Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Инфекционные болезни : учебное пособие. Часть 2 (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКраснов
ИздательствоКемГМА
Страниц93
ID189137
АннотацияВ настоящем учебном пособии представлены данные о таких инфекционных заболеваниях, как микоплазменная инфекция, легионеллез, хламидиоз, токсоплазмоз, конго-крымская геморрагическая лихорадка, Ку-лихорадка. Приведены основные алгоритмы ориентировочной деятельности при подозрении на перечисленные инфекционные заболевания с заданиями для самостоятельного контроля знаний. Пособие предназначено для внеаудиторной подготовки студентов медико-профилактического факультета.
Кем рекомендовано
Кому рекомендовано
Краснов, А.В. Инфекционные болезни : учебное пособие. Часть 2 / Краснов А.В., Вечелковский Ю.А., Ивойлова О.В.; А.В. Краснов .— Кемерово : КемГМА, 2011 .— 93 с. — URL: https://rucont.ru/efd/189137 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В настоящем учебном пособии представлены данные о таких инфекционных заболеваниях, как микоплазменная инфекция, легионеллез, хламидиоз, токсоплазмоз, конго-крымская геморрагическая лихорадка, Ку-лихорадка. <...> Приведены основные алгоритмы ориентировочной деятельности при подозрении на перечисленные инфекционные заболевания с заданиями для самостоятельного контроля знаний. <...> Рассмотрено и рекомендовано к методическим советом ГОУ ВПО 21 октября 2009 г. печати центральным КемГМА Росздрава  Кемеровская государственная медицинская академия, 2011 2 СОДЕРЖАНИЕ МИКОПЛАЗМЕННАЯ ИНФЕКЦИЯ 4 ЛЕГИОНЕЛЛЕЗ 26 ЛЕГОЧНЫЙ ХЛАМИДИОЗ 38 ТОКСОПЛАЗМОЗ 53 КУ-ЛИХОРАДКА 65 КОНГО-КРЫМСКАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ ЛИХОРАДКА 77 3 Тема: МИКОПЛАЗМЕННАЯ ИНФЕКЦИЯ Мотивация темы, актуальность проблемы Микоплазменная инфекция (МИ) – это инфекционное заболевание, вызываемое микоплазмами, которое может протекать остро, но чаше имеет хроническое рецидивирующее течение. <...> Основное клиническое проявление – респираторный микоплазмоз, или атипичная пневмония, однако возможны также поражения урогенитального тракта, суставов, патология беременности и плода, а также другие проявления. <...> Широкая распространенность среди населения (в России респираторный микоплазмоз составляет до 15 % от всех ОРЗ, а микоплазменная пневмония – 20 % среди всех пневмоний), атипичность течения микоплазменной пневмонии, возможность генерализации инфекции, трудности выявления и лечения обусловливают актуальность вопроса для здравоохранения и необходимость подготовки будущих врачей по данной проблеме. <...> Цели изучения темы – Научиться распознавать клинические особенности микоплазменной инфекции, обращая особое внимание на атипичность поражения органов дыхания, возможность формирования патологии других органов и систем, а также свойство МИ выступать в качестве оппортунистического заболевания при ВИЧ-инфекции. <...> Освоить методы клинического исследования больных <...>
Инфекционные_болезни _учебное_пособие._Часть_2.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.28
Стр.40
Стр.55
Стр.67
Стр.79
Стр.93
Инфекционные_болезни _учебное_пособие._Часть_2.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия А. В. Краснов, Ю. Л. Вечелковский, О. В. Ивойлова ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ Часть 2 Учебное пособие Кемерово КемГМА 2011
Стр.1
ГОУ ВПО КемГМА Росздрава А. В. Краснов, Ю. Л. Вечелковский, О. В. Ивойлова ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ Часть 2 Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 060104 65 – Медико-профилактическое дело Кемерово КемГМА 2011
Стр.3
Краснов А. В. Инфекционные болезни. Ч. 2 : учеб. пособие / А. В. Краснов, Ю. Л. Вечелковский, О. В. Ивойлова ; ГОУ ВПО КемГМА Росздрава. – Кемерово : КемГМА, 2011. – 90 с. инфекционных заболеваниях, как микоплазменная инфекция, легионеллез, хламидиоз, В настоящем учебном пособии представлены данные о таких токсоплазмоз, конго-крымская геморрагическая лихорадка, Ку-лихорадка. Приведены основные алгоритмы ориентировочной деятельности при подозрении на перечисленные инфекционные заболевания с заданиями для самостоятельного контроля знаний. Пособие предназначено для внеаудиторной подготовки студентов медико-профилактического факультета. Рецензенты: Малов И. В. – д-р мед. наук, проф., зав. каф. инфекционных болезней ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»; Сафонов А. Д. – д-р мед. наук, проф., зав. каф. инфекционных болезней ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Рассмотрено и рекомендовано к печати центральным методическим советом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 21 октября 2009 г.  Кемеровская государственная медицинская академия, 2011 2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ МИКОПЛАЗМЕННАЯ ИНФЕКЦИЯ ЛЕГИОНЕЛЛЕЗ ЛЕГОЧНЫЙ ХЛАМИДИОЗ ТОКСОПЛАЗМОЗ КУ-ЛИХОРАДКА КОНГО-КРЫМСКАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ ЛИХОРАДКА 4 26 38 53 65 77 3
Стр.5
Тема: МИКОПЛАЗМЕННАЯ ИНФЕКЦИЯ Мотивация темы, актуальность проблемы Микоплазменная инфекция (МИ) – это инфекционное заболевание, вызываемое микоплазмами, которое может протекать остро, но чаше имеет хроническое рецидивирующее течение. Основное клиническое проявление – респираторный микоплазмоз, или атипичная пневмония, однако возможны также поражения урогенитального тракта, суставов, патология беременности и плода, а также другие проявления. Развиваясь на фоне иммуносупрессии, микоплазменная инфекция часто присоединяется к гриппу, респираторно-синтициальному вирусу, пневмококку, утяжеляя патологию, а также может выступить в качестве оппортунистического заболевания при ВИЧ-инфекции. Широкая распространенность среди населения (в России респираторный микоплазмоз составляет до 15 % от всех ОРЗ, а микоплазменная пневмония – 20 % среди всех пневмоний), атипичность течения микоплазменной пневмонии, возможность генерализации инфекции, трудности выявления и лечения обусловливают актуальность вопроса для здравоохранения и необходимость подготовки будущих врачей по данной проблеме. 1. Цели изучения темы – Научиться распознавать клинические особенности микоплазменной инфекции, обращая особое внимание на атипичность поражения органов дыхания, возможность формирования патологии других органов и систем, а также свойство МИ выступать в качестве оппортунистического заболевания при ВИЧ-инфекции. – Освоить принципы дифференциальной диагностики; лабораторные методы подтверждения диагноза; выбор обоснованных методов лечения и реабилитации переболевших. 2. Целевые задачи 1. Освоить методы клинического исследования больных, с помощью которых можно получить объективные данные, 4
Стр.6
Тема: ЛЕГИОНЕЛЛЕЗ 1. Цели изучения темы – Научить распознавать легионеллез по клиническим и параклиническим данным. – Освоить принципы диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и правила выписки больных. 2. Целевые задачи 1. Овладеть методом клинического обследования больного, с помощью которого можно получить результаты, позволяющие судить о наличии у него легионеллеза. 2. Усвоить характерные симптомы заболевания; основные методы лабораторной диагностики, позволяющие подтвердить диагноз легионеллеза. 3. Научиться на основании анамнестических, клинических и лабораторных данных, формулировать окончательный диагноз. 4. Уяснить основные принципы лечения и профилактические мероприятия. 3. Логико-дидактическая структура темы Знать: 1. Из курса микробиологии – этиологию, свойства возбудителя, имеющие эпидемиологическое значение. 2. Из курса эпидемиологии – резервуар и источники инфекции, механизм передачи, восприимчивость организма человека. 3. Современные представления о патогенезе легионеллеза. 4. Классификацию легионеллеза. 5. Клиническую симптоматику различных форм. 6. Диагностику и дифференциальную диагностику заболевания. 7. Лабораторные методы диагностики легионеллеза (бактериологический, серологический, ИФА, ПЦР). 8. Исходы и осложнения легионеллеза. 9. Принципы лечения больных легионеллезом (этиотропная терапия до 2–3 недель, патогенетическое лечение, оксигенотерапия). 10. Профилактические мероприятия при легионеллезе. 26
Стр.28
Ситуационная задача № 1 1. Легионеллез, пневмоническая форма, тяжелой степени тяжести. 2. А) типичными пневмониями (пневмококковой и другой этиологии) Б) атипичными пневмониями (микоплазменной, хламидийный этиологии) В) Ку-лихорадкой 3. А) бактериологический метод Б) ИФА В) реакция микроагглютинации и РНИФ Г) ПЦР 4. Эритромицин фосфат в/в капельно в комбинации с рифампицином. Тема: ЛЕГОЧНЫЙ ХЛАМИДИОЗ Мотивация темы Характеристика заболевания, его распространенность, сложности диагностики, актуальность проблемы Легочный хламидиоз – группа инфекционных заболеваний, вызываемых внутриклеточными микроорганизмами рода Chlamidia, семейства Chlamidiaceae. В зависимости от резервуара инфекции различают антропонозные и зоонозные хламидиозы. К антропонозным относят заболевания, вызванные Chlamidia Pneumoniae, к зоонозным – Chlamidia Psittaci. Возбудитель пневмохламидиоза (Chlamidia Pneumoniae) включен сегодня в список классических этиологических факторов внебольничной пневмонии, наряду со стрептококками и пневмококком, микоплазмой, гемофильной палочкой. Это нашло отражение в формировании современных стандартов применения химиопрепаратов (антибиотиков) для лечения пациентов с внебольничной пневмонией (макролиды как препараты 2-го ряда). Орнитоз (синоним – пситтакоз) – зоонозная природно-очаговая антропургическая инфекционная болезнь с аэрозольным механизмом передачи возбудителя, характеризующаяся лихорадкой, интоксикацией, поражением легких, нервной системы, гепатолиенальным синдромом. Хламидийная инфекция характеризуется многообразием клинических проявлений, сложностью лабораторной диагностики 38
Стр.40
одышки, цианоза, тахипноэ). Ренгенологически – интерстициальная пневмония с характерной локализацией. Эффективность терапии доксициклином. 1. Для данной пациентки необходимо провести верификацию диагноза бактериологическим, серологическим или биологическим методом. Учитывая склонность к брадикардии, для исключения миокардита необходимо проведение ЭКГ. Учитывая наличие гепатоспленомегалии, необходимо оценить функциональные пробы печени. 2. Антибактериальная терапия назначена верно. Критерием эффективности будет снижение температуры тела, динамика объективных данных и рентгенологической картины легких. Терапия с учетом отсутствия предпосылок для формирования рецидива или хронического течения может длиться весь период лихорадки плюс 3 дня апирексии, но не менее 10 дней. 3. В очаге необходимо провести заключительную дезинфекцию, подозрительные птицы подлежат забою, с последующим уничтожением тушек. Для контактных лиц – наблюдение в течение 30 дней и химиопрофилактика (например, тетрациклином в дозе 0,5 г 3 р/сут до 10 сут.). 4. Возможно направление в местный санаторий общего или пульмонологического профиля. Тема: ТОКСОПЛАЗМОЗ Мотивация темы Характеристика заболевания, распространенность, сложности диагностики, актуальность проблемы Токсоплазмоз – зоонозное протозойное заболевание, характеризующееся хроническим течением, полиморфизмом клинических проявлений, преимущественным поражением центральной нервной системы, органов зрения, печени, легких. Актуальность проблемы токсоплазмоза для здравоохранения объясняется широким распространением возбудителя в природе; значительной пораженностью населения; возможностью трансплацентарной передачи от матери плоду; ассоциацией токсоплазменной инфекции и инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека (токсоплазмоз относят к оппортунистическим заболеваниям). Трудности в диагностике и постановке 53
Стр.55
Ситуационная задача № 1 1. Предварительный диагноз – «приобретенный токсоплазмоз». Соответствует срок инкубационного периода. Имеют место синдромы интоксикации (субфебрилитет, головная боль), лимфоаденопатии, гепатоспленомегалии, явления гастроэнтероколита. Данные эпиданамнеза – контакт с кошкой. 2. Для данной пациентки необходимо провести верификацию диагноза паразитологическим или серологическим методом. Необходима консультация невролога, офтальмолога, проведение ЭКГ, УЗИ ОБП. При нарастании неврологической симптоматики – КТ или МРТ головного мозга. 3. Антибактериальная терапия назначена верно. Критерием эффективности будет снижение температуры тела, динамика объективных данных и рентгенологической картины легких. Терапия с учетом отсутствия предпосылок для формирования рецидива или хронического течения может длиться весь период лихорадки плюс 3 дня апирексии, но не менее 10 дней. В плане лечения – этиотропная терапия пириметамином в дозе 75 мг однократно в 1–3-й день лечения, 25 мг однократно – 4–7-й день лечения. Метаболическая терапия. Необходимо уведомить пациентку о необходимости контрацепции. В плане дальнейшего ведения – контроль уровня специфических антител. Тема: КУ-ЛИХОРАДКА 1. Цели изучения темы 1. Научиться распознавать Ку-лихорадку по клиническим симптомам, обращая внимание на многообразие вариантов течения этой инфекции и лабораторные данные. 2. Научиться принципам дифференциальной диагностики Кулихорадки, выбору обоснованных методов лечения и правилам выписки больных. 2. Целевые задачи 1. Овладеть методом клинического обследования больного, позволяющим судить о наличии у больного Ку-лихорадки, уметь правильно оценивать степень тяжести заболевания и диагностировать ее осложнения. 65
Стр.67
2 – 2 3 – 3 4 – 2 5 – 2 6 – 3 7 – 1, 4 8 – 1, 3 9 – 4 10 – 1, 3 11 – 4 12 – 4 13 – 1, 3 14 – 3, 4 15 – 3 16 – 2 17 – В 18 – А 19 – Д 20 – Д 21 – В Ситуационная задача № 1 1. По клинической картине болезни и данным лабораторного исследования у больной Ку-лихорадка. 2. Учитывая клиническую картину болезни, наличие в хозяйстве коровы и овец, употребление в пищу сырого молока, следует думать об алиментарном или воздушно-пылевом пути заражения больной. Ситуационная задача № 2 Диагноз – «Эпидемический сыпной тиф». Тема: КОНГО-КРЫМСКАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ ЛИХОРАДКА 1. Цели изучения темы 1. Научиться распознавать конго-крымскую геморрагическую лихорадку (ККГЛ) по клиническим симптомам, уметь выделить ведущие синдромы заболевания, провести лабораторное обследование и интерпретировать данные лабораторных анализов. 2. Изучить принципы дифференциальной диагностики ККГЛ с другими геморрагическими лихорадками (геморрагической лихорадкой с почечным синдромом [ГЛПС], омской геморрагической лихорадкой [ОГЛ] и др.), выбора обоснованных методов лечения; правила выписки больных. 3. Уметь собрать эпидемиологический анамнез. 2. Цели и задачи 1. Освоить методы клинического обследования больного, с помощью которых можно получить объективные данные, позволяющие судить о наличии у больного ККГЛ. 77
Стр.79
Учебное издание Краснов Алексей Васильевич Вечелковский Юрий Леонидович Ивойлова Ольга Валерьевна ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ Часть 2 Учебное пособие Корректор, технический редактор – Вавилова К. М. Художественный редактор – Сапова Т. А. Ответственный редактор – Краснов А. В. Подписано в печать 06.12.2010. Тираж 100 экз. Формат 2130½. Условных печатных листов 5,2. Печать трафаретная. Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. http://www.kemsma.ru/rio/ Требования к авторам: http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml
Стр.93