Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История текстильного искусства и костюма. Древний мир (220,00 руб.)

1   0
Первый авторЦветкова Наталия Николаевна
ИздательствоСПб.: СПбКО
Страниц120
ID189840
АннотацияУчебное пособие предназначено для обучающихся художественным дисциплинам, изучающих особенности текстиля и костюма в контексте конкретного исторического периода. В пособии рассматривается эволюция текстильного орнамента, выявляются этнические особенности текстиля и костюма разных народов Древнего мира. Текстильное искусство, являясь одной из древнейших форм самовыражения человека, отражает историю каждого народа. Особенности материала, способ изготовления, орнаментация ткани говорят о многом: о культурных, социальных, религиозных, политических особенностях древних государств.
ISBN978-5-903983-16-2
Цветкова, Н. Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир : учеб. пособие / Н. Н. Цветкова .— Санкт-Петербург : СПбКО, 2010 .— 120 с. — ISBN 978-5-903983-16-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/189840 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В пособии рассматривается эволюция текстильного орнамента, выявляются этнические особенности текстиля и костюма разных народов Древнего мира. <...> Текстильное искусство, являясь одной из древнейших форм самовыражения человека, отражает историю каждого народа. <...> Особенности материала, способ изготовления, орнаментация ткани говорят о многом: о культурных, социальных, религиозных, политических особенностях древних государств. <...> Шитой одежды в этот период не обнаружено. <...> Таким образом, появляется первая одежда, шитая сухожильными нитями из шкур и меха. <...> Согласно определению Власова В.Г., слово «орнамент» происходит от лат. «ornamentum» — снаряжение, вооружение, 1 Лысенко О.В., Комарова С.В. <...> В представлении древних, орнамент в отличие от декора, был практически необходимой, утилитарной частью любого изделия, точно так же как оснащение вооружения воина — «ornamentum» охраняло его жизнь в бою. <...> Поэтому орнамент тесно связан с поверхностью, на которой он находится, и не мыслим без нее. <...> Таково происхождение орнаментов, называемых «технологическими», изображающих исчезнувшие впоследствии детали крепления, связывания, плетения. <...> Ритмически организованные элементы орнамента образуют орнаментальный ряд, либо раппорт (от франц. «rapport» — ответ, отклик) — чередование элементов в нескольких направлениях. <...> Орнамент изучается многими специалистами с разных точек зрения, в частности, археологи и этнографы пытаются связать его происхождение с технологией древнейших ремесел и знаками первобытной магии. <...> Орнаментальный мотив в виде ромба часто трактуется различными исследователями как символ плодородия, в котором соединяется женский знак – треугольник острием вниз и мужской – треугольник острием вверх. <...> Иванов С.В. предлагает «рассматривать мотивы ромбов, решетчатых квадратов и составленную из них косую сетку как тот древний орнаментальный фонд, на основе которого развился позднейший орнамент, известный по памятникам <...>
История_текстильного_искусства_и_костюма._Древний_мир.pdf
Цветкова Н.Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир Учебное пособие Санкт-Петербург 2010
Стр.1
УДК 677(075) ББК 37.23я7 Ц 27 Учебное пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского культурологического общества Научный редактор: Щученко В.А., профессор, доктор философских наук Рецензент: Габриэль Г.Н., кандидат искусствоведения, доцент Цветкова Н.Н. Ц 27 История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие - СПб.: Изд-во «СПбКО», 2010. – 120 с.: ил ISBN 978-5-903983-16-2 Учебное пособие предназначено для обучающихся художественным дисциплинам, изучающих особенности текстиля и костюма в контексте конкретного исторического периода. В пособии рассматривается эволюция текстильного орнамента, выявляются этнические особенности текстиля и костюма разных народов Древнего мира. Текстильное искусство, являясь одной из древнейших форм самовыражения человека, отражает историю каждого народа. Особенности материала, способ изготовления, орнаментация ткани говорят о многом: о культурных, социальных, религиозных, политических особенностях древних государств. УДК 677(075) ББК 37.23я7 © Цветкова Н.Н., 2010 ISBN 978-5-903983-16-2 © Издательство «СПбКО», 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………… 4 Глава 1. Особенности орнамента……………………………… 5 Глава 2. Текстиль и костюм Древнего Египта……………….. 18 Глава 3. Текстиль и костюм Ассиро-Вавилонии…………….. 31 Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции………………... 40 Глава 5. Особенности декоративно-прикладного искусства и костюма скифов и сарматов. Звериный стиль……………... 50 Глава 6. Текстиль и костюм Древнего Рима…...…………….. 55 Глава 7. Текстиль и костюм Древней Индии………………… 65 Глава 8. Текстиль и костюм Древнего Китая…………….…... 74 Глава 9. Особенности текстиля и костюма Индонезии……… 82 Глава 10. Текстиль и костюм доколумбовой Америки……… 90 Заключение……………………………………………………... 96 Терминологический словарь…………………………………... 97 Библиография…………………………………………………... 109 Список иллюстраций…………………………………………... 115 3
Стр.3
Введение Курс «История текстильного искусства и костюма» предназначен для обучающихся художественным дисциплинам. Курс состоит из лекционных и практических занятий. Целью курса является изучение особенностей текстиля и костюма в контексте конкретного исторического периода, выявление этнических особенностей текстиля и костюма разных народов. Основные задачи курса: 1. Рассмотреть эволюцию текстильного орнамента и костюма; 2. Выявить орнаментальные текстильные традиции разных народов и эпох; 3. Закрепить пройденный материал на практике, создавая собственные орнаментальные композиции. Данное пособие посвящено особенностям текстиля и костюма Древнего мира. Здесь представлен материал одного семестра курса, весь курс читается в течение пяти семестров. 4
Стр.4