Кемеровская государственная
медицинская академия
Общественное здоровье
и здравоохранение
Кемерово
КемГМА
2009
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Общественное здоровье
и здравоохранение
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому
и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся на заочном отделении
по специальности 060109 – «Сестринское дело»
Под редакцией профессора,
доктора медицинских наук Г. Н. Царик
Кемерово
КемГМА
2009
3
Стр.3
УДК 614.2 (075.8)
Артамонова, Г. В., Богомолова, Н. Д., Ивойлов, В. М., Перепелица, Д. И.,
Царик, Г. Н., Цитко, Т. А., Штернис, Т. А. Общественное здоровье и
здравоохранение: уч. пособие / под ред. Г. Н. Царик. – Кемерово:
КемГМА, 2009 – 128.
Учебное пособие содержит определение дисциплины
«Общественное здоровье и здравоохранение», ее цель и задачи, связь с
другими предметами, учебный план, программу, задания и требования к
оформлению контрольных работ, перечень контрольных вопросов к
зачету, список литературы.
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения
факультета высшего сестринского образования.
Рецензенты:
Шульмин А. В. – к. м. н., доц., зав. кафедрой общественного здоровья
и здравоохранения;
Хлынин С. М. – д. м. н., проф., зав. кафедрой общественного здоровья
и здравоохранения.
© Кемеровская государственная медицинская академия, 2009.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Приложение 1
Приложение 2
Литература
4
5
7
9
110
124
125
3
Стр.5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» является
наукой о стратегии и тактике здравоохранения. На основе исследования
общественного здоровья она разрабатывает организационные, медикосоциальные
предложения, направленные на подъем уровня общественного
здоровья и качества медицинской помощи. Данная наука изучает
закономерности общественного здоровья и здравоохранения с целью
разработки научно обоснованных стратегических и тактических
предложений по охране и повышению уровня здоровья населения и
организации медико-социальной помощи.
В отличие от большинства медицинских и, прежде всего,
клинических дисциплин, имеющих дело с отдельным человеком и его
здоровьем, этот предмет изучает здоровье и его охрану (здравоохранение)
сообществ (популяций), групп людей, населения, то есть он
непосредственно сталкивается с социальными проблемами и процессами и,
таким образом, служит мостом между медициной и общественными
дисциплинами, прежде всего социологией.
4
Стр.6
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:
– обучить студентов умению определять воздействие социальных
условий и факторов внешней среды на здоровье человека;
– разработать мероприятия по устранению и предупреждению
вредного влияния условий внешней среды на здоровье населения;
– дать представление о современных организационно-медицинских
технологиях в сфере здравоохранения, включая управленческие процессы
(экономические, правовые, административные, организационные и другие
внутриорганизационные и межсекторальные отношения), тенденции
развития зарубежных стран.
Задачи изучения дисциплины:
– исследовать состояние здоровья населения и влияние на него
социальных условий;
– организовать медицинскую и медико-профилактическую помощь
(в том числе стоматологическую) населению;
– использовать анализ информации о здоровье населения и
деятельности лечебно-профилактических и санитарно-профилактических
учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и
эффективности медицинской и медико-профилактической помощи;
– использовать основы экономики, маркетинга, планирования,
финансирования здравоохранения, менеджмента, инновационных
процессов в здравоохранении, правовых и этических аспектов в
медицинской деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По завершении курса «Общественное здоровье и здравоохранение»
студенты должны:
А. Знать:
1. Методику исследования здоровья населения с целью его
сохранения, укрепления и восстановления:
– методики сбора, статистической обработки и анализа информации
о здоровье населения или отдельных его групп;
– методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей
среды на здоровье населения или отдельных его групп.
2. Вопросы организации медицинской и медико-профилактической
помощи населению:
– системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения
(национальную систему здравоохранения, медицинское страхование и др.);
– методики анализа деятельности (организации, качества и
эффективности лечебно-профилактических учреждений;
5
Стр.7
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
Учебный план дисциплины
«Общественное здоровье и здравоохранение»
для студентов заочного отделения
факультета высшего сестринского образования
Базовый
(5 лет)
Повышенный
(3,5 года)
213/5,9 44/1,2
20/0,5 20/ 0,5
169/4,7
–
18/0,5
8/0,2
26/0,7
12/0,3
8–9
7
2
1
9
7
Таблица 2
Темы лекций
Количество часов
№
Тема
1 Основы «Общественного здоровья и здравоохранения»
как учебной и научной дисциплины
2
3
4
5
Здоровье населения и методы его изучения
Медико-социальные аспекты демографии
Заболеваемость: состояние и тенденции
Медико-социальные аспекты важнейших
неинфекционных болезней и травматизма
6 Проблемы социального и медицинского страхования
7
Системы здравоохранения в развитых странах
8 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
9
Основные направления реформы здравоохранения
Итого
Базовый
уровень
2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
Повышенный
уровень
1
1
1
1
1
1
–
1
1
8
7
Уровень
обучения
Всего часов/
кредитов
Аудиторных
Самостоятельная
работа
Лекционные
занятия
Практические
занятия
Семестр
Контрольных
работ
Зачет
(семестр)
Стр.9
ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Теоретические основы
дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Политика в области охраны здоровья населения
Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина
о закономерностях общественного здоровья, воздействии социальных
условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах
его охраны и улучшения.
Место дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
среди медицинских, гигиенических и общественных наук в системе
медицинского образования.
Роль дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в
практической деятельности медицинской сестры органов и учреждений
здравоохранения.
Основные методы исследования: статистический, исторический,
экспериментальный, экономико-математический, эпидемиологический,
моделирование, экспертные оценки и др.
Возникновение и развитие социальной гигиены и организации
здравоохранения (общественной медицины) в зарубежных странах
(А. Гротьян, А. Фишер и др.). Становление и развитие социальной гигиены
и организации здравоохранения в России (Н. А. Семашко, З. П. Соловьев,
А. В. Мольков, М. Ф. Владимирский, Г. Н. Каминский, З. Г. Френкель,
Г. А. Баткис, С. В. Курашов, Н. А. Виноградов, М. Д. Ковригина, И. Д. Богатырев,
А. Ф. Серенко, A. M. Мерков, Е. А. Садвокасова, Е. Н. Шиган и др.).
Проблемы социальной политики в стране. Основы политики
отечественного здравоохранения. Законодательная база
отрасли.
Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических,
государственных документах (Конституция РФ, законодательные акты,
решения, постановления и др.).
Здравоохранение как система мероприятий по сохранению,
укреплению и восстановлению здоровья.
Основные принципы отечественного здравоохранения на этапах его
развития. Основные направления реформы здравоохранения.
9
Стр.11
Виды контроля знаний студентов
1. Устный опрос.
2. Решение ситуационных и статистических задач.
***
В соответствии с учебным планом студенты факультета высшего
сестринского образования должны выполнить две контрольные работы
(при повышенном уровне образования – одну) и сдать зачет.
Первая контрольная работа содержит 10 вариантов заданий. Студент
выполняет тот вариант, который соответствует последней цифре номера
зачетной книжки. Вторая контрольная работа (анализ деятельности ЛПУ и
оценка удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи)
выполняется с использованием материалов годового отчета ЛПУ по месту
работы студента.
Каждая контрольная работа выполняется в отдельной тетради. На
титульном листе указывается наименование вуза, кафедры, номер контрольной
работы и вариант, Ф.И.О. студента, группа, курс, факультет, год обучения.
Выполняемую контрольную работу студент должен сдать в деканат
ВСО за два месяца до зачета по общественному здоровью и
здравоохранению.
После регистрации деканат передаёт работу на кафедру. Кафедра оценивает
работу и при положительной оценке допускает студента к сдаче зачета.
Критерии оценки знаний студентов
Условиями для допуска к зачету являются:
1) Посещение всех аудиторных занятий.
2) Наличие и постоянное ведение конспекта лекций и практических занятий.
3) Умение находить и анализировать информацию в основных и
дополнительных источниках.
4) Активное участие в работе на практических занятиях при
обсуждении ранее поставленных вопросов.
5) Знание и владение терминологией учебной дисциплины
«Общественное здоровье и здравоохранение».
6) Умение самостоятельно проводить анализ необходимого
материала, представленного в различных формах (текст, формулы,
графики, таблицы и т. п.).
7) Умение находить взаимосвязи теоретического материала с
практической деятельностью.
8) Защита курсовой работы на положительную оценку.
При оценке курсовой работы используются ряд критериев,
представленных в табл. 4.
18
Стр.20
Методические рекомендации
по организации изучения дисциплины
Преподавание проводится с учетом знаний, полученных студентами
на теоретических и клинических дисциплинах. На занятиях в аудитории
демонстрируются слайды, таблицы и другие наглядные материалы, облегчающие
усвоение содержания дисциплины
Практические занятия проводятся в виде учебных игр, решений
статистических и ситуационных задач, дискуссий.
Тематика контрольных работ
и требования к их содержанию
На основании имеющихся данных оценить состояние здоровья
населения (вычислить необходимые показатели, сделать выводы).
Решить задачи с применением соответствующих методов
статистической обработки материала.
Контрольная работа № 1
Вариант I
1.1. Санитарно-демографическая характеристика Ивановского
района. Ивановский район Н-ской области занимает площадь 1000 кв. км.
Численность населения района в 2007 г. составила 80000 человек.
В 2006 г. в районе родилось 1392 ребенка, в 2007 г. – 1400 детей, а
умерло за год 776 человек, в том числе в возрасте до одного года – 39, в
районе проживает 24561 женщина в возрасте от 15 до 49 лет.
В целом по району было зарегистрировано 72000 случаев
заболеваний. В 2007 г. в стационары больниц было госпитализировано
1200 человек, в этом же году в районе было зарегистрировано 1200 случаев
инфекционных заболеваний.
Таблица 5
Демографические показатели района за 2003–2007 гг.
Показатели по годам
(на 1000 человек населения)
Рождаемость
Смертность
Младенческая смертность
Естественный прирост
Коэффициент плодовитости
2003
17,2
10,0
30,0
56,5
25
2004
17,2
9,08
29,0
56,0
2005
17,3
9,6
28,0
55,0
2006
17,4
9,7
27,0
56,0
2007
Стр.27
Раздел II. Деятельность поликлиники (амбулатории),
диспансера, консультации
Материалы этого раздела содержат данные о работе врачей, о
диспансерном наблюдении, заболеваниях, зарегистрированных поликлиникой,
медицинских профилактических осмотрах и позволяют сделать вывод о
состоянии амбулаторно-поликлинической помощи населению.
Для проведения анализа деятельности поликлиники (амбулатории),
диспансера, консультации необходимо использовать следующие
материалы годового отчета.
Таблица 107
Работа врачей поликлиники (амбулатории),
диспансера, консультации
Число
№
строки
1
4/01
03
04
23
35
посещений врачей,
включая
профилактические,
всего
2
556837
151200
148150
80900
50310
Из общего числа посещений
сделано по поводу
заболеваний
Взрослыми и
подростками
3
470870
133056
132050
72710
45210
Детьми
до 14 лет
включительно
4
–
–
–
–
–
Всего
5
139209
30150
29500
710
840
Число посещений
врачами на дому
В том числе
детей
до 14 лет
включительно
6
–
–
–
–
–
Из них
по поводу
заболеваний
7
135000
28121
27471
710
840
Таблица 108
Периодические осмотры, проведенные данным учреждением
Контингенты населения
Номер
строки
Всего подростков в возрасте 15–17 лет включительно
(кроме обучающихся в школах), в том числе учащихся:
средних специальных учебных заведений и вузов
системы профтехобразования
подростков, работающих в промышленности,
сельскохозяйственной и других отраслях
Из общего числа подростков-юношей (строка 1)
Кроме того, учащиеся системы профтехобразования,
средних специальных учебных заведений и вузов (от
18 лет и старше)
Контингенты населения, осмотренные в порядке
периодических осмотров, всего
Из них рабочие промышленных предприятий
работники учреждений и организаций Минсельхозпрода
Прочие контингенты населения, осмотренные
в порядке периодических осмотров
69
4/1
1.1
1.2
1.3
2.0
3.0
4
4.1
4.2
4.3
4123
561
982
2580
1792
1239
41918
25254
1180
2310
Подлежало
осмотрам Осмотрено
4121
560
982
2579
1790
1217
41871
25250
1175
2300
Стр.71
Раздел III. Деятельность стационара
Анализ деятельности стационара включает следующие разделы:
I. Общие сведения о стационарной помощи населению.
II. Организация работы стационара.
III. Качество медицинского обслуживания в стационаре.
I. Общие сведения. В данном разделе дают характеристику
стационарного обслуживания: обеспеченность больничными койками с
учетом специализированной помощи, доступность ее для населения.
Необходимо учесть динамику коечного фонда, распределение коек по
специальностям. Затем определяют укомплектованность стационара
кадрами: врачами, средним и прочим медперсоналом. Далее рассчитывают
показатели нагрузки врача: среднее число коек на одного врача в целом по
больнице и отделениям.
В этом разделе рассчитываются следующие показатели:
– Обеспеченность населения
больничными койками
– Укомплектованность
стационара медперсоналом
=
=
– Среднее количество коек,
приходящихся на одну должность =
– Уровень госпитализации
=
развернутых больничных коек 1000
Численност ь обслуживае мого
Среднегодо в количество
ое
населения
Количество занятых врачебных
должностей100
Число врачебных должностей
согласноштатному расписанию
Среднегодо в количество
развернутых больничных коек
ое
Количество занятых
должностей
врачебных
Количество поступивших в стационар
больных1000
Численност ь обслуживае мого
населения
Полученные данные заносятся в таблицу (табл. 115).
74
Стр.76
Приложение 1
Таблица 1
i
Расчетные нормативы числа койко-дней к / д
Профиль отделений
(коек)
Кардиологические
Ревматологические
Гастроэнтерологические
Пульмонологические
Эндокринологические (т)
Нефрологические (т)
Гематологические
Аллергологические
Педиатрические
Терапевтические (общие)
Патология новорожденных
Травматологические
Ортопедические
Урологические
Нейрохирургические
Ожоговые
*
клинического
уровня
10,04
9,87
8,48
11,02
10,17
8,48
0,00
16,15
0,00
14,43
14,37
10,93
7,03
6,80
2,83
1,13
6,43
6,52
3,94
8,77
3,82
1,84
городского
уровня
33,82
0,00
1,55
5,05
3,06
5,04
2,56
2,51
72,37
13,91
48,86
32,66
23,32
0,00
0,00
0,00
0,00
9,89
0,00
26,87
14,37
40,57
22,79
0,00
2,56
0,00
7,50
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
9,96
0,00
n госпитализации*
(на 1000 жителей Российской Федерации)
Число койко-дней на 1000 жителей для
уровня
ЦРБ
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Всего
Взрослых Детей Взрослых Детей Взрослых Детей Взрослых Детей
8,61
6,32
20,73
2,99
3,06
0,00
0,00
0,00
330,67
0,00
41,43
0,00
0,00
0,00
0,00
114,79
0,00
0,00
2,96
0,00
0,00
0,00
0,00
80,98
20,23
58,90
42,53
31,80
11,02
10,17
8,48
–
356,71
–
82,73
28,74
51,50
29,82
6,80
5,39
1,13
13,39
6,52
3,94
8,77
3,82
1,84
158,57
–
22,28
11,00
6,12
5,04
2,56
2,51
Итого
86,37
21,36
72,83
49,05
35,74
19,79
13,99
10,32
158,57
356,71
22,28
93,73
34,86
56,54
32,38
9,31
При расчетах нормативов числа койко-дней принято следующее соотношение взрослых и детей в структуре населения взрослых – 78 %,
детей – 22 %.
110
Стр.112
Приложение 2
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального
агентства по здравоохранению и социальному развитию
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения
и медицинской информатики
Контрольная работа № 1
по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»
(Вариант № 1)
Выполнил: студент _______ курса,
группы ________ факультета высшего
сестринского образования
Ф.И.О.____________________________
Кемерово 2008
124
Стр.126
Учебное издание
Артамонова Галина Владимировна
Богомолова Наталья Дмитриевна
Ивойлов Валерий Михайлович
Перепелица Дмитрий Иванович
Царик Галина Николаевна
Цитко Евгений Анатольевич
Штернис Татьяна Александровна
Общественное здоровье и здравоохранение
Корректор, технический редактор – Аносова К. М.
Художественный редактор – Сапова Т. А.
Ответственный редактор – Богомолова Н. Д.
Подписано в печать 23.09.2008. Тираж 100 экз. Формат 2130½.
Условных печатных листов 7,5. Печать трафаретная.
129
Стр.131