Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 523290)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Народно-сценический танец и методика его преподавания (160,00 руб.)

0   0
Первый авторБриске
ИздательствоЧГАКИ
Страниц93
ID192269
Аннотация"В пособии рассмотрен народно-сценический танец с точки зрения принципов, методов и приемов его преподавания. Даны примерный перечень экзаменационных вопросов, список тем курсовых работ, вопросов для самопроверки, библиография. Материалы приложения иллюстрируют содержание второй главы."""
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, колледжей и училищ культуры.
УДК792.8(075)
ББК85.32
Бриске, И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Бриске, И. Э. , Челяб. гос. акад. культуры и искусств, И.Э. Бриске .— Челябинск : ЧГАКИ, 2007 .— 93 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/192269

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. Э. Бриске НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 071301 Народное художественное творчество Квалификация Художественный руководитель хореографического коллектива. <...> Н. П. Сингач, профессор Алтайской академии культуры и искусств, засл. работник культуры РФ Бриске, И. Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие / И. Э. Бриске; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. <...> ……………………………..............…...91 3 ВВЕДЕНИЕ Современный этап сохранения, развития и трансляции народносценической хореографии характеризуется тем, что, с одной стороны, существует широкая сеть учреждений культуры, образования и искусства, с другой – не теряет своей актуальности вопрос подготовки квалифицированных специалистов, способных работать в этой области на высоком профессиональном уровне. <...> Поэтому первостепенное значение имеет деятельность образовательных учреждений, где обучение, развитие и воспитание студентов направлено не только на освоение теории и практики народно-сценического танца, но и на овладение основами хореографической педагогики. <...> На рубеже ХХ – XХI вв. отмечается активизация интереса ученых, преподавателей к исследованию вопросов, связанных с проблемами народного творчества и народно-сценической хореографии. <...> В течение последних нескольких лет были опубликованы учебные пособия по вопросам методики преподавания народно-сценического танца педагогов вузов культуры и искусств Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Казани, Перми, Челябинска. <...> К. Е. Есауловой, И. Г. Есаулова, Н. Б. Тарасовой, И. М. Фоменко и др. посвящены методике изучения упражнений у станка и танцевальных движений на середине зала. <...> Ряд пособий имеет рекомендации по организации учебного процесса, комментарии по особенно4 стям исполнения учебно-танцевального материала, советы по его качественному освоению. <...> Событием стали публикации книг Г. Ф. Богданова <...>
Народно-сценический_танец_и_методика_его_преподавания.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Народно-сценический_танец_и_методика_его_преподавания.pdf
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» Хореографический факультет И. Э. Бриске НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 071301 Народное художественное творчество Квалификация Художественный руководитель хореографического коллектива. Преподаватель Челябинск 2007
Стр.1
УДК 792.8(075) ББК 85.32 Б 87 Рецензенты: Т. В. Вольфович, канд. пед. наук, доцент ЮУрГУ; Н. П. Сингач, профессор Алтайской академии культуры и искусств, засл. работник культуры РФ Бриске, И. Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие / И. Э. Бриске; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2007. – 92 с. В пособии рассмотрен народно-сценический танец с точки зрения принципов, методов и приемов его преподавания. Даны примерный перечень экзаменационных вопросов, список тем курсовых работ, вопросов для самопроверки, библиография. Материалы приложения иллюстрируют содержание второй главы. Пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, колледжей и училищ культуры. Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ В оформлении обложки использованы иллюстрации В. Устинова и В. Валентович © Бриске И. Э., 2007 © Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2007 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение......................................................................................................................4 Глава 1. «Народно-сценический танец и методика его преподавания» как специальная дисциплина в системе профессионального образования хореографов ………………………………………………...............7 1.1. Формирование школы народно-сценического танца………………..............7 1.2. Организационные основы дисциплины ……………………….....................23 1.3. Структура учебной дисциплины…………………………………..................26 1.4. Понятийный аппарат дисциплины …………………………...........…...........29 1.5. Урок народно-сценического танца (понятие, структура, содержание, оформление…………………………………............…........................……....34 Вопросы для самопроверки ………………………………….............…………...50 Глава 2. Методика преподавания народно-сценического танца ……..........51 2.1. Методика подготовки и проведения урока народно-сценического танца......51 2.2. Методика изучения учебно-танцевального материала …………..................59 2.3. Методика сочинения упражнения (учебной комбинации) у станка...……...62 Вопросы для самопроверки …………………………………………….................66 Глава 3. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Народно-сценический танец и методика его преподавания» …….............67 3.1. Основы самостоятельной работы студентов..…………………....…............69 3.2. Комплекс заданий для самостоятельной работы ………………...................71 Вопросы для самопроверки ……………………………………………........…... 84 Список литературы …………………………………………………….....……. 86 Приложения………………………………………………………........………….88 Приложение 1. Перечень примерных вопросов к зачетам и экзаменам.....…....88 Приложение 2. Темы курсовых работ...……………………………..............…...91 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Современный этап сохранения, развития и трансляции народносценической хореографии характеризуется тем, что, с одной стороны, существует широкая сеть учреждений культуры, образования и искусства, с другой – не теряет своей актуальности вопрос подготовки квалифицированных специалистов, способных работать в этой области на высоком профессиональном уровне. Поэтому первостепенное значение имеет деятельность образовательных учреждений, где обучение, развитие и воспитание студентов направлено не только на освоение теории и практики народно-сценического танца, но и на овладение основами хореографической педагогики. В связи с этим объективно возникает необходимость подготовки квалифицированных руководителей, преподавателей коллективов народного танца в тщательно разработанном образовательном процессе, где значительную роль играют теоретико-методические материалы. В этом плане предмет «Народно-сценический танец и методика его преподавания» имеет достаточно разнообразный арсенал источников. На рубеже ХХ – XХI вв. отмечается активизация интереса ученых, преподавателей к исследованию вопросов, связанных с проблемами народного творчества и народно-сценической хореографии. Показательны в этом плане диссертации Г. Ф. Богданова, Д. В. Дугаржапова, Ли Ен Чжин, Т. М. Дубских и др. В течение последних нескольких лет были опубликованы учебные пособия по вопросам методики преподавания народно-сценического танца педагогов вузов культуры и искусств Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Казани, Перми, Челябинска. В основном учебные издания А. А. Борзова, Г. П. Гусева, К. Е. Есауловой, И. Г. Есаулова, Н. Б. Тарасовой, И. М. Фоменко и др. посвящены методике изучения упражнений у станка и танцевальных движений на середине зала. В большей степени здесь уделено внимание записи их музыкально-методических раскладок и вариантов исполнения. Ряд пособий имеет рекомендации по организации учебного процесса, комментарии по особенно4
Стр.4
стям исполнения учебно-танцевального материала, советы по его качественному освоению. Событием стали публикации книг Г. Ф. Богданова «Самобытность русского танца» (2001), А. А. Сапогова «Гармония духа и материи» (2003) и второго издания работы А. В. Лопухова, А. В. Ширяева и А. И. Бочарова «Основы характерного танца» (2006). Авторы этих трудов демонстрируют пример иного подхода к изучению народно-сценического (характерного) танца и его преподавания, руководствуясь принципами научности, преемственности, интеграции. Педагогическую ценность имеют публикации К. Я. Голейзовского, Г. В. Иноземцевой, А. А. Климова, И. А. Моисеева, Т. С. Ткаченко, В. И. Уральской, Т. Н. Устиновой, Н. М. Стуколкиной, деятельность которых была неразрывно связана со становлением школы народно-сценического танца и исследованием народного творчества. Подготовка руководителей коллективов и преподавателей народного танца невозможна без изучения разнообразного перечня литературных источников теоретического, методического и репертуарного характера. Работы Л. К. Алексютович, К. Е. Василенко, Г. Я. Власенко, Ф. А. Гаскарова, Р. Каримовой, А. А. Климова, В. К. Курбета, М. П. Мурашко, Г. Х. Тагирова и др. рассматривают истоки, традиции, национальные особенности и танцы, наиболее популярные у народов Беларуси, Украины, Башкортостана, Татарстана, Узбекистана, Молдовы. Изучение исторических очерков, исследований Ю. А. Бахрушина, Л. Д. Блок, В. М. Красовской, Э. А. Королёвой, Н. В. Шереметьевской, а также педагогического наследия А. Я. Вагановой, Р. В. Захарова, А. М. Мессерера, Н. И. Тарасова является базой образовательной деятельности преподавателей и студентов. И все же системе преподавания народно-сценического танца не достает работы, в которой, учитывая накопленный опыт исследования и фиксации этого вида хореографии, была бы рассмотрена взаимосвязь теории и практики педагогики, психологии и хореографии; теоретические и методические вопросы ор5
Стр.5
ганизации и осуществления учебного процесса, пути повышения его эффективности. Этому и посвящено данное учебное пособие. Работа создавалась с опорой на вышеперечисленные источники, а также теории обучения, воспитания и развития личности (Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Ш. А. Амонашвили и др.), программы учебных курсов по народносценическому (русскому) танцу Т. С. Ткаченко, М. И. Шляпниковой, Г. Ф. Богданова, Т. М. Дубских, Н. Н. Вдовенко и автора пособия, а также на многолетний педагогический опыт. Учебное пособие включает в себя три главы, вопросы для самопроверки, библиографию, списки примерных вопросов к зачетам и экзаменам, тем курсовых и дипломных (квалификационных) работ, приведенных в приложениях. 6
Стр.6
Глава 1 «НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ» КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ 1.1. ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЫ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКГО ТАНЦА Возникновению школы народно-сценического танца предшествовал длинный исторический путь: народный танец постепенно завоевывал свою автономию в театральном искусстве. Это были периоды порицания и признания, спадов и подъемов. Термин «народно-сценический танец» появился в России в XX в. в результате возникновения целого ряда профессиональных ансамблей народного танца как самостоятельного вида хореографической деятельности, призванных сохранять, развивать и транслировать образцы народного танцевального творчества [1]. Являясь преемником характерного танца, который возник в результате разделения сценического танца (XIX в.) на две самостоятельные ветви, народно-сценическая хореография впитывала все лучшее из его эволюционного опыта, одновременно обогащаясь образцами многонациональной танцевальной культуры и находясь в тесном взаимодействии с другими видами танца и музыкой. Народно-сценический танец перешел в профессиональные и любительские сферы хореографии, стал предметом исследований искусствоведов, педагогов, музыкантов, хореографов, а также одной из основных учебных дисциплин в подготовке специалистов различного уровня и видов деятельности, начиная от исполнителей и заканчивая педагогами и балетмейстерами. Дальнейшее развитие народно-сценического танца было подкреплено деятельностью многих любительских коллективов народного танца, которые 7
Стр.7
осваивали его сценическую культуру и использовали богатую палитру образности и средств выразительности в творческом и воспитательном процессе. Во второй половине XX в. создается широкая сеть учреждений культуры и образования, призванных готовить исполнителей, педагогов и постановщиков народно-сценического танца. В этот период активизируются теоретические исследования (А. Бахрушин, Л. Блок, В. Ванслов, Г. Добровольская, В. Красовская, Ю. Слонимский и др.) и издательская деятельность, связанная с народносценическим танцем (Г. Богданов, А. Борзов, Г. Гусев, А. Климов, Т. Ткаченко, В. Уральская, Т. Устинова). Педагогическая практика в хореографических училищах и вузах культуры и искусств дала примеры интересных и результативных методик обучения народно-сценическому танцу. Рассмотрим, что означает термин «народно-сценический танец». В целостном понимании – это народный танец и варианты его интерпретации в рамках сценического пространства и по законам театрального действия. В структурном плане термин «народно-сценический танец» отражает стили исполнения, связанные со средой возникновения и существования: народный (бытовой, фольклорный) с традициями исполнения и национальным многообразием; сценический (родившийся в недрах балетного спектакля), по своей выверенности, координационному совершенству предполагающий крепкую основу школы классического танца. Народно-сценический танец можно определить как исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов. Однако в среде хореографов-практиков и теоретиков, а также критиков и балетоманов не существует единого мнения в отношении терминологии, связанной со сценической практикой народного танца. В дискуссиях, исторических очерках, мемуарах, учебниках сделаны попытки поиска единого определения. В зависимости от профессионального опыта, эстетических взглядов, осведомленности в обсуждаемом вопросе, возник ряд взаимодополняющих или 8
Стр.8
взаимоисключающих понятий: «характерный», «народно-характерный», «народный академический», «сценически-народный», «характерная классика». Наиболее устойчивыми из перечисленных являются «характерный» и «народно-сценический». Понятие «характерный танец» имеет истоки своего возникновения, а также включает в себя оттенки явлений, им характеризующихся. Обратимся к процессу становления и качественной трансформации характерного танца под влиянием тенденций развития западного и отечественного театра и к определению специфики и динамики понятийного и содержательного в народном танце, как танце сценическом. Проникновение народного танца в недра балетного искусства началось в период подготовки последнего к самоопределению в самостоятельный вид музыкального театра. Возникновению балета предшествовала богатая, обширная история танца. Зрелища, созданные в далеком прошлом в Древней Греции, Древнем Риме, Древней Индии, Японии, Китае и др. странах, отражали опыт своего времени и дух своего народа, опирались на черты национального искусства. Зачатки народности и характерности балетного искусства прослеживаются в деятельности актеров-профессионалов синтетического типа. В IX – XII вв. бродячие актеры сыграли большую роль в распространении и развитии выразительных средств народных плясок. Их движения, подсмотренные в народных зрелищах, отличались виртуозностью и разнообразием темпа, амплитуды, положений рук и корпуса. В этих выступлениях оттачивались и выкристаллизовывались танцы разных видов: быстрые, резвые, в дальнейшем получившие названия «бранль», «гальярда», «сальтарелла», и медленные – благородные бассдансы. На протяжении двух веков (XV – XVI) в разных странах формировались своеобразные народные национальные танцы. Они были принадлежностью разных деревенских и городских театральных зрелищ, занимали видное место среди увеселений во дворцах знати и, практически утратив исконные приметы народности, перекочевывали в музыкальный театр эпохи Возрождения. Так, элементы народных зрелищ, оторванные от своей среды, трансформи9
Стр.9
ровались в придворные танцы, а затем, уже в облагороженном виде, попадали на театральные подмостки [13]. В эпоху Возрождения танец упорядочивался, устанавливал определенные правила, определял приемы и структурные формы. Будучи неотъемлемой частью смешанных зрелищ и активно обосабливаясь от бытовых представлений, он приобретает некоторую самостоятельность в качестве прологов, интермедий, апофеозов драматических спектаклей. Наряду с нимфами, сатирами, фавнами и экзотическими птицами, героями танцевальных сцен являются пастухи, охотники, крестьяне. Искусство еще опирается на народное творчество, тем более что и в нем происходят качественные изменения. Народ быстро улавливал новые веяния театральной жизни. Его пляски обогащались разнообразным ритмом, движения накладывались на ритмический рисунок песен чаще всего резвого, веселого характера и за счет этого становились структурнее и техничнее. На рубеже XV – XVI вв. появляются первые учителя танцев, они же хореографы (постановщики) и теоретики. Эпоха дала истории танца первые учебники и трактаты: Доменикино да Феррара «Об искусстве пляски и танца», Гульельмо Эбрео «Трактат об искусстве танца», Джона Плейфорда «Английский учитель танцев». Это были первые попытки выделить танец как значительное явление общественной и театральной жизни. В основном названные книги носят описательный характер. Процесс самоопределения танцевального искусства набирал силу. Теория и практика дополняли друг друга. Карозо, Негри, Арбо в своих книгах систематизируют бытующие в то время народные и придворные танцы, создают кодекс профессионального танца. Конец XVII в. стал значительной вехой в истории мирового балета. В 1661 г. во Франции открылась Королевская Академия танца, где были заложены основы ныне существующего классического танца. Тщательная регламентация и упорядоченность привели к созданию «чистого танца». На театральной сцене народному танцу отводилось незначительное место, он приобретал вид изрядно облагороженного или подменялся бытовым (бальным). 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически