет обеспечено адекватными ресурсами, ход реализации будет
сопровождаться должным мониторингом и оценкой результативности.
Повышение эффективности управления требует значительного повышения качества
подготовки и принятия решений, внедрение действенного механизма контроля
за их исполнением. С одной стороны, должны быть сокращены возможности для
административного вмешательства в деятельность субъектов экономических отношений
со стороны органов государственной власти и управления на всех уровнях. С другой
стороны, центральным министерствам и ведомствам, органам государственной власти и
управления на местах необходимы более эффективные инструменты для осуществления
более четкой координации социально-экономических процессов.
Нормативно-правовые и организационные основы механизма планирования
в сфере социально-экономической политики должны обеспечивать каждый
уровень государственного управления адекватными и четко регламентированными
полномочиями и обязанностями по разработке и реализации политик, а также их
мониторингу, оценке и пересмотру.
3
Стр.3
Оглавление
Введение .................................................................................................................................................................6
1. Механизмы разработки и реализации программ развития ..............................................7
1.1. Правовые основы формулирования программ развития в Узбекистане ..................7
1.2. Механизмы целеполагания..............................................................................................................9
1.3. Механизмы мониторинга и оценки результативности программ развития .......... 12
1.4. Механизмы формулирования программ развития ........................................................... 13
2. Совершенствование механизмов разработки средне- и долгосрочных
программ развития ....................................................................................................................................... 20
2.1. Гармонизация процессов планирования ............................................................................... 21
2.2. Формирование системы мониторинга и оценки ................................................................ 23
Заключение ........................................................................................................................................................ 25
Приложения ....................................................................................................................................................... 27
1. Основные типы документов, используемых в стратегическом планировании............... 27
2. Перечень документов, регулирующих процесс разработки
и утверждения нормативно-правовых актов Республики Узбекистан .............................. 29
3. Приоритетные направления и задачи социально-экономического развития
Узбекистана в 2000–2008 годах ............................................................................................................ 30
4. Некоторые инструменты информационно-аналитического обеспечения
процесса стратегического планирования ........................................................................................ 33
5. Предлагаемые требования к структуре текстовой части программ развития ................ 35
6. Типовые форматы матриц для представления рассмотрительных
материалов к программам развития .................................................................................................. 37
7. План действий по реализации основных рекомендаций аналитической записки ...... 39
8. Цели и задачи Кабинета Министров в 2000–2008 годах............................................................. 41
4
Стр.4
Вставки
1.
2.
Типы нормативно-правовых актов
Типы программных документов в Узбекистане
3. Декомпозиция национальных приоритетов
развития по уровням управления
4. Подходы к разработке программ развития
5.
6.
7.
Процесс обеспечения участия
Процессы управления рисками при разработке и реализации программ
Жизненные циклы программ развития
Рисунки
1. Декомпозиция национальных приоритетов
2.
3.
9
Последовательность действий при разработке программ развития
Синхронизация бюджетного процесса и циклов политики
4.1. Программа, направленная на предоставление постоянной услуги
4.2. Программа, прекращающая свое существование после реализации
4.3. Программа, в которой происходит замена одной услуги на другую по мере
достижения целей
4.4. Программа, в которой со временем происходит диверсификация
предоставляемых услуг
1.
Список используемых сокращений
РУз – Республика Узбекистан
2. КМ – Кабинет Министров Республики Узбекистан
3. ОМ – Олий Мажлис Республики Узбекистан
4. НПА – нормативно-правовой акт
10
14
18
18
19
19
стр.
7
8
9
10
15
17
18
5
Стр.5