Методы и приёмы изучения мотивационной
и операциональной сфер профессионализма…………………………23
Часть 3. <...> Динамика профессионального развития человека как субъекта
труда…………. <...> Проявления профессионального дизонтогенеза в деятельности,
личности специалиста, сфере его общения…………………………. <...> Профессиональная деятельность в особых и экстремальных
условиях труда… <...> Особенно отчётливо проявился интерес к
проблемам достижения человеком высших уровней профессионализма в
последние годы, когда выраженную остроту приобрела потребность
общества в специалистах-профессионалах различного профиля. <...> Понятие «профессионализм» можно определить как совокупность
устойчивых
свойств
личности
специалиста,
удовлетворяющих
требованиям профессии и обуславливающих способность успешно решать
профессиональные задачи различного уровня сложности. <...> В эту
совокупность свойств включают интеллектуальный потенциал
специалиста-профессионала, его компетентность в основной и
сопутствующих
сферах
деятельности,
профессиональную
направленность его личности, профессиональное сознание и самосознание. <...> Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с
принятыми нормами и стандартами требует от человека глубоких
профессиональных знаний, владения умениями и навыками, позволяющими
квалифицированно выполнять трудовую деятельность. <...> Вместе с тем, несмотря на очевидную необходимость включения в
подготовку специалистов высшей квалификации сведений в области
психологии профессионализма, вопросы, касающиеся факторов,
закономерностей и механизмов восхождения человека к вершинам
профессионального мастерства, специально в учебниках и учебных
пособиях по психологии не рассматриваются. <...> Синтезировать изученный
студентами материал в ракурсе проблем профессионального становления
личности, её самореализации в сфере профессионального труда, дополнив
его необходимыми сведениями из философии, педагогики <...>
Психология_профессионализма.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Т.В. ЗОБНИНА
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Учебное пособие к спецкурсу
Шуя 2004
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....……….3
Часть 1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ………………....…………5
1.1. Общая характеристика трудовой деятельности……..….…….… -
1.2. Профессия. Подходы к классификации профессий……..…..………7
1.3. Понятие профессионализма и профессионализации личности……8
Часть 2. СОСТАВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И СПОСОБЫ
ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ……………………………11
2.1. Пригодность к профессиональной деятельности………………….. -
2.2. Психологические компоненты профессионализма личности..……15
2.3. Методы и приёмы изучения мотивационной
и операциональной сфер профессионализма…………………………23
Часть 3. ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ..……………………………26
3.1. Выбор профессии………………………………………………….…….. -
3.2. Профессиональное обучение и переобучение……….………………..31
3.3. Динамика профессионального развития человека как субъекта
труда………….………………………………………………………….35
Часть 4. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ..…..42
4.1. Проявления профессионального дизонтогенеза в деятельности,
личности специалиста, сфере его общения…………………………. -
4.2. Отдельные препятствия на пути к профессионализму….….…….47
4.3. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных
условиях труда…..………………………………………………………49
Часть 5. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА…………….…………………………………………..52
5.1. Сущность профессионально-педагогического мастерства………. -
5.2. Составные профессионализма педагога………………….…………..58
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….…….…………68
2
Стр.2