Аналитическая записка 2009/04
Оценка существующих стандартов среднего
образования с учетом требований
инновационного развития
Ташкент - 2009
Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке, принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ. <...> По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. <...> Резюме
Узбекистан в настоящее время переходит на новую фазу развития экономики, фазу ускоренной модернизации и технического перевооружения ведущих отраслей экономики страны. <...> Именно школа
закладывает основы инновационного мышления и поэтому совершенствование системы среднего образования – важнейшее условие формирования инновационной экономики в Узбекистане. <...> Существующие государственные стандарты общего образования (ГОС
ОСО) в Узбекистане имеют ряд недостатков. <...> Главной проблемой является то, что в настоящее время государственные образовательные стандарты ориентированы на передачу теоретических знаний, а не на передачу ключевых навыков и компетенций и развитие прикладных умений. <...> В результате выпускники школ Узбекистана не всегда оказываются подготовленными к применению теоретических знаний в реальных жизненных ситуациях. <...> В институциональном плане ключевая проблема – это отсутствие единого Центра по созданию и совершенствованию образовательных стандартов, который бы имел серьезный кадровый, материально-технический
потенциал и работал на постоянной основе. <...> Также на сегодня отсутствует независимая система контроля исполнения ГОС ОСО, т.е. исполнительный орган разрабатывает стандарты,
контролирует их исполнение и сам оценивает качество образования. <...> В настоящее время в системе среднего образования требуется обеспечить кардинальное изменение целеполагания образования – переход к
системе образования, основанной <...>
Аналитические_записки_и_брифы_ЦЭИ_(на_русском_языке)_№7_2009.pdf
Аналитическая записка 2009/04
Оценка существующих стандартов среднего
образования с учетом требований
инновационного развития
Ташкент - 2009
Стр.1
Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке, принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ.
© Центр экономических исследований, 2009
Все права принадлежат Центру экономических исследований. Любое воспроизведение
доклада или использование выдержек из данной публикации могут быть произведены
только с письменного согласия, ссылка на источник обязательна. По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. Усмана Носира, 1-й тупик, дом 5
Стр.2
Состав рабочей группы:
Координатор исследования:
Национальные эксперты:
З. Давыдова
С. Хидиров
Ш. Файзиева
Выражение признательности
Выражаем благодарность нашим коллегам, чьи замечания были весьма
полезны в ходе исследования, а также Б. Эшонову за руководство и консультации
на протяжении всей работы.
Стр.3
Резюме
Узбекистан в настоящее время переходит на новую фазу развития экономики,
фазу ускоренной модернизации и технического перевооружения
ведущих отраслей экономики страны. Ускорение структурных
преобразований в экономике Узбекистана, переход к индустриальноинновационному
развитию требует формирование человеческого капитала,
способного к саморазвитию и самообразованию. Именно школа
закладывает основы инновационного мышления и поэтому совершенствование
системы среднего образования – важнейшее условие формирования
инновационной экономики в Узбекистане.
Существующие государственные стандарты общего образования (ГОС
ОСО) в Узбекистане имеют ряд недостатков. Главной проблемой является
то, что в настоящее время государственные образовательные стандарты
ориентированы на передачу теоретических знаний, а не на передачу
ключевых навыков и компетенций и развитие прикладных умений.
В результате выпускники школ Узбекистана не всегда оказываются подготовленными
к применению теоретических знаний в реальных жизненных
ситуациях.
В институциональном плане ключевая проблема – это отсутствие единого
Центра по созданию и совершенствованию образовательных стандартов,
который бы имел серьезный кадровый, материально-технический
потенциал и работал на постоянной основе. В результате действующие
ГОС ОСО были разработаны в очень сжатые сроки, без анализа и учета
проблем в среднем образовании и долговременных тенденций в данной
сфере. Также на сегодня отсутствует независимая система контроля исполнения
ГОС ОСО, т.е. исполнительный орган разрабатывает стандарты,
контролирует их исполнение и сам оценивает качество образования.
В настоящее время в системе среднего образования требуется обеспечить
кардинальное изменение целеполагания образования – переход к
системе образования, основанной на достижении учащимися определенных
компетенций и знаний, получении ими навыков самостоятельного
обучения в течение всей жизни. Кроме того, необходимы серьезные
изменения институционального характера для совершенствования
деятельности по формированию, апробации, внедрению и контролю за
исполнением государственных образовательных стандартов среднего
образования нового типа.
Стр.4
Содержание
Введение .................................................................................................................................................................8
Раздел 1. Система среднего образования в Узбекистане: цели, стандарты,
результаты .......................................................................................................................................................... 10
1.1. Роль среднего образования в процессе инновационного развития .............................. 10
1.2. Анализ знаний учащихся школ в Узбекистане: основные результаты ............................ 12
1.3. Государственные образовательные стандарты – ключевой инструмент
реформирования системы школьного образования ...................................................................... 14
Раздел 2. Опыт формирования государственных образовательных стандартов
в системе среднего образования в Узбекистане: основные итоги и проблемы ..... 17
2.1. Этапы формирования государственных образовательных стандартов
в системе среднего образования в Узбекистане ............................................................................... 17
2.2. Содержание государственных образовательных стандартов общего среднего
образования: основные проблемы .......................................................................................................... 19
2.2.1. Отсутствие концептуального видения, определяющего объем
знаний, навыков и компетенций выпускника средней школы ........................................ 19
2.2.2. Ориентация на получение теоретических знаний, а не на компетенции ....... 20
2.2.3. Структура и содержание государственных стандартов
среднего образования ........................................................................................................................ 21
2.3. Существующий механизм создания, апробации и внедрения образовательных
стандартов ............................................................................................................................................................ 24
2.4. Механизм контроля исполнения ГОС ОСО .................................................................................... 26
Раздел 3. Основные направления совершенствования стандартов
в системе среднего образования в Узбекистане ........................................................................ 29
3.1. Государственные стандарты образования нового типа: содержание и структура .... 29
3.1.1. Ориентация на компетенции ............................................................................................... 29
3.1.2. Структура государственных образовательных стандартов ................................... 30
3.2. Совершенствование процедур подготовки стандартов образования нового типа .. 33
3.2.1. Республиканский центр по созданию и совершенствованию
образовательных стандартов .......................................................................................................... 33
3.2.2. Алгоритм разработки государственных стандартов образования
нового типа .............................................................................................................................................. 35
3.3. Апробация и внедрение государственных стандартов нового образца ........................ 36
3.4. Совершенствование системы контроля исполнения государственных
образовательных стандартов ..................................................................................................................... 36
3.5. Риски, воздействующие на процесс формирования и внедрения стандартов
образования нового типа .............................................................................................................................. 38
Заключение ........................................................................................................................................................ 40
Приложения ....................................................................................................................................................... 43
Приложение 1. Анализ стандартов образования различных стран............................................ 43
Стр.5
Вставки
1. Процесс проведения Национального исследования учебных достижений
учащихся
2. Национальный куррикулум Австралии
3. Компетенции – основа зарубежных образовательных стандартов
4. Институты по разработке государственных образовательных стандартов
5. Институт контроля качества образования: опыт Англии
Диаграммы
1. Сравнение показателей расходов на образование и уровень знаний учащихся
стран ОЭСР
Схемы
1. Роль государственных образовательных стандартов в системе
образования
Таблицы
1. Учебная нагрузка в средней школе (стандартные нормативы)
23
14
16
стр.
13
20
21
33
36
Стр.6