Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Эпидемиология. Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДроздова
ИздательствоКемГМА
Страниц28
ID187930
АннотацияМетодические указания и контрольные задания предназначены для студентов по специальности 040600 «сестринское дело». Они содержат программу подготовки, ученый план, контрольные работы, требования к оформлению контрольной работы, перечень вопросов для подготовки к зачету и список рекомендуемой литературы.
Дроздова, О.М. Эпидемиология. Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело» / Дроздова О.М., Лившиц М.Л., Маслов А.К., Борзова Н.В.; О.М. Дроздова .— Кемерово : КемГМА, 2004 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/187930 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кемеровская государственная медицинская академия ЭПИДЕМИОЛОГИЯ Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело» Кемерово - 2004 2 ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело» Кемерово 2004 Дроздова О.М., Лившиц М.Л., Маслов А.К., Борзова Н.В. <...> Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело». <...> Они содержат программу подготовки, ученый план, контрольные работы, требования к оформлению контрольной работы, перечень вопросов для подготовки к зачету и список рекомендуемой литературы. <...> Инфекционных болезней КемГМА © ГОУ ВПО КемГМА Минздрава России, 2004 2 <...> Овладение базовыми умениями, представляющими содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекционных и массовых неинфекционных болезнях. <...> Теоретические основы дезинфекции и стерилизации, дезинсекции и дератизации. <...> Механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных группах и нозологических формах инфекционных болезней. <...> Профилактические и противоэпидемические мероприятия при наиболее распространенных инфекционных заболеваниях. <...> Использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу. <...> Владеть приемами эпидемиологической диагностики приоритетных нозологических форм и использовать результаты диагностики в практической деятельности. <...> Проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных заболеваний. <...> Поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ различного профиля. <...> ТЕМАТИЧСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ЭПИДЕМИОЛОГИИ № п/п Тема лекции Количество часов 1 <...>
Эпидемиология._Методические_указания_и_контрольные_задания_для_студентов_по_специальности_040600_«Сестринское_дело».pdf
Кемеровская государственная медицинская академия ЭПИДЕМИОЛОГИЯ Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело» Кемерово - 2004
Стр.1
ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело» Кемерово 2004
Стр.3
Дроздова О.М., Лившиц М.Л., Маслов А.К., Борзова Н.В. Эпидемиология. Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности 040600 «Сестринское дело». Кемерово, 2004. - 24 с. Методические указания и контрольные задания предназначены для студентов по специальности 040600 «сестринское дело». Они содержат программу подготовки, ученый план, контрольные работы, требования к оформлению контрольной работы, перечень вопросов для подготовки к зачету и список рекомендуемой литературы. Рецензенты: Далматов В.В. – проф., зав. кафедрой эпидемиологии ОГМА Краснов А.А. – доцент, зав. каф. Инфекционных болезней КемГМА © ГОУ ВПО КемГМА Минздрава России, 2004 2
Стр.4
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИИ Эпидемиология как общемедицинская наука изучает причины, условия и механизмы формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения во времени и использует эти данные для разработки способов профилактики заболеваний (В.Д. Беляков, 1989) Цель изучения эпидемиологии: овладение теоретическими и методическими основами профилактики наиболее распространенных инфекционных и неинфекционных заболеваний населения. Задачи: 1. Освоение комплекса теоретических знаний по дисциплине 2. Овладение базовыми умениями, представляющими содержание профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекционных и массовых неинфекционных болезнях. Студент должен знать: 1. Предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе. 2. Эпидемиологические аспекты номенклатуры и классификации болезней. 3. Эпидемиологические метод исследования (эпидемиологическую диагностику). 4. Основные методы выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами, его определяющими; 5. Теоретические основы дезинфекции и стерилизации, дезинсекции и дератизации. 6. Механизм развития и проявления эпидемического процесса при отдельных группах и нозологических формах инфекционных болезней. 7. Эпидемиологические закономерности распространения основных инфекционных заболеваний. 8. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при наиболее распространенных инфекционных заболеваниях. 9. Госпитальные инфекции. Эпидемиологический надзор за внутрибольничными инфекциями. Студент должен уметь: 1. Использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу. 2. Владеть приемами эпидемиологической диагностики приоритетных нозологических форм и использовать результаты диагностики в практической деятельности. 3. Проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных заболеваний. 4. Поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ различного профиля. 3
Стр.5
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 4.1.Эпидемиология как общемедицинская дисциплина. Эпидемиологический метод исследования. Основные эпидемиологические понятия. Принципы классификации инфекционных болезней. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Учебные цели. Студент должен: 1. Знать определение эпидемиологии как общемедицинской науки и науки об эпидемическом процессе и современную теоретическую концепцию эпидемиологии. 2. Знать учение об эпидемическом процессе, разделы учения об эпидемическом процессе. 3. Знать биологические, природные и социальные факторы эпидемического процесса. 4. Знать механизм развития эпидемического процесса. Теории механизма передачи, природной очаговости и саморегуляции эпидемического процесса. 5. Знать основные проявления эпидемического процесса. 6. Знать принципы классификации инфекционных болезней. 7. Знать характеристику профилактических и противоэпидемических мероприятий. 8. Знать основы организации эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями. 9. Уметь определять границы очагов инфекционных заболеваний. 10.Уметь оценивать эффективность отдельных профилактических и противоэпидемических мероприятий. Краткая история эпидемиологиии. Эпидемиология, определение, цели, задачи. Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Заболеваемость – основной предмет эпидемиологии. Учение об эпидемическом процессе и его эволюция. Основные разделы учения об эпидемическом процессе. Характеристика биологических, природных и социальных факторов эпидемического процесса. Механизм развития эпидемического процесса. Теория механизма передачи инфекции Л.В. Громашевского. Виды механизмов передачи Источник инфекции, категории, характеристика. Пути и факторы передачи инфекции. Теория природной очаговости Е.Н. Павловского. Теория саморегуляции эпидемического процесса В.Д. Белякова. Понятие о естественном резервуаре возбудителей и классификация инфекционных болезней. Проявления эпидемического процесса: эндемическая, экзотическая, эпидемическая, спорадическая заболеваемость, пандемии. Понятие об очаге инфекционного заболевания. Понятие о профилактических и противоэпидемических мероприятиях. Характеристика мер, направленных на источник, механизм передачи и восприимчивый коллектив. Эпидемиологический надзор. Определение. Принципы организации. 6
Стр.8
нопрофилактике. Эпидемиологический надзор при сыпном тифе, клещевом энцефалите и боррелиозе. Документы, регламентирующие содержание профилактических и проведение мероприятий в эпидемических очагах сыпного тифа в ЛПУ. Раздел 4.10. Зоонозные инфекции Учебные цели. Студент должен: 1. Знать общую характеристику зоонозов. 2. Знать характеристику механизма передачи инфекции при нетрансмиссивных зоонозах. 3. Знать эпидемиологическую характеристику, профилактические и противоэпидемические мероприятия при сибирской язве, бешенстве, бруцеллезе, чуме. 4. Знать сибирскую язву как проблему биотерроризма. 5. Уметь организовать противоэпидемические мероприятия в ЛПУ при сибирской язве, бешенстве. 6. Уметь организовать экстренную профилактику бешенства. 7. Уметь организовать противоэпидемические мероприятия при угрозе биотерроризма, обусловленных возбудителями зоонозных инфекций. Определение понятий зоонозы, зооантропонозы, антропонозы. Рапространенность. Пластичность, полиадаптивность и политропность возбудителей. Множественность резервуаров и источников инфекции среди животных. Многообразие путей заражения и клинических форм у человека. Понятие: человек - биологический тупик для зоонозов. Зависимость проявлений эпидемического процесса от особенностей эпизоотического процесса. Эпидемиология сибирской язвы, бешенства, бруцеллеза, чумы. Принципы организации профилактических и противоэпидемических мероприятий. Значение иммунопрофилактики. Возможность использования возбудителей зоонозов в качестве биологического оружия. Риск распространения и организация мероприятий в ЛПУ. 5. РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЭПИДЕМИОЛОГИИ При самостоятельном освоении курса необходимо прочесть соответствующие разделы методических рекомендаций, относящиеся к изучаемой теме, уяснить объем, общий характер содержания, взаимосвязь и последовательность вопросов, входящий в данный раздел. Изучение следует начинать с вопросов общей эпидемиологии, ее истории, усвоения общих методов эпидемиологической диагностики. Вместе с тем, необходимо получить представление об эпидемиологии как общемедицинской дисциплине. Изучение общей эпидемиологии позволит облегчить усвоение проблем частной эпидемиологии. В процессе обучения следует особое внима13
Стр.15
7. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ВАРИАНТ 1 1. Эпидемиология, как общемедицинская наука и наука об эпидемическом процессе. 2. Виды, методы, степени, способы дезинфекции. 3. Характеристика основных видов биологических препаратов (вакцины, сыворотки, иммуноглобулины и др.). 4. Эпидемиология и профилактика эшерихиозов. 5. Стационары и факторы риска возникновения внутрибольничных инфекций. ВАРИАНТ 2 1. Определение и структура эпидемиологического метода исследования. 2. Дезинфекционно-стерилизационный режим ЛПУ. 3. Роль и место иммунопрофилактики в системе профилактических и противоэпидемических мероприятий инфекционных заболеваний. 4. Эпидемиология и профилактика иерсиниоза и псевдотуберкулеза. 5. Эпидемиология и профилактика госпитальных гнойно-септических инфекций в родильных домах. ВАРИАНТ 3 1. Типы и характеристика эпидемиологических исследований (описательные, аналитические, экспериментальные). 2. Галогеносодержащие и кислородосодержащие дезинфектанты. Характеристика, применение в ЛПУ. 3. Правила хранения, транспортировки и использования иммунобиологических препаратов. Прямая и обратная холодовая цепь. 4. Эпидемиология и профилактика шигеллезов. 5. Определение понятия «внутрибольничные инфекции». Эпидемиологическое значение внутрибольничных инфекций. ВАРИАНТ 4 1. Эпидемический процесс. Определение, сущность, формы проявления. 2. ПАВ, гуаниды, спирты, альдегидосодержащие, фенолсодержащие дезинфектанты, характеристика, применение в ЛПУ. 3. Характеристика поствакцинального иммунитета. 4. Эпидемиология и профилактика холеры. 5. Этиология внутрибольничных инфекций. 15
Стр.17
8. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ЭПИДЕМИОЛОГИИ 1. Эпидемиология как общемедицинская наука. Определение, цели, задачи. Связь эпидемиологии с другими медицинскими дисциплинами. 2. История эпидемиологии в борьбе с инфекционными заболеваниями. Роль выдающихся ученых в становлении эпидемиологии. 3. Предмет и метод эпидемиологии. Структура и содержание эпидемиологического метода исследования. 4. Эпидемиологическая классификация инфекционных болезней. 5. Учение об эпидемическом процессе. Определение понятия, основные разделы. 6. Факторы эпидемического процесса (биологические, природные и социальные). 7. Механизм развития эпидемического процесса. Теории механизма передачи Л.В. Громашевского и природной очаговости Е.Н. Павловского. 8. Теория саморегуляции эпидемического процесса В.Д. Белякова. 9. Источники инфекции при антропонозах, категории, эпидемиологическое значение. 10. Источники инфекции при зоонозах. Краткая характеристика отряда грызунов. Эпидемиологическое значение. 11. Механизм передачи возбудителей, определение, виды, характеристика. 12. Факторы и пути передачи возбудителей инфекций, их характеристика. 13. Проявления эпидемического процесса. Показатели, характеризующие интенсивность эпидемического процесса. 14. Принципы борьбы с инфекционными заболеваниями. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. 15. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий в ЛПУ. 16. Особенности проведения противоэпидемических мероприятий на врачебном участке. Задачи врача и участковой медсестры в борьбе с инфекционными заболеваниями. 17. Определение понятия "дезинфекция", "стерилизация", "антисептика", "дезинсекция", "дератизация". Место и значение дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации в системе эпидемиологического надзора за различными инфекциями. 18. Степени, виды, методы и способы дезинфекции. 19. Характеристика основных групп химических дезинфектантов; требования, предъявляемые к дезинфектантам и условия, влияющие на их эффективность. 20. Технические средства дезинфекции. Камерная дезинфекция. Типы дезинфекционных камер. Методы и режимы камерной дезинфекции. Дезинфекционная аппаратура. 19
Стр.21
Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Минздрава России 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 27.04.2004 Гарнитура таймс. Тираж 100 экз. Усл. печ. листов – 1,3 Отпечатано с готового оригинал-макета Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97 2
Стр.28

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.