В изданной в 1896 году малоизвестной книге Митрофана
Семеновича Аксенова «Трансцендентально-кинетическая
теория времени» впервые подробно изложена концепция
пространственно-временнóго представления мира.
Обстоятельно исследуются законы и принципы четвертого
измерения, причем применительно к реальному миру, к которому
принадлежим и мы сами, всё существующее вообще.
Прошлое и будущее — не небытие, но тоже сущее: вселенная
простирается не только в пространстве, но и во времени.
Среди законов, выведенных Аксеновым из своей теории,
например, изменение плотности и геометрии тел, движущихся
относительно наблюдателя, при этом установленные соотношения
отличаются от известной формулы Лоренца,
представленной в 1904 году. Важнейшая основа концепции —
воспринимающее в нас начало, движущееся по линии времени,
ортогональной пространству. В пространстве-времени такие
исходные понятия, как движение, изменение, причина и следствие,
возникновение и уничтожение, рождение и смерть,
даже само трехмерное пространство, по Аксенову, приобретают
фантомальный характер, либо раскрываются в совершенно ином
ракурсе: свободная воля, к примеру, постигается как трансцендентальное
предвидение.
Та же концепция, но спроецированная в плоскость
современной науки и потому существенно упрощенная,
в 1908 году была предложена Германом Минковским в качестве
пространственно-временнóй модели физической вселенной
и впоследствии использовалась Альбертом Эйнштейном
для построения общей теории относительности. Ныне эта модель
известна как пространство-время Минковского.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ
ТЕОРIЯ ВРЕМЕНИ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРIЯ ВРЕМЕНИ
Стр.1
М. АКСЕНОВЪ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ
ТЕОРIЯ ВРЕМЕНИ
Из д а н и е п о д г о т ов ле н о
Сергеем Жигалкиным
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
2011
Стр.2
УДК 16
ББК 87.3(2)6
A 42
Аксеновъ М. С.
A 42
Трансцендентально-кинетическая теорiя времени / сост., вступит.
ст., коммент. С. А. Жигалкина. — М.: Языки славянских культур,
2011. — 208 с.
ISBN 978-5-9551-0477-5
В изданной в 1896 году малоизвестной книге Митрофана Семеновича
Аксенова «Трансцендентально-кинетическая теория времени» впервые
подробно изложена концепция пространственно-временнóго представления
мира. Обстоятельно исследуются законы и принципы четвертого измерения,
причем применительно к реальному миру, к которому принадлежим
и мы сами, всё существующее вообще. Прошлое и будущее — не
небытие, но тоже сущее: вселенная простирается не только в пространстве,
но и во времени. Среди законов, выведенных Аксеновым из своей
теории, например, изменение плотности и геометрии тел, движущихся
относительно наблюдателя, при этом установленные соотношения отличаются
от известной формулы Лоренца, представленной в 1904 году.
Важнейшая основа концепции — воспринимающее в нас начало, движущееся
по линии времени, ортогональной пространству. В пространствевремени
такие исходные понятия, как движение, изменение, причина и
следствие, возникновение и уничтожение, рождение и смерть, даже само
трехмерное пространство, по Аксенову, приобретают фантомальный характер,
либо раскрываются в совершенно ином ракурсе: свободная воля,
к примеру, постигается как трансцендентальное предвидение.
Та же концепция, но спроецированная в плоскость современной науки
и потому существенно упрощенная, в 1908 году была предложена
Германом Минковским в качестве пространственно-временнóй модели
физической вселенной и впоследствии использовалась Альбертом Эйнштейном
для построения общей теории относительности. Ныне эта модель
известна как пространство-время Минковского.
Несомненно, что исследования М. С. Аксенова, наиболее важные из
которых приводятся в настоящем издании, уникальные не только для
своего времени, но во многих существенных аспектах также и для нашего,
будут интересны математикам, физикам и философам, художникам и
поэтам, широкому кругу читателей, но, главным образом, тем, для кого
пребывание в этом мире — вопрос.
ББК 87.3
Для оформления переплета использован плакат группы «Движение» к выставке
кинетического искусства 1966 г. (по эскизу Л. Нуссберга «Спираль», 1962 г.)
© Издательство «Языки славянских культур», 2011
ISBN 978-5-9551-0477-5 © Жигалкин С. А., сост., вступит. ст., коммент., 2011
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
. Пространство-время Аксенова .........5
М. С. А к С е н о в ъ
ТрАнСценденТАльно-кинеТичеСкАя
Теорiя вреМени
ТрАнСценденТАльно-кинеТичеСкАя Теорiя вреМени ...........49
опыТъ МеТАгеоМеТричеСкой филоСофiи (Фрагмент)
Глава I. О зависимости представления о мiрѣ
от скорости воспрiятiя..............................89
нѣТъ вреМени. Популярное изложенiе основныхъ началъ
метагеометрической философiи (Фрагменты) ........101
нѣТъ СМерТи. Новое ученiе о времени ..................127
приложения
Пространство-время Минковского и Аксенова
в журнале «Нива» 1911 —1912 гг. ....................181
Пространство-время до Аксенова
(
)...........189
Список трудов М. С. Аксенова ........................196
Обложка и первые страницы книги
«Трансцендентально-кинетическая теорiя времени»
издания 1896 года ................................197
About this book ......................................205
Сергей
Жигалкин
Жозеф Луи Лагранж, «S.», Герберт Уэллс
Стр.4
ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ АКСЕНОВА
Мир, мы уверены, существует. Однако вчерашнего дня больше
нет: нет ни вчерашних людей, ни домов, ни зарниц — вообще
ничего, нет также нас, какими мы были вчера, какими мы были
даже секунду назад: мир существует только сейчас. Мгновения
приходят и тут же уходят — являются из небытия и вновь отправляются
в небытие. Движение мира во времени вполне очевидно.
Но почему это нам очевидно? Потому ли, что мир и на
самом деле таков, или же потому, что мы ограниченные существа?
Не будь у нас памяти, делающей зримым минувшее, или,
допустим, наш ум не имел бы способности сравнивать эпизоды
прошлого и наблюдать их метаморфозы, мы бы ничего не знали
о течении времени — просто в наивной невинности жили бы
в «вечном сейчас». То есть представление о переменах, смене
мгновений, эпох обусловлено нашей природой, конституцией
нашего существа: имей мы другие возможности — другое сознание,
восприятие, плотность телесной субстанции, другое
строение, диапазоны и ритмы органов чувств, — мир был бы
иным.
Опираясь в своих изысканиях на собственную природу, мы
проецируем эту природу на мир. Космос представляется нам
пространственно-временны
´ м.
Однако в том именно и состоит особенность нашего существа,
что оно ставит под сомнение и свою земную природу, не
считая ее окончательной мерой вещей. Сознание собственной
ограниченности, по всей видимости, недоступное птицам и рыбам,
медведям, слонам, означает причастность к тому, что находится
вне нам доступного мира, вне мира вообще — изначальную
связь нас самих с трансцендентным.
Стр.6