Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. Т. IV. Стихотворные повести и сказки (341,00 руб.)

0   0
Первый авторЖуковский В. А.
АвторыЯнушкевич А. С., Пеньковский А. Б.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц638
ID191910
АннотацияПолное собрание сочинений В.А. Жуковского впервые в эдиционной практике представляет наследие великого русского поэта в максимально полном на сегодняшний день объеме. Тексты Жуковского даны на основе критического осмысления всех известных автографов поэта и прижизненных публикаций. Четвертый том включает стихотворные повести и сказки, составляющие особый раздел в творческом наследии поэта. Кроме опубликованных текстов в настоящий том вошли обнаруженные в архивах черновые наброски незавершенных текстов Жуковского, а также конспекты и планы повестей, над которыми работал поэт.
Кому рекомендованоДля научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, широкого круга читателей.
ISBN978-5-9551-0296-2
УДК821.161.1
ББК83.3(2Рос=Рус)1-8
Жуковский, В. А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. Т. IV. Стихотворные повести и сказки / ред. А. Б. Пеньковский; А. С. Янушкевич; В. А. Жуковский .— Москва : Языки славянской культуры, 2009 .— 638 с. — На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур .— ISBN 978-5-9551-0296-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/191910 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Другом влекомый, уж был далеко от врагов Аббадона; Вдруг Сатана их настиг, в колеснице, гремя и блистая; Звучно торжественным кликом зовущих грянуло небо; С шумом помчалися рати мечтой божества упоенных — Ах! <...> Аббадона, бурей безумцев от друга оторван, Мчится, не внемля прискорбной, грозящей любви Абдиила; Тьмой божества отуманенный, взоров молящих не видит; Друг позабыт: в торжестве к полкам Сатаны он примчался. <...> » — Мысли о прошлом теснились в душе Аббадоны, и слезы, Горькие слезы бежали потоком по впалым ланитам. <...> 13 — СТИХОТВОРНЫЕ ПОВЕСТИ И СКАЗКИ — КРАСНЫЙ КАРБУНКУЛ Сказка 10 20 30 14 Дедушка резал табак на прилавке; к нему подлетела С видом умильным Луиза. <...> Свирепо-сумрачное было Подобно туче громовой Оно своей ужасной мглой, И яркими чертами совесть На нем изобразила повесть Страстей жестоких и злодейств: Разбой, насильство, плач семейств, Грабеж, святыни оскверненье, Предательство, богохуленье — Все написала жизнь на нем, Как обвинительным пером Неумолимый Ангел мщенья Записывает преступленья Земные в книге роковой, Чтоб после Милость их слезой — — 550 560 570 580 СТИХОТВОРНЫЕ ПОВЕСТИ И СКАЗКИ — С погибельной страницы смыла. <...> 630 640 650 — 35 — СТИХОТВОРНЫЕ ПОВЕСТИ И СКАЗКИ — ШИЛЬОНСКИЙ УЗНИК Повесть За́мок Шильон — в котором с 1530 по 1537 заключен был знаменитый Бонивар, Женевский гражданин, мученик веры и патриотизма — находится между Клараном и Вильневом, у самых восточных берегов озера (Лемана). <...> НЕОЖИДАННОЕ СВИДАНИЕ Быль 10 50 Лет за семьдесят, в Швеции, в городе горном Фаллуне, Утром одним молодой рудокоп на свиданье с своею Скромной, милой невестою так ей сказал: «Через месяц (Месяц не долог) мы будем муж и жена; и над нами Благословение Божие будет». <...> «Беда, мой сердечный — 90 100 110 120 СТИХОТВОРНЫЕ ПОВЕСТИ И СКАЗКИ — Друг, Иван-царевич! — воскликнул он, горько заплакав. <...> Девица В белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна Так, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и, краснея, Руку ему подает и, потупив <...>
Полное_собрание_сочинений_и_писем._Т._IV._(Стихотворные_повести_и_сказки).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.384
Стр.385
Стр.636
Стр.637
Полное_собрание_сочинений_и_писем._Т._IV._(Стихотворные_повести_и_сказки).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.5
ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ СТИХОТВОРНЫЕ ПОВЕСТИ И СКАЗКИ Научный редактор тома А. Б. Пеньковский ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР Москва 2009
Стр.6
��� 83.3(2���=���)1-8 � 86 ������� ��������������� ����������� ������� ������������ ��� ���������� ��������� ����������� ������������� �������� ����� (����) ������ � 06-04-16001 � 86 ��������� �. �. ������ �������� ��������� � �����: � �������� ����� / ���. ��������: �. �. ��������, �. �. �������, ��� �. �. ��������, �. �. ��������, �. �. ��������, �. �. ������, �. �. ����������, �. �. ��������, �. �. ��������� (��. ��������). — �. 4. ������������ ������� � ������ / ����. � ���. �. �. ���������. — �.: ����� ������ � �������, 2009. — 640 c. IS�N 978-5-9551-0296-2 ������ �������� ��������� �. �. ���������� ������� � ���������� �������� ������������ �������� �������� �������� ����� � ����������� ������ �� ����������� ���� ������. ������ ���������� ���� �� ������ ������������ ���������� ���� ��������� ���������� ����� � ������������ ����������. ��������� ��� �������� ������������ ������� � ������, ������������ ������ ������ � ���������� �������� �����. ����� �������������� ������� � ��������� ��� ����� ������������ � ������� �������� �������� ������������� ������� ����������, � ����� ��������� � ����� ��������, ��� �������� ������� ����. ��� 83.3(2���=���)1-8 �� �����������: �. �. ���������. �������� �. ��� �������� (1832) Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. IS�N 978-5-9551-0296-2 © �. �. ���������. �������� ���� 4, 2009 © ����� ���������� �������, �������������, 2009
Стр.7
а. С. Янушкевич ПОВЕСТИ И СКАЗКИ ЖУКОВСКОгО Готовя к печати последнее прижизненное собрание сочинений (С 5), Жуковский первоначально ориентировал его структуру на жанровый принцип распределения материала, как это было в четырех предшествующих изданиях (С 1—4). В «Общем оглавлении» к С 5, где торжествовал этот принцип, он вслед за «Эпическими стихотворениями» выделяет раздел «Повести и сказки», куда включает 18 произведений (см.: Матяш. С. 154), написанных в течение 1816—1845 гг. Проставляя даты после каждого заглавия, Жуковский как бы фиксирует длительность процесса создания «повестей и сказок». Отказавшись от жанрового принципа в пользу хронологического расположения произведений, Жуковский тем не менее в конце 6-го тома, после «Рустема и зораба», специальным заголовком выделяет рубрику: «Сказки и повести», куда включает 7 произведений, написанных в 1843—1845 гг. (см.: С 5. Т. 6. С. 223—331). Сюда вошли три сказки («Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке», «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах») и четыре повести («Маттео Фальконе», «Две повести. Подарок на Новый год издателю „Москвитянина“», «Капитан Бопп», «Выбор креста»). Этим разделом и заканчивается поэтическая часть С 5, так как 7-й том уже включает прозу. Таким образом, Жуковский выделяет в конце творческого пути ту жанровую рубрику, которая и определяет состав 4-го тома настоящего издания. Путь Жуковского к этой жанровой дефиниции можно считать вполне сознательным и эстетически обусловленным. В диахроническом аспекте есть основания говорить о следующих этапах поэтического самоопределения. В 1805—1808 гг., работая над «Конспектом по истории литературы и критики», Жуковский прежде всего создает раздел «Эпическая поэма», включающий историю античной эпопеи, рассуждения о «Потерянном рае» Мильтона и «Мессиаде» Клопштока, о «Генриаде» Вольтера (см.: Эстетика и критика. С. 49—101). В это же время, около 1805 г., разрабатывая программу будущих творческих замыслов, он намечает следую383
Стр.384
— А. С. ЯНУШКЕВИЧ — щие жанровые рубрики: «Эпическая поэзия», «Живописная поэзия», «Дидактическая поэма», «Басни и сказки» (РНБ. Оп. 1. № 79. Л. 8. Ср.: Резанов. Вып. 2. С. 252—254). В другом списке этого же времени, под общим заглавием: «Что сочинить и перевесть», он называет «сказки», «сказку народную», какую-то «американскую повесть» (РНБ. Оп. 1. № 12. Л. 58 об. Ср.: Резанов. Вып. 2. С. 255), но четкой дифференциации сказки, повести и поэмы пока обнаружить невозможно. В 1805—1816 гг. возникают многочисленные поэмные замыслы: планы описательной поэмы «Весна», исторической поэмы «Владимир», наброски переводов из «Оберона» Виланда, «Мессиады» Клопштока, «Девы озера» Вальтера Скотта. В 1817—1824 гг. Жуковский ищет свою модель романтической поэмы. Почти одновременное появление переложений и переводов «Слова о полку Игореве», гердеровских романсов о Сиде, отрывков из «Энеиды» Вергилия, «Метаморфоз» Овидия, «Шильонского узника» Байрона, «Пери и ангела» Мура, «Орлеанской девы» Шиллера — знаменательный факт не только творческой биографии Жуковского, но и русского историко-литературного процесса в целом. Поэт-романтик осваивал самые различные формы древнего эпоса и европейской поэмы: байроновскую романтическую модель, «драматическую поэму» Шиллера, «восточную повесть» Мура, структуру русского и испанского эпоса, античной эпической поэмы. На этом материале, путем его особой концентрации и обработки, выделяя из больших текстов законченные отрывки-фрагменты, он создавал ситуации русской романтической поэмы: тюремно-узническую, демоническую, патриотической жертвенности, безграничной любовной преданности, героико-историческую. Русский романтик чутко угадывал в своих переводах-переложениях ритмы нового времени, формируя новые стиховые модели, перспективные для будущей русской поэмы: белый пятистопный ямб «Орлеанской девы», четырёхстопный ямб со сплошными мужскими окончаниями «Шильонского узника», сказовый гекзаметр и т. д. Опираясь на традицию английской «tale», французского «le conte», немецкого «der Erzählung», Жуковский еще недостаточно последователен в жанровых определениях своих лироэпических опытов. Так, в С 3, появившемся в 1824 г., он выделяет «Сельские стихотворения», дает подзаголовки: «поэма», «сказка», «старинная повесть». Только к 1831 г. настойчиво в систему жанровых определений входит слово «повесть». В двух изданиях «Баллад и повестей» (СПб., 1831), которые давали представление не только «о прошлом странного жанра [баллад. — а. Я.]», но и «о будущем поэзии Жуковского (движение от баллад к эпосу)» (нем384
Стр.385
СОдЕРЖАНИЕ СТИХОТВОРНЫЕ ПОВЕСТИ И СКАЗКИ Аббадона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Красный карбункул. Сказка . . . . . . . . . . . . . . . Пери и Ангел. Повесть . Шильонский узник. Повесть . Перчатка. Повесть . . Неожиданное свидание. Быль . Две были и еще одна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери . Война мышей и лягушек. Сказка (отрывок) Спящая царевна. Сказка. . . . . Суд в подземелье. Повесть (отрывок) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Капитан Бопп. Повесть . . . . . . . . . . . . . . . . 185 Две повести. Подарок на Новый год издателю «Москвитянина» . Выбор креста. Повесть . . . . . Тюльпанное дерево. Сказка . . . . . . . . . . . . . . . 206 Кот в сапогах. Сказка . . . . . . . . . . Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке . . . . . . . . . . . 222 Повесть об Иосифе Прекрасном . Египетская тма (Опыт подражания Библейской поэзии) . Странствующий жид . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Бальзора . Из черновых рукописей и незавершенных текстов . . . . . . . . . . Эллена и Гунтрам . Белокурый Экберт . 〈Военный суд на Мальте〉 〈Фридрих и Гела〉 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Карл Великий дал однажды…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 . . . . . Сражение с змеем. Повесть . . . . . . . . . . . . . . . Суд Божий. Повесть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 19 36 48 50 52 61 65 68 79 87 97 Ундина. Старинная повесть . . . . . . . . . . . . . . . 113 Маттео Фальконе. Корсиканская повесть . . 179 . 193 . 205 . 216 . 254 . 264 . 266 . 310 Весна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 Сокол. Сказка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 Оберон . Родриг . . 312 . 315 . 316 . 318 . 319 . 320 . 321 635
Стр.636
— Содержание — Чаша слёз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 Альфы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 Проданное имя . . . . . . . . . . . . «Часто в прогулках моих одиноких мне попадался…» . Конспекты и планы Весна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 Владимир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365 Дева озера . . Родрик и Изора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПРИЛОЖЕНИЯ А. С. Янушкевич. Повести и сказки Жуковского . . . . . . . . Примечания к текстам произведений . . . . . . . . . . . . 391 Условные сокращения . . . . . . . . . . . . . . . 383 . 630 . . . . . . . . . . . . . 370 . 373 . . . . . . . . . . . 325 . 329 〈Первое переложение Апокалипсиса〉 . . . . . . . . . . . . 330 〈Второе переложение Апокалипсиса〉 . . . . . . . . . . . . 351 636
Стр.637