Кемеровская государственная
медицинская академия
А. В. Краснов, Ю. Л. Вечелковский, О. В. Ивойлова
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
Часть 2
Учебное пособие
Кемерово
КемГМА
2011
Стр.1
ГОУ ВПО КемГМА Росздрава
А. В. Краснов, Ю. Л. Вечелковский, О. В. Ивойлова
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
Часть 2
Учебное пособие
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности
060104 65 – Медико-профилактическое дело
Кемерово
КемГМА
2011
Стр.3
Краснов А. В.
Инфекционные болезни. Ч. 2 : учеб. пособие / А. В. Краснов,
Ю. Л. Вечелковский, О. В. Ивойлова ; ГОУ ВПО КемГМА Росздрава. –
Кемерово : КемГМА, 2011. – 90 с.
инфекционных заболеваниях, как микоплазменная инфекция,
легионеллез, хламидиоз,
В настоящем учебном пособии представлены данные о таких
токсоплазмоз, конго-крымская
геморрагическая лихорадка, Ку-лихорадка. Приведены основные
алгоритмы ориентировочной деятельности при подозрении на
перечисленные инфекционные заболевания с заданиями для
самостоятельного контроля знаний. Пособие предназначено для
внеаудиторной подготовки студентов медико-профилактического
факультета.
Рецензенты:
Малов И. В. – д-р мед. наук, проф., зав. каф. инфекционных
болезней ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский
университет Федерального агентства по здравоохранению
и социальному развитию»;
Сафонов А. Д. – д-р мед. наук, проф., зав. каф. инфекционных
болезней ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному
развитию».
Рассмотрено и рекомендовано к печати центральным
методическим советом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава
21 октября 2009 г.
Кемеровская государственная медицинская академия, 2011
2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
МИКОПЛАЗМЕННАЯ ИНФЕКЦИЯ
ЛЕГИОНЕЛЛЕЗ
ЛЕГОЧНЫЙ ХЛАМИДИОЗ
ТОКСОПЛАЗМОЗ
КУ-ЛИХОРАДКА
КОНГО-КРЫМСКАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ
ЛИХОРАДКА
4
26
38
53
65
77
3
Стр.5
Тема: МИКОПЛАЗМЕННАЯ ИНФЕКЦИЯ
Мотивация темы, актуальность проблемы
Микоплазменная инфекция (МИ) – это инфекционное
заболевание, вызываемое микоплазмами, которое может протекать
остро, но чаше имеет хроническое рецидивирующее течение.
Основное клиническое проявление – респираторный микоплазмоз,
или атипичная пневмония, однако возможны также поражения
урогенитального тракта, суставов, патология беременности и плода,
а также другие проявления. Развиваясь на фоне иммуносупрессии,
микоплазменная инфекция часто присоединяется к гриппу,
респираторно-синтициальному вирусу, пневмококку, утяжеляя
патологию, а также может выступить в качестве оппортунистического
заболевания при ВИЧ-инфекции.
Широкая распространенность среди населения (в России
респираторный микоплазмоз составляет до 15 % от всех ОРЗ,
а микоплазменная пневмония – 20 % среди всех пневмоний),
атипичность течения микоплазменной пневмонии, возможность
генерализации инфекции, трудности выявления и лечения обусловливают
актуальность вопроса для здравоохранения и необходимость
подготовки будущих врачей по данной проблеме.
1. Цели изучения темы
– Научиться распознавать клинические особенности микоплазменной
инфекции, обращая особое внимание на атипичность
поражения органов дыхания, возможность формирования патологии
других органов и систем, а также свойство МИ выступать в качестве
оппортунистического заболевания при ВИЧ-инфекции.
– Освоить принципы дифференциальной диагностики;
лабораторные методы подтверждения диагноза; выбор обоснованных
методов лечения и реабилитации переболевших.
2. Целевые задачи
1. Освоить методы клинического исследования больных,
с помощью которых можно получить объективные данные,
4
Стр.6
Тема: ЛЕГИОНЕЛЛЕЗ
1. Цели изучения темы
– Научить распознавать легионеллез по клиническим и параклиническим
данным.
– Освоить принципы диагностики, дифференциальной диагностики,
лечения и правила выписки больных.
2. Целевые задачи
1. Овладеть методом клинического обследования больного,
с помощью которого можно получить результаты, позволяющие
судить о наличии у него легионеллеза.
2. Усвоить характерные симптомы заболевания; основные
методы лабораторной диагностики, позволяющие подтвердить диагноз
легионеллеза.
3. Научиться на основании анамнестических, клинических
и лабораторных данных, формулировать окончательный диагноз.
4. Уяснить основные принципы лечения и профилактические
мероприятия.
3. Логико-дидактическая структура темы
Знать:
1. Из курса микробиологии – этиологию, свойства возбудителя,
имеющие эпидемиологическое значение.
2. Из курса эпидемиологии – резервуар и источники инфекции,
механизм передачи, восприимчивость организма человека.
3. Современные представления о патогенезе легионеллеза.
4. Классификацию легионеллеза.
5. Клиническую симптоматику различных форм.
6. Диагностику и дифференциальную диагностику заболевания.
7. Лабораторные методы диагностики легионеллеза (бактериологический,
серологический, ИФА, ПЦР).
8. Исходы и осложнения легионеллеза.
9. Принципы лечения больных легионеллезом (этиотропная
терапия до 2–3 недель, патогенетическое лечение, оксигенотерапия).
10. Профилактические мероприятия при легионеллезе.
26
Стр.28
Ситуационная задача № 1
1. Легионеллез, пневмоническая форма, тяжелой степени тяжести.
2. А) типичными пневмониями (пневмококковой и другой
этиологии)
Б) атипичными пневмониями (микоплазменной, хламидийный
этиологии)
В) Ку-лихорадкой
3. А) бактериологический метод
Б) ИФА
В) реакция микроагглютинации и РНИФ
Г) ПЦР
4. Эритромицин фосфат в/в капельно в комбинации с рифампицином.
Тема:
ЛЕГОЧНЫЙ ХЛАМИДИОЗ
Мотивация темы
Характеристика заболевания, его распространенность,
сложности диагностики, актуальность проблемы
Легочный хламидиоз – группа инфекционных заболеваний,
вызываемых внутриклеточными микроорганизмами рода Chlamidia,
семейства Chlamidiaceae. В зависимости от резервуара инфекции
различают антропонозные и зоонозные хламидиозы. К антропонозным
относят заболевания, вызванные Chlamidia Pneumoniae, к зоонозным –
Chlamidia Psittaci.
Возбудитель пневмохламидиоза (Chlamidia Pneumoniae) включен
сегодня в список классических этиологических факторов
внебольничной пневмонии, наряду со стрептококками и пневмококком,
микоплазмой, гемофильной палочкой. Это нашло
отражение в формировании современных стандартов применения
химиопрепаратов (антибиотиков) для лечения пациентов с внебольничной
пневмонией (макролиды как препараты 2-го ряда).
Орнитоз (синоним – пситтакоз) – зоонозная природно-очаговая
антропургическая инфекционная болезнь с аэрозольным механизмом
передачи возбудителя, характеризующаяся лихорадкой, интоксикацией,
поражением легких, нервной системы, гепатолиенальным синдромом.
Хламидийная инфекция характеризуется многообразием
клинических проявлений, сложностью лабораторной диагностики
38
Стр.40
одышки, цианоза, тахипноэ). Ренгенологически – интерстициальная
пневмония с характерной локализацией. Эффективность терапии
доксициклином.
1. Для данной пациентки необходимо провести верификацию
диагноза бактериологическим, серологическим или биологическим
методом. Учитывая склонность к брадикардии, для исключения миокардита
необходимо проведение ЭКГ. Учитывая наличие гепатоспленомегалии,
необходимо оценить функциональные пробы печени.
2. Антибактериальная терапия назначена верно. Критерием
эффективности будет снижение температуры тела, динамика
объективных данных и рентгенологической картины легких. Терапия
с учетом отсутствия предпосылок для формирования рецидива или
хронического течения может длиться весь период лихорадки плюс
3 дня апирексии, но не менее 10 дней.
3. В очаге необходимо провести заключительную дезинфекцию,
подозрительные птицы подлежат забою, с последующим
уничтожением тушек. Для контактных лиц – наблюдение в течение
30 дней и химиопрофилактика (например, тетрациклином в дозе 0,5 г
3 р/сут до 10 сут.).
4. Возможно направление в местный санаторий общего
или пульмонологического профиля.
Тема: ТОКСОПЛАЗМОЗ
Мотивация темы
Характеристика заболевания, распространенность,
сложности диагностики, актуальность проблемы
Токсоплазмоз
– зоонозное протозойное заболевание,
характеризующееся хроническим течением, полиморфизмом
клинических проявлений, преимущественным поражением
центральной нервной системы, органов зрения, печени, легких.
Актуальность проблемы токсоплазмоза для здравоохранения
объясняется широким распространением возбудителя в природе;
значительной пораженностью населения; возможностью
трансплацентарной передачи от матери плоду; ассоциацией
токсоплазменной инфекции и инфекции, вызванной вирусом
иммунодефицита человека (токсоплазмоз относят к оппортунистическим
заболеваниям). Трудности в диагностике и постановке
53
Стр.55
Ситуационная задача № 1
1. Предварительный диагноз – «приобретенный токсоплазмоз».
Соответствует срок инкубационного периода. Имеют место
синдромы интоксикации (субфебрилитет, головная боль),
лимфоаденопатии, гепатоспленомегалии, явления гастроэнтероколита.
Данные эпиданамнеза – контакт с кошкой.
2. Для данной пациентки необходимо провести верификацию
диагноза паразитологическим или серологическим методом.
Необходима консультация невролога, офтальмолога, проведение
ЭКГ, УЗИ ОБП. При нарастании неврологической симптоматики –
КТ или МРТ головного мозга.
3. Антибактериальная терапия назначена верно. Критерием
эффективности будет снижение температуры тела, динамика
объективных данных и рентгенологической картины легких. Терапия
с учетом отсутствия предпосылок для формирования рецидива или
хронического течения может длиться весь период лихорадки плюс
3 дня апирексии, но не менее 10 дней. В плане лечения – этиотропная
терапия пириметамином в дозе 75 мг однократно в 1–3-й день лечения,
25 мг однократно – 4–7-й день лечения. Метаболическая терапия.
Необходимо уведомить пациентку о необходимости контрацепции.
В плане дальнейшего ведения – контроль уровня специфических
антител.
Тема: КУ-ЛИХОРАДКА
1. Цели изучения темы
1. Научиться распознавать Ку-лихорадку по клиническим
симптомам, обращая внимание на многообразие вариантов течения
этой инфекции и лабораторные данные.
2. Научиться принципам дифференциальной диагностики Кулихорадки,
выбору обоснованных методов лечения и правилам
выписки больных.
2. Целевые задачи
1. Овладеть методом клинического обследования больного,
позволяющим судить о наличии у больного Ку-лихорадки, уметь
правильно оценивать степень тяжести заболевания и диагностировать
ее осложнения.
65
Стр.67
2 – 2
3 – 3
4 – 2
5 – 2
6 – 3
7 – 1, 4
8 – 1, 3
9 – 4
10 – 1, 3
11 – 4
12 – 4
13 – 1, 3
14 – 3, 4
15 – 3
16 – 2
17 – В
18 – А
19 – Д
20 – Д
21 – В
Ситуационная задача № 1
1. По клинической картине болезни и данным лабораторного
исследования у больной Ку-лихорадка.
2. Учитывая клиническую картину болезни, наличие в хозяйстве
коровы и овец, употребление в пищу сырого молока, следует думать
об алиментарном или воздушно-пылевом пути заражения больной.
Ситуационная задача № 2
Диагноз – «Эпидемический сыпной тиф».
Тема: КОНГО-КРЫМСКАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ
ЛИХОРАДКА
1. Цели изучения темы
1. Научиться распознавать конго-крымскую геморрагическую
лихорадку (ККГЛ) по клиническим симптомам, уметь выделить
ведущие синдромы заболевания, провести лабораторное
обследование и интерпретировать данные лабораторных анализов.
2. Изучить принципы дифференциальной диагностики ККГЛ
с другими геморрагическими лихорадками (геморрагической
лихорадкой с почечным синдромом [ГЛПС], омской геморрагической
лихорадкой [ОГЛ] и др.), выбора обоснованных методов лечения;
правила выписки больных.
3. Уметь собрать эпидемиологический анамнез.
2. Цели и задачи
1. Освоить методы клинического обследования больного, с помощью
которых можно получить объективные данные, позволяющие
судить о наличии у больного ККГЛ.
77
Стр.79
Учебное издание
Краснов Алексей Васильевич
Вечелковский Юрий Леонидович
Ивойлова Ольга Валерьевна
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
Часть 2
Учебное пособие
Корректор, технический редактор – Вавилова К. М.
Художественный редактор – Сапова Т. А.
Ответственный редактор – Краснов А. В.
Подписано в печать 06.12.2010. Тираж 100 экз. Формат 2130½.
Условных печатных листов 5,2. Печать трафаретная.
Отпечатано редакционно-издательским отделом
ГОУ ВПО КемГМА Росздрава
650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. http://www.kemsma.ru/rio/
Требования к авторам: http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml
Стр.93